ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекции по валеологии и экологии человека. 2011 г.

Основные уровни, модели и критерии здоровья

2. Способность к адаптации к данным условиям внешней среды: поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.

Слайд 7. Концептуальные модели здоровья

Демографическая статистика как индикатор здоровья населения

Статистика заболеваемости населения как показатель здоровья

Предотвращенный экономический ущерб

Метод медицинских осмотров в оценке уровня здоровья групп

Оценка индивидуального здоровья – метод функциональных нагрузок

Психическое здоровье как часть общественного здоровья

Человек и окружающая среда – проблема адаптации и дезадаптации к условиям существования Вступление

Понятие об адаптации и экология человека

Стресс и гипоксия. Перекрестная адаптация и неспецифическая профилактика

Окружающая среда и здоровье человека — роль природы и технологий Вступление

Природная среда и здоровье – проблема обусловленности

Антропогенное воздействие на окружающую среду и здоровье – проблема объективных оценок

Если же говорить об индивидуальном уровне психического здоровья, то его измерение сегодня все чаще базируется не на субъективном мнении врача-психиатра, а на более объективной оценке, которая обеспечивается применением структурированных психиатрических опросников. По результатам кодирования ответов пациента на серии вопросов, касающихся основных шкал классификаторов психических нарушений, с помощью специального программного обеспечения выводится тот или иной психиатрический диагноз. В то же время такие инструменты не всегда способны выявить пограничные и личностные нарушения. Поэтому во всем цивилизованном мире участие психиатра и психолога является необходимым при оценке личностных свойств и психического здоровья, в частности, при назначении или прохождении по конкурсу на некоторые важные должности либо при принятии на работу, связанную со стрессовыми ситуациями.

  • СЛАЙД 16 (40).Пример популярного опросника «Испытываете ли Вы стресс?»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данной лекции, следует еще раз подчеркнуть, что здоровье – категория чрезвычайно многоплановая и сложная.

Здоровье обусловлено множеством факторов, среди которых – свойства индивида (наследственность, привычки, образ жизни, профессия), природные (географическая зона и ландшафт обитания, климат), антропогенные (городское или сельское проживание, степень деградации окружающей среды, наличие промышленных или сельскохозяйственных источников загрязнения), социальные (экономическое благополучие, уровень образования, события жизни, степень социального стресса).

  • СЛАЙД 17 (41).Факторы здоровья

Поэтому и экология человека как междисциплинарная область знаний опирается на научные данные самых разных дисциплин, от генетики до социологии, включая весь спектр биологических наук и наук о природе.

Самостоятельная работа №2 .СЛАЙДЫ 18-19 (42-43).

Попробуйте пройти степ-тест. Он предназначен для тех, кто в состоянии преодолеть свою неуверенность, справиться с ленью и нанести сокрушительный удар по лишним килограммам. Проверьте, насколько хороша ваша физическая форма.

     Попробуйте в течение 3 минут подниматься на ступеньку и опускаться со ступеньки высотой 30 см. Обычно шаги выполняют в следующей последовательности: правая нога — на ступеньку, левая нога — на ступеньку, правая нога — вниз, левая нога — вниз.


     Во время выполнения теста несколько раз смените ногу, с которой вы начинаете подъем. Туловище при этом выпрямите, а руками выполняйте такие же движения, как при обычной ходьбе.

     Если во время выполнения теста у вас появляются неприятные ощущения, немедленно прекратите упражнение.

     Выполнив тест, сядьте на скамейку и не позднее чем через 5 секунд начинайте считать пульс. Результаты подсчета оцените по следующим данным:

     Частота сердечных сокращений (уд./мин):

     Женщины (20—46 лет) 79-84 - Отлично 90-97 - Хорошо 106-109 - Выше среднего 118-119 - Посредственно 122-124 - Ниже среднего 129-134 - Плохо 137-145 - Очень плохо

     Мужчины (20—46 лет) 81-90 - Отлично 99-102 - Хорошо 103-112 - Выше среднего 120-121 - Посредственно 123-125 - Ниже среднего 127-130 - Плохо 136-138 - Очень плохо

  • СЛАйД 20 (44). Вопросы к лекции 2.


  1. Определение понятия «нозология».

  2. Определение понятия «нозологические формы (единицы)».

  3. Методы медицинской статистики.

  4. Критерий экономической эффективности (КЭЭ) – определение понятия. Пример расчета КЭЭ.

  5. Определение понятия «общий экономический ущерб».

  6. Определение понятия «предотвращенный экономический ущерб».

  7. Определение понятия «максимальное потребление кислорода(МПК)» и «должные значения МПК (ДМПК)». Пороговые величины МПК.

  8. 5 Функциональных уровней (классов) физического состояния, соответствующие значения мпк. Расчет мпк и дмпк.

  9. Методы оценки психического здоровья человека.

  10. Интегративные факторы здоровья.

Лекция 3.

Человек и окружающая среда – проблема адаптации и дезадаптации к условиям существования Вступление

На протяжении своей жизни человек испытывает постоянное воздействие разнообразных факторов окружающей среды. Многие из этих факторов, например, химические соединения, являются естественными и необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Так, человек не может существовать без кислорода, являющегося необходимым фактором жизнеобеспечения. При снижении содержания кислорода в атмосферном воздухе возникает серьезная угроза жизни. Нарушения обмена веществ и физиологических функций организма возникают и при повышении парциального давления естественных газов атмосферы, например диоксида углерода. Человек регулярно потребляет различные органические соединения и минеральные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, биологически активные вещества, воду. Все они необходимы для организма, поскольку принимают участие в синтезе различных соединений, обеспечивают возможность мышления, движения, роста, приспособления и обезвреживания вредных веществ. Некоторые из потребляемых «топливных молекул» участвуют в построении структур клеток, другие — в обмене веществ и выработке энергии.

Однако на планете происходит изменение материального состава окружающей среды, изменяются соотношения газов в атмосфере, природные среды все больше насыщаются новыми опасными, ранее неизвестными веществами, которые также поступают в организм человека. Оценить степень их влияния, выявить и количественно выразить риск, установить нормативы их безопасности – важная задача, решаемая современной наукой.


Важными действующими факторами являются также физические факторы. Один из них — магнитное поле Земли. В подводной лодке, космическом корабле и даже в блочном железобетонном доме происходит искажение (частичное или полное экранирование) естественного магнитного поля. Человек как бы недополучает естественное экологическое воздействие. Такое состояние именуется депривацией естественного магнитного поля. В этом случае в организме возможны патологические изменения. Благоприятными в этом отношении являются дома из дерева, кирпича, известняка.

Важное значение имеет ионизирующая радиация в рамках естественного фона Земли, которая также представляет собой экологический фактор, обусловливающий развитие всего живого. Она ответственна за мутации в генетическом аппарате, это является необходимым условием развития, появления новых признаков, т. е. процесса развития и приспособления видов.

С другой стороны, окружающая среда оказывается все больше загрязненной искусственными электромагнитными излучениями и радиоактивными источниками. Это загрязнение не только искажает естественные магнитные поля и уровень радиации, но и количественно значительно превосходит их как по мощности, так и по концентрации (контрастности) в урбанизированных или промышленных зонах.

Человек – существо всеядное и способное существовать в самых разнообразных условиях. Человек живет на планете в интервале температур от –50 до +50 0С, в аридной зоне, на уровне моря, и в высокогорье, на высоте более 2000 м, где парциальное давление газов заметно снижено. Человек населяет и обустраивает районы Крайнего Севера с его полярной ночью и днем и тропические регионы с высокой влажностью, тропическими ливнями, человек постоянно живет в самых засушливых пустынях с их резко континентальным климатом и в других мало приспособленных для жизни регионах.

Конечно, в значительной степени такая возможность заселять самые различные климатические зоны и ландшафты связана с тем, что человек способен создавать для себя искусственную среду обитания, насыщая ее техническими средствами и приспособлениями, делающими его жизнь комфортной и удобной независимо от внешних условий.

  • СЛАЙД 1 (45). Факторы среды

В то же время среда обитания продолжает предъявлять к человеку разнообразные, порой очень жесткие требования. С развитием технологий эти требования все в большей мере касаются психоэмоциональной сферы человека и в меньшей затрагивают его биологическую, физиологическую сущность. Тем не менее, вопрос приспособления основных функций организма к изменяющимся условиям внешней среды по-прежнему остается актуальным. Рассмотрим основные понятия и механизмы, которые лежат в основе такого приспособления.