Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методика руководства дидактической игрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При управлении играми учитель использует различные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая непосредственным участником игры, он незаметно для них руководит игрой, поддерживает их инициативу. Иногда репетитор рассказывает о происходящем, создает соответствующее игровое настроение. Он не может быть включен в игру, но в качестве режиссера он руководит разработкой игровых действий, реализацией правил.

Контролируя дидактическую игру, воспитатель использует различные формы организации детей. Если необходим тесный контакт, дошкольники садятся на стулья, расположенные по кругу или полукругу, а учитель сидит в центре. Иногда дети делятся на группы, если они отправляются в путешествие или покидают групповую комнату. Эта форма организации также используется, когда дети сидят за столами [19, с.19].

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на площадке. Это обеспечивает более широкую физическую активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

А.К. Бондаренко указывает, что организация дидактических игр учителем осуществляется по трем основным направлениям: подготовка к ведению дидактической игры, ее проведение и анализ [6, с.30].

Подготовка к дидактической игре включает в себя: выбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активацию психических процессов; установление соответствия выбранной игры требованиям программы воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени для дидактической игры; определение количества игроков (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, различные предметы, картинки, натуральный материал); подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаний, представлений об объектах и ​​явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий, во время которых воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к желаемому результату; определение роли преподавателя в игре, его участия в качестве игрока, болельщика или арбитра; Подведение итогов игры является решающим моментом в ее руководстве, потому что по результатам, которые дети достигают в игре, можно судить об ее эффективности, будет ли она использоваться с интересом для самостоятельной игровой деятельности детей.


Ведя игры в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности для детей. В этом возрасте любопытство, наблюдательность, интерес ко всему новому и необычному свойственны ребенку: он хочет сам разгадать загадку, найти правильное решение проблемы, высказать собственное мнение. С расширением знаний происходят изменения в характере умственной деятельности. Поэтому выбор игр ориентируется на степень сложности правил игры и действий [13, с. 92].

Конкурсные мотивы занимают большое место в играх: дошкольникам предоставляется большая автономия как при выборе игры, так и при творческом решении ее задач.

Роль педагога в самой игре тоже меняется. Но даже здесь учитель четко, эмоционально знакомит учеников с его содержанием, правилами и действиями, проверяет, как их понимают, играет с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он приглашает детей играть самостоятельно, в то время как сначала он наблюдает за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия педагога. Часто он ограничивается объяснением правил игры до ее начала.

Вывод по 1 главе

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре осознается необходимость влияния на мир; возможность обучать детей младшего возраста с помощью интересных для них активных занятий - отличительная черта дидактических игр; знание естественной среды закреплено, мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) формируются.

Управление дидактическими играми в дошкольном возрасте требует от учителя большой вдумчивой работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и его составление вместе с учениками, организация среды для игры, а также четкое определение его роли в игре.

Глава 2. Проект работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами дидактической игры


2.1. Опыт работы воспитателей по проблеме обучения детей средствами дидактической игры (на основе анализа статей журналов)

В опытах на тему обучения детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игровых методов были предложены различные способы решения этой проблемы.

T.P. Чертановская в своей работе «Игра - путь детей к познанию мира» отмечает, что вся жизнь ребенка неразрывно связана с игрой. Игра создает необходимость общения с другими детьми, приближает ребенка к его сверстники учат его действовать согласованно и наполняют жизнь его ребенка интересными содержательными занятиями, помогают исследовать окружающий его мир, делать первые открытия.

В. Агафонова Е.А. Дорохова Н.Н. Хрущев, О.Н. Ярощенко раскрывают пути развития любопытства и их практическое применение. Естественное любопытство присуще детям. Посредством бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем его мире. В то же время это качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослых зависит, будут ли познавательные интересы ребенка расти и развиваться или останутся незамеченными. Авторы рассматривают способы развития и поддержания любопытства среди старших дошкольников.

О. Дыбина в своей работе «Игра - путь к познанию предметного мира» отмечает, что планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательной работы с детьми. Будучи эффективным инструментом обучения, они могут быть неотъемлемой частью деятельности. Кроме того, в часы, отведенные для игр, планируются и организуются дидактические игры как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по желанию всей командой, в небольших группах или индивидуально. План должен предусматривать подбор игр и материалов для них в соответствии с генеральным планом педагогической работы.

При планировании дидактических игр в образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на уроке, затем проводились в совместных мероприятиях с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь наивысшим показателем способности участвовать в занятиях. это требует умственных усилий.

