Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методика руководства дидактической игрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский) – ориентируют педагогов на гуманизации воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…» [14, с.390].

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольного образования (ФГОС) поиска путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков сосредоточено на играх. Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большой потенциал разнообразного развития ребенка.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающую ценность. Большой интерес для дошкольников представляют игры в учебном процессе. Это заставляющие думать игры, которые дают ребенку возможность проверить и развить свои способности, в том числе в соревнованиях с другими сверстниками [13, с.97].

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослым. Игра станет средством воспитания и обучения, если она будет включена в целостный образовательный процесс. Ведя игру, организуя жизнь детей в игре, педагог влияет на все аспекты развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом [19, с.67].

Развитие идей о детской игре - замечательная страница в истории русской психологии. Поставленная Л.С. Выготским задача создания новой теории игр была подробно изложена в работах выдающихся российских психологов П.Я. Гальперин А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, в исследовании своих сотрудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изложение истории создания теории национальных игр, ее основных концепций и экспериментальных исследований содержится в фундаментальной монографии Д. Б. Эльконина [23, с. 50].

Таким образом, актуальной проблемой нашего времени является проблема обучения детей игровой деятельности. Актуальность данной проблемы определила выбор темы курсовой работы «Дидактическая игра как метод обучения дошкольников».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром методами дидактической игры.


Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс.

Предмет исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Так, как процесс обучения - это объёмный процесс, мы в своей работе остановились на обучении ознакомлению с окружающим миром.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей старшего дошкольного возраста ознакомлению с окружающим;
  2. выделить виды и компоненты дидактических игр;
  3. подобрать комплекс дидактических игр используемых в обучении детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.

Гипотеза исследования: использование дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста будет эффективным методом обучением если: соблюдать индивидуальный подход с детьми; проводить систематическую работу по ознакомлению с окружающим миром.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 5 г. Саранск. В исследовании принимали участие 10 детей, старшего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения детей

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей

Идеи обучения дошкольников впервые появились на заре развития педагогики как науки. Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа» предложил первую в мире программу обучения детей младшего возраста в семье. Вопросы дошкольной дидактики нашли отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель. В русской педагогике проблема обучения детей была разработана в работах В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Tiheeva. Воспитание детей дошкольного возраста рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с внешним миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые полагали, что главное - научить детей учиться, развивать свои умственные способности. Эта идея получила научное обоснование и глубокое экспериментальное развитие в исследованиях А.П. Усового в 50-х годах 20 века. Коллектив ученых во главе с А.П. Усовым разработал концепцию дошкольного образования как единства образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователи определили содержание воспитательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (Л. А. Венгер, А. М. Леушина, А. А. Люблинская, Н. Н. Поддъяков) убедительно демонстрируют влияние обучения на ускорение процесса психического развития детей дошкольного возраста [22, с.70].


Обучение как процесс является целенаправленным, организованным с помощью специальных методов и различных форм, активного учебного взаимодействия между взрослым и ребенком. Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, оснащение их системой базовых знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном образовательной программой детского сада. Обучение - это общение между теми, у кого есть знания и определенный опыт, и теми, кто их усваивает.

Дошкольный возраст - переломный этап детства. Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется развитием новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. В этом возрасте формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальные, моральные, эмоционально-волевые. Развитие дошкольников старшего возраста осуществляется в процессе разнообразных занятий ребенка со взрослыми и в группе сверстников. Особую роль в этой связи отводится игровой активности.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающую ценность. Сами игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в учебном процессе. Это заставляющие думать игры, которые дают ребенку возможность проверить и развить свои способности, включая его на соревнованиях с другими сверстниками.

Вопрос о характере и сущности игры волнует и продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин [10, с.246; 23, с. 131].

Различные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения или формы деятельности, включая овладение взрослой деятельностью, или как проявление и условие умственного развития. Каждый из этих подходов, подчеркивающих некоторые аспекты игры, в конечном итоге оказывается недостаточным для объяснения сути, специфики детской игры в целом.

