Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методика руководства дидактической игрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровой активности. Различают следующие структурные компоненты дидактической игры: учебное (дидактическое) задание; игровое действие; правила игры; результат.

Дидактическое задание является основным элементом дидактической игры, которая определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Он формируется учителем и отображает его учебную деятельность. Например, в ряде дидактических игр, в соответствии с программными задачами, умение составлять слова из букв фиксируется, отрабатываются навыки счета. Для детей учебное задание сформулировано как игра. Игровое задание выполняют дети. Он определяет игровые действия, стимулирует желание их выполнять. Игровые действия - это способ показать активность ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по своей ориентации и по отношению к игрокам. Это, например, ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования. Они связаны с планом игры и исходят из него. Игровые действия являются средством реализации игрового намерения, но включают в себя действия, направленные на выполнение дидактического задания [14, 331].

В зависимости от возраста и уровня развития детей игровые действия в дидактической игре также меняются. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда руководствоваться при организации дидактической игры: его эффект развития напрямую зависит от того, насколько разнообразны и значимы действия, выполняемые ребенком. Если учитель, проводящий дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее образовательная и воспитательная ценность исчезает.

Правила игры предусматривают реализацию игрового контента. Их содержание и направленность определяются общими задачами по формированию личности ребенка, познавательного содержания, игровых задач и игровых действий. В дидактической игре даны правила. С помощью правил учитель контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила делают игру демократичной: они подчиняются всем участникам игры.

Существует тесная связь между заданием, игровыми действиями и правилами. Задача обучения определяет игровые действия, а правила помогают реализовать игровые действия и решить задачу [14, 333].


Подведение итогов - результат подводится сразу после игры. Это может быть выигрыш; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя. Следует отметить достижения каждого ребенка, чтобы подчеркнуть успехи отстающих детей. Играя в игры, вы должны сохранить все элементы конструкции. Поскольку именно с их помощью дидактические проблемы решаются.

Как отметил А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «знаковым играм», представляющим переходную форму к неигровой деятельности, которую они готовят. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые являются основой обучения. Для дидактических игр характерно наличие учебного задания - учебного задания. Взрослые ориентируются на него, создавая ту или иную дидактическую игру, но одевают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры учебных заданий: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), разъяснять идеи относительно столовой посуды («Катя Ланч Кукла») или одежды. («Катя Кукла« гуляет »), чтобы сформировать умение сравнивать объекты по внешним признакам, расположению в пространстве (« Что изменилось »), выработать измеритель глаз и координацию небольших движений (« Поймай рыбу » ). Задача обучения воплощена создателями игры в соответствующем контенте, реализованном с помощью игровых действий, выполняемых детьми.

Ребенка привлекает к игре не образовательная задача, которая в нем содержится, а возможность быть активным, выполнять игровые действия, достигать результата, побеждать. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определяются учебным заданием, он не сможет успешно выполнять игровые действия, достигать результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый игрок должен поместить игрушки и предметы одного цвета на мат определенного цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить объекты на основе этой особенности в окружающей среде.

Таким образом, активное участие, особенно выигрыш в дидактической игре, зависит от того, насколько хорошо ребенок усвоил знания и навыки, которые продиктованы его учебным заданием. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, совершенствовать свои знания. Итак, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться легко и непринужденно. Такое непреднамеренное обучение было названо автодидактизмом.


Способность обучать детей младшего возраста с помощью интересных для них активных занятий является отличительной чертой дидактических игр. Тем не менее, следует отметить, что знания и навыки, приобретенные игроками, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку основной интерес представляет не учебная задача, а игровые действия для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой проблемы - выигрыш для детей старшего возраста [14, 323].

Дидактические (развивающие) игры - это разновидность игр с правилами, специально созданными для обучения и воспитания детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами (игрушки, натуральный материал); настольный и печатный; игра слов.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации поведения. В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы, предметы природы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети узнают о свойствах предметов и их характеристиках: цвет, размер, форма, качество. В играх решаются задачи сравнения, классификации, последовательности в решении задач. По мере того, как дети получают новые знания об объективной среде, задачи в играх становятся все более сложными: дошкольники практикуют определение предмета для какого-либо одного качества, комбинируют предметы в соответствии с этим атрибутом (цвет, форма, качество, цель), что очень важно для развития. логического мышления.

В игре также используются предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с объектами дошкольники выполняют задачи, требующие сознательного запоминания количества и местоположения объектов, поиска недостающего объекта. Играя, они приобретают способность собирать целое из частей, выкладывать узоры различных форм.

Игры с предметами позволяют решать различные образовательные задачи: расширять и совершенствовать знания детей, развивать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, дискриминация, обобщение, классификация), улучшать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, цель; описать предметы, составить и угадать загадки о них, правильно произнести звуки речи), воспитать произвольность поведения, памяти, внимания.