М.Ю Иванова в своем опыте «Дидактическая игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» говорит, что дидактические игры являются обязательным средством обучения детей преодолению различных трудностей в их умственной и нравственной деятельности. Эти игры чреваты большими возможностями и воспитательным воздействием на детей дошкольного возраста. Чем более значимы игровые действия и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. И это дает возможность воспитателю формировать отношения между детьми: умение по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать своим товарищам в трудностях. Во время игры есть возможность добиться инициативы каждого ребенка в достижении цели. Однако эти черты личности не воспитываются у ребенка сами по себе, они должны постепенно, терпеливо формироваться. Если детям любого возраста дают дидактическую игрушку без четкого и ясного раскрытия правил игры, игра становится запутанной и теряет свою образовательную ценность. Если ребенок брал парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животных и строил из них дом вместо того, чтобы подбирать пары или складывать животное по частям, как указывают правила игры, то такие игры, хотя ребенок использует дидактические пособия не могут считаться дидактическими и не будут полезны в обучении и воспитании. В дидактических играх поведение, действия и отношения ребенка с другими детьми регулируются правилами. Чтобы игра действительно служила образовательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно их соблюдать. Научить их этому должен педагог. Это особенно важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно детей учат действовать в соответствии с правилами, и они развивают навыки и поведение в дидактических играх.


Т.Н. Суханова в своей работе «Игра - познание предметного мира» отмечает, что игра - это самое доступное для детей занятие, способ обработки впечатлений и знаний, полученных из окружающего мира. В игре четко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность и растущая потребность в общении.

Таким образом, изучив опыт работы учителей по этой проблеме, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы личности. Вся деятельность ребенка подчинена познанию окружающего мира и самого себя в нем. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: знания об объектах и ​​явлениях расширяются. Детей интересуют связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие в современном мире - постоянно меняющееся и развивающееся. Все это облегчается обучением дошкольников посредством дидактической игры.

2.2. Использование дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с окружающим миром)

Изучив психолого-педагогическую литературу, а также опыт педагогов, мы пришли к выводу, что представления об объективном мире у детей могут формироваться по-разному, в частности, с помощью дидактических игр. Мы считаем, что их информационное, эмоциональное и регуляторное богатство определяется содержанием и структурными элементами. Традиционным началом дидактических игр является постановка проблемы посредством мотивации, которую можно рассматривать как особый способ решения проблем. Эта проблема актуальна потому, что дидактическая игра в общей системе приемов и приемов активизирует умственную деятельность детей. Успешное решение учебно-воспитательных задач дошкольников в процессе обучения возможно только при умелом использовании различных дидактических игр.

Посредством дидактических игр учитель успешно выполняет не только задачи умственного воспитания детей, но и формирования таких качеств, как умение довести начатую работу до конца, подчинить свои действия достижению цели. Учитель использует дидактические игры, чтобы закрепить, активировать и внести знания детей в систему.


Суть опыта: овладение различными навыками и навыками в организации дидактических игр, а также овладение игровой деятельностью, необходимой для полноценного психического личностного развития ребенка. Создание благоприятных условий для полноценного формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Условия возникновения и формирования опыта: работая с детьми, мы заметили, что дети не всегда понимают смысл действий, которые они выполняют. Не понимая смысла действий, выполняемых в классе, дети выполняют их механически. Недооцененный уровень знаний и представлений о детях обусловлен не их психологическими и физиологическими способностями, а во многом из-за несовершенства форм и методов обучения. Для этого изучив теоретический материал по этому вопросу; проведена диагностика умственных способностей у детей; подбирал литературу, игры, упражнения на тему опыта, составлял комплекс дидактических игр для знакомства с миром.

В нашей работе с дошкольниками большое место занимают дидактические игры. Мы используем их как на уроке, в тяжелые времена, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры, как своеобразный учебный инструмент, отвечающий особенностям ребенка, включены во все системы дошкольного образования.

Суть дидактической игры заключается в том, что дети решают предложенные им умственные задания в увлекательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу как практическую, игривую, это повышает его умственную активность.

Увлекательные дидактические игры интересуют дошкольников к решению психических проблем: успешный результат умственных усилий, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдение, помогает быстрому и длительному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Дидактическая игра должна использоваться как связующее звено между тренировкой и самостоятельной игровой деятельностью. Появившись на основе организационного или спонтанного обучения, дидактические игры фактически продолжают это в игровой форме. В то же время в дидактической игре дети осваивают особые способы игровой деятельности - игровые действия, игровые отношения, игровые роли, что позволяет им самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем объективном мире, действиях и отношениях людей. Игровые ситуации, которые существуют в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций с самими детьми.