Игра подготавливает детей к полифоническому мышлению, пониманию разнородных связей, к тому, что «все может быть всем» (Л.С. Выготский). Детская игра - это школа мышления и суждения. Играть так же, как экспериментировать. Каждая новая игра - это открытие неизвестного, радость победы и удовлетворения [4, с.111].

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, в которой игра является ведущим методом обучения детей дошкольного возраста, и поэтому акцент на игре (игровая деятельность, игровые формы, техники) это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности в школе работают, способ обеспечения эмоциональной реакции на образовательные эффекты и нормальные условия жизни. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры были разработаны и разрабатываются многими исследователями: А.К. Бондаренко [6, с. 67], Л.А. Венгер [5, с.56]. Во всех исследованиях была установлена ​​взаимосвязь обучения и игр, определена структура игрового процесса, основные формы и методы управления дидактическими играми.


Последнее время в поисках ученых З.М. Богуславская, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнов идет в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переводом умственных действий на новый контент. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети сталкиваются с необходимостью выбирать пути решения проблемы. Авторы чаще всего называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими [14, с.328].

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом [15, с.45].

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослым. Потребность в игре и желание играть с дошкольниками должны быть использованы и направлены для решения определенных образовательных проблем. Игра станет средством воспитания и обучения, если она будет включена в целостный образовательный процесс. Ведя игру, организуя жизнь детей в игре, учитель влияет на все аспекты развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом [13, с.93].

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается процесс, в котором происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и личностные черты, появляются психические опухоли, характерные для данного конкретного возраста: в младенческом возрасте (до 1 год), ведущим видом деятельности является прямое эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольных учреждениях (с 3-6,7 лет) - игра [18, с.56].

Суть игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные аспекты жизни, особенно взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра является своего рода средством для ребенка, чтобы узнать реальность.

Д.Б. Эльконин подчеркнул, что игра представляет собой сложное психологическое явление, дающее эффект общего психического развития [23, с. 59]. По словам К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет», и следы этой жизни остаются в нем глубже, чем следы реальной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, изучает правила общения с людьми, развивает его умственные способности и познавательные интересы. Игра для ребенка - серьезное занятие.


Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект обучения, которое по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры в качестве метода развития умственных способностей дошкольников уходит корнями в прошлое. Таким образом, традиция широкого использования дидактических игр с целью воспитания и обучения детей, сложившаяся в народном учителе, получила развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих бывших педагогов М. Мантесори, А.И. Сорокин. По сути, в каждой педагогической системе дошкольного образования особое место занимают дидактические игры.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-х годах в связи с развитием теории сенсорного воспитания. Его авторами являются известные педагоги и психологи: А. П. Усов [22], В.Н. Аванесова [1], Л. И Венгер [5]. В настоящее время, как и в прошлом, большое значение придается дидактической игре. Это оказывает очевидное эффективное влияние на интеллект растущего ребенка, что подтверждает многолетний опыт работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов и педагогов в целом.

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей с помощью дидактической игры можно сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащает сенсорный опыт ребенка; незаменимое средство преодоления различных трудностей умственной деятельности у отдельных детей; знание отношений между детьми и взрослыми происходит в игре; в нем ребенок чувствителен к партнерству, учится быть справедливым, поддаваться при необходимости, помогать в беде.

1.2. Дидактическая игра её компоненты и виды

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре осознается необходимость влияния на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркнул, что «игра - это огромное яркое окно, через которое в духовный мир ребенка течет животворящий поток идей и концепций об окружающем нас мире. Игра - это искра, которая зажигает искру любопытства. »

Главная особенность дидактических игр определяется их названием: это развивающие игры. Они созданы взрослыми, чтобы воспитывать детей. Но для играющих детей образовательная и образовательная ценность дидактической игры не раскрывается открыто, а реализуется через игровое задание, игровые действия, правила.