Учитель использует игры с натуральными материалами при проведении таких образовательных игр, как «Чьи следы?», «Из какого дерева лист?», «Распространение листьев по убывающей стоимости». В таких играх знания о природной среде консолидируются и формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).


Среди игр с предметами особое место занимают предметно-дидактические игры и игры-драматизация. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавец, покупатель в таких играх, как «Магазин», пекари в игре «Пекарня» и пьесы, которые помогают прояснить идеи о различных повседневных ситуациях и литературных произведениях, о нормах поведения [21, с. 182].

Настольные игры различаются по типу: парные картинки, разные виды лото, домино; содержание, учебные задания, дизайн. При их использовании решаются различные задачи развития. Они помогают разъяснять и расширять представления детей об окружающем их мире, систематизировать знания и развивать мыслительные процессы.

Например, игра основана на выборе картинок в парах. Дошкольники объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подборка картин на общих основаниях - классификация. Здесь дети обязаны обобщать, устанавливая связь между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?».

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетные кубики. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая кубики по очереди и перемещая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию. Способность предвидеть результат действия.

Создание расколотых картинок, складывание кубиков направлено на развитие у детей способности формировать целый объект из логических частей, логического мышления, концентрации внимания. Для дошкольников складывание целых частей - сложный процесс размышления, работа воображения. Этому способствует подбор предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, отображение всей картины, постепенное добавление частей, которые необходимо сложить. В настоящее время популярны головоломки (от англ. Puzzle - игра на выносливость), где картинки разного содержания делятся на множество частей.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений, направленных на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников. Чтобы игроки могли угадать, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животное, птица). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к трансформации, творческий поиск в создании необходимого образа.

Игры в слова отличаются тем, что процесс решения учебной задачи осуществляется в плане мышления, основанном на идеях и не зависящем от ясности, они строятся на словах и действиях игроков. Поэтому словесные игры проводятся в основном с детьми среднего и в основном старшего дошкольного возраста. В таких играх дети учатся, основываясь на существующих представлениях об объектах, углублять знания о них, поскольку эти игры требуют использования ранее приобретенных знаний о новых отношениях в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают различные психические задачи: описывают предметы, выделяя их характерные признаки; угадать описание; найти признаки сходства и различия; групповые предметы для различных свойств, особенностей. Среди этих игр есть много народных игр, связанных с подшек, шуток, загадок, переворотов, некоторые из которых доступны детям из-за образов речи, построенных на диалоге, близости к содержанию детского опыта. Помимо развития речи, формирования слухового внимания с помощью словесных игр, создается эмоциональное настроение, улучшаются умственные операции и способность понимать юмор.


Игры - это загадки, игры - предположения («Что бы произошло, если? ..»), разработанные А.И. Сорокина, стимулирующая воображение, развивающая логическое мышление, речь. Книга "Чего в мире не бывает?" Представлены игры в слова, которые помогут ребенку научиться писать сказки («Коробка сказок», «Что мы делаем?»), Понимать реальные и нереальные ситуации («Это случается - не случается?»).

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их можно разделить на четыре основные группы. К первой группе относятся игры, которые формируют умение выделить основные атрибуты объектов: «Угадай», «Магазин». Вторая группа состоит из игр, используемых для развития способности сравнивать, сравнивать, давать правильные выводы: «Похоже, что это не похоже», «Кто заметит больше сказок». Игры, с помощью которых можно обобщать и классифицировать объекты по различным критериям, развиваются в третьей группе: «Назови три предмета», «Назови одним словом». В специальной четвертой группе выделены игры для развития внимания, интеллекта, быстроты мышления: «Рисует», «Летает, не летает» [14, с.331]

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре осознается необходимость влияния на мир; возможность обучать детей младшего возраста с помощью интересных для них активных занятий - отличительная черта дидактических игр; знание естественной среды закреплено, мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) формируются.

1.3. Методика руководства дидактической игрой

Успешное руководство дидактическими играми в первую очередь предполагает отбор и продумывание содержания их программ, четкое определение задач, определение места и роли в целостном образовательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей, использование ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать дружеские отношения между участниками.

С помощью устных объяснений, инструкций педагог направляет внимание детей, организует, уточняет их изложение, расширяет опыт. Его речь способствует обогащению словаря дошкольников, овладению различными формами обучения, способствует улучшению игровых действий. Подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания на ошибки, даже если они вызваны желанием выпрямить игру, недопустимы. Такого рода объяснения и заметки разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют к ней интерес. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра добровольная. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если им это не нравится, и выбрать другую игру. Прием игры, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадку, путешествие в сказку, - это не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями, работа детей в учебный класс. Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать деятельности, в которой он участвует.