Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Предупреждение конфликтов в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социального конфликта всегда была актуальна для любого общества. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – это основные причины гибели людей.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе опыта и здравого смысла, но именно так, в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Поэтому знание истинных причин возникновения конфликта, закономерностей его развития и разрешения поможет руководителям всех уровней принимать менее конфликтные решения, более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам людей, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий внутриличностных и социальных конфликтов.

Объектом комплексного изучения является конфликт в целом, а предметом – общие закономерности и их возникновение, развитие и завершение. Центральным же объектом являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные.

Исследование межличностных конфликтов может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека.

В данной курсовой работе необходимо рассмотреть как можно управлять конфликтами и профилактику конфликтов, то есть, то как их можно предупреждать. Управление конфликтом предполагает регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. И наибольшую значимость из двух указанных задач имеет профилактика.

Цель курсовой работы – приобретение навыков для разрешения конфликтной ситуации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- приобретение навыков диагностики конфликта;

- выбор альтернатив;

- выбор метода разрешения конфликта.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Предупреждение конфликтов в организации

Существует множество определений термина «конфликт». Рассмотрим некоторые из них в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Определение термина «конфликт»

Источник

Конфликт это

Толковый словарь С.И. Ожегова

Столкновение, серьезное разногласие, спор.

«Основы конфликтологи»,

Д.П. Зеркин

Противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, взглядов.

А.Г. Здравомыслов

Важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, клеточка социального бытия. Это форма отношений м/у потенциальными или актуальными субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. И наибольшую значимость из двух указанных задач имеет профилактика.

Профилактика – представляет собой такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения в дальнейшем.

Успех такой деятельности определяется рядом предпосылок:

  • Уровнем знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития.
  • Знанием общих принципов управления социальными организациями и умением использовать их для анализа конфликтной ситуации.
  • Степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию, умение опираться на свой опыт и умения.
  • Глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая оказывается уникальной.

Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов.

1. Непреодолимое стремление человека к свободе и независимости, в связи с этим люди воспринимают негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

2. Существование общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения; считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности.


3. Общечеловеческие нормы нравственности приобретают форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности, их нарушение может быть квалифицировано не только как нравственное, но и как противоправное.

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых:

- психологическими

- нравственными

- правовыми требованиями к регулированию человеческих отношений.

Причины конфликтов могут быть представлены как имеющие два уровня: объективный (социальный) и субъективный (психологический).

  • Объективные, или социальные причины – это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода контрасты в экономике, в уровне жизни социальных групп, фанатизм.

Методы предупреждения причин конфликтов сводятся к:

1. Проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости.

2. Укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка.

3. Повышение культурного уровня населения.

Реализация этих социальных программ - самое надежное средство исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов.

  • Психологические причины – возникают , так как возникает масштабное количество конфликтов, которые трудно объяснить одними социальными причинами.

Предупредить или ослабить конфликт психологического уровня можно, только нейтрализовав агрессивные чувства и устремления людей, что является весьма сложной задачей

В работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодействующих средств. Это систематическая, повседневная, будничная работа. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в семье, в организации, в коллективе такой нравсвено-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Достижение этой высокой цели возможно только в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между людьми. Каждый руководитель, сознавая трудности, но и реальные возможности решения этой важнейшей управленческой задачи, призван противодействовать любым проявлениям дезорганизации, особенно тем, которые приносят в жизнь опасность возникновения разрушительного конфликта. Универсальным способом предотвращения таких конфликтов является проведение линии на укрепление сотрудничества, которая последовательно осуществляется как на социальном, так и на психологическом уровне.


Поддержание и укрепление сотрудничества отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта.

Ее решение носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно-управленческого и морально-эстетического характера.

Важнейшие из социально – психологических методов:

1. Метод согласия – предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у противников появляются более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать.

2. Метод доброжелательности или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Использование этого метода важно в кризисных ситуациях.

3. Метод взаимного дополнения – предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Особенно важен при формировании рабочих групп. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение, их сотрудничество, помогает избежать конфликтов.

4. Метод недопущения дискриминации людей – требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим. С этой целью в практике управления часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Позволяет избегать появление негативных эмоций, как чувство зависти, обиды.

5. Метод сохранения репутации партнера – уважение к его достоинству, используется при возникновении любых разногласий. Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы стимулируем отношение партнера к нашему достоинству и авторитету.

6. Метод психологического поглаживания – предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, совместные отдыхи. Такие мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке.

Обобщая выше сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращение конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социально взаимодействия, руководители организаций, конфликтологи. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их.


Основные объективные условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.

  • Создание благоприятных предпосылок для жизнедеятельности работников организации - это основное объективное условие предупреждения конфликтов. Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе человек более конфликтен при