Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методика руководства дидактической игрой).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Выполняя функцию учебного пособия, дидактическая игра может служить основной частью урока. Помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети изучают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры в качестве метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает концентрацию внимания. Обеспечивает лучшее изучение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с играми, поэтому при организации игры особое внимание следует уделить наличию в классах развлекательных элементов: поиск, удивление, угадывание.
Руководствуясь общими дидактическими требованиями, мы пришли к выводу, что одним из необходимых условий является согласованность, то есть нам нужна система игр с постоянно развивающимся и более сложным контентом, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельные игры могут быть очень интересными, но используя их вне системы, невозможно добиться желаемого результата обучения и развития. Благодаря широкому распространению таких средств массовой информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, идей и информации об окружающей жизни. Они оказывают огромное влияние на чувства, речь, отношения и поведение детей. Однако этот объем информации, полученной в детском саду, дома, в непосредственной близости, не может быть обработан детьми самостоятельно. Поэтому, чтобы активно влиять на развитие детей, необходимо учитывать все источники информации и впечатлений, которые дети получают в своей работе. Мы разработали комплекс дидактических игр, чтобы познакомиться с окружающим миром. Этот карточный файл содержит дидактические игры, которые можно разделить на три блока:
1. Игры для ознакомления с растительным и животным миром, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.
2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с отношениями между живыми объектами и окружающей средой.
3. Игры для знакомства с человеческой и животной средой, созданной человеком, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и различными видами человеческой деятельности в окружающем нас мире.
В процессе ознакомления с природой дети формируют представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи между взаимозависимостью предметов и явлений природы. Особое внимание уделяется зависимости жизни и деятельности человека от естественных условий в постоянно меняющейся среде - дети учатся видеть, понимать истинные причины зависимости. Например: на уроке по знакомству с окружающим миром мы познакомились с обитателями леса, чтобы закрепить полученные знания, детям предложена игра «Устроим животных в нашем лесу», дети познакомятся с местом обитания. различных животных, укрепить знания о диких животных.
Знакомство с явлениями общественной жизни знакомит детей с миром социальных отношений и формирует представления о человеке, о структуре его тела, об основных функциях организма, о видах человеческой деятельности, о его чувствах и взаимоотношениях. общество. В ходе ознакомления с объективным миром, созданным руками человека, дети формируют представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о том, как с ними обращаться. В этот блок были включены следующие дидактические игры: «Моя комната», «Город и село», «Виды труда». Дидактические игры используются нами в определенной последовательности. Их сложность определяется развитием у детей умений - от умения определять метод действия конкретных предметов до умения назвать способ их использования и цели, до умения самостоятельно составлять загадку об объекте, описывающем его функция и цель.
Игры были включены в познавательную деятельность детей, «превращены» в элемент развивающей среды. «Угадай, из чего состоит предмет», «Ты знаешь, для чего предмет?», «Назови предмет». Например, дидактическая игра «Угадай, какой объект задуман» может проводиться индивидуально с каждым ребенком в двух вариантах. Ее цель - научить детей самостоятельно разгадывать загадки об объектах с описанием их признаков. Ребенок должен описать объект и его характеристики, не называя его. Если ребенку сложно составить головоломку, вы можете предложить другим детям помочь ему и задать вопросы: «Где я могу ее использовать? Есть ли колеса? Лежит, весит или стоит? Это тонет или нет? Больше человек или нет? Где: в помещении или на улице? Для чего человек это сделал? Или предложите алгоритм подсказки. В игре «Знаете ли вы, для чего предназначен объект?» Дети выбирают лидера. Он берет одну из картинок, не показывает ее другим участникам игры, определяет изображаемый объект и называет его функцию. Дети должны называть объекты, которые выполняют ту же функцию. За каждый правильный ответ докладчик дает фишку. Когда ответы исчерпаны, он предлагает назвать тему и объявляет об окончании игры. Он называет имя участника, который правильно угадал предмет, дает ему две призовые фигуры и показывает картинку. Если объект не угадан, мастер может дать подсказки, основанные на характеристиках объекта (материал, детали), в этом случае при угадывании дается только одна бонусная часть. Побеждает тот, кто собирает больше фишек. Он становится лидером.
Нет необходимости доказывать, что ребенок учится во время игры, и что за несколько минут он многому научится в игре, что он не научится за час другим способом. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и значимым. Игровые ситуации освобождают ребенка; позволить ему почувствовать себя личностью, вселить в него уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивать в нем наблюдение за всем, что происходит.
Дети воспринимают игровые ситуации более естественно, чем серьезные дискуссии. Игры помогают детям расслабиться, расслабиться и чувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для обучения дошкольников.
В процессе работы у детей были сформированы следующие цели: стремление к независимости; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать поисковые вопросы; контроль собственной деятельности и действий партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение выстраивать деловой диалог с совместным исполнением инструкций в случаях конфликта; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; получать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать негативные эмоции, радоваться прогрессу сверстников.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многогранный, сложный педагогический феномен: это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма воспитания, самостоятельной игровой деятельности и средство развития личности ребенка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, они убедились, что они дают большой заряд положительных эмоций. Необходимо обеспечить, чтобы радость от игровой деятельности постепенно превращалась в радость обучения. Обучение должно быть радостным!
Вывод по 2 главе
В опытах на тему обучения детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игровых методов были предложены различные способы решения этой проблемы.
Изучив опыт работы учителей по этой проблеме, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы личности. Вся деятельность ребенка подчинена познанию окружающего мира и самого себя в нем. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: знания об объектах и явлениях расширяются. Детей интересуют связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие в современном мире - постоянно меняющееся и развивающееся. Все это облегчается обучением дошкольников посредством дидактической игры.
Заключение
На основании изученного материала можно сделать вывод, что игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре осознается необходимость влияния на мир; возможность обучать детей младшего возраста с помощью интересных для них активных занятий - отличительная черта дидактических игр; знание естественной среды закреплено, мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) формируются.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей с помощью дидактической игры позволил сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащает сенсорный опыт ребенка; незаменимое средство преодоления различных трудностей умственной деятельности у отдельных детей.
Для успешного обучения детей необходим системный подход, необходима система игр с последовательно развивающимся и более сложным содержанием, с дидактическими заданиями, игровыми действиями и правилами. Отдельные игры могут быть очень интересными, но используя их вне системы, невозможно добиться желаемого результата обучения и развития. Для этого мы разработали картотеку дидактических игр для детей старшего возраста, чтобы они могли познакомиться с другими. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с играми, поэтому при организации игры особое внимание следует уделить наличию в классах развлекательных элементов: поиск, удивление, угадывание.Играя, общаясь со своими учениками, это драгоценная способность взрослого стать на один уровень с ребенком более чем вознаграждена блеском любопытных глаз, живой воспринимающей активностью, искренней любовью к воспитателю.
Мы увидели, что проведенная работа дала положительные результаты.
По результатам нашей работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса дидактических игр в воспитание старших дошкольников для ознакомления с окружающим их миром. Таким образом, задача исследования решена, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
- Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с.
- Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.М. : Просвещение, 1997.
- Афонькина, Ю. Спецкурс «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры» / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.
- Бабинский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие. — М.: АСТ, 2016. — 340 с.
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
- Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.
- Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Педагогика, 1996. С.544.
- Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.
- Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
- Запорожец, А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М. : Просвещение, 1978. 246 с.
- Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.
- Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. 26 сентября.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.
- Куликова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издат. центр «Академия», 2015.- 431 с
- Л.Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.
М. : Просвящение, 1989. 176 с.
- Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 119 с.
- Михайленко, Н.А., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами / Н.А. Михайленко, О. Петрова // Дошкольное воспитание. 1998. № 1. С. 26.
- Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М. : Просвещение, 1986. 298 с.
- Расцветаева О. Н. Воспитание и обучение дошкольников посредством дидактической игры // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. – С. 170–171
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
- Сергеева, Е. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром. [Электронный ресурс] / Е. Сергеева // МААМ.РУ. Международный образовательный портал. 2015. 3 августа.
- Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры / А. А. Смоленцева. М. : Просвещение, 1987. 182 с.
Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
- Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 1972. 445 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [от 17.10.2013 № 1155]. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 32 с.
Приложение A
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром
Тема: «Жизнь в семенах»
Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Правила:
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.
Тема: «Чей след»
Цель. Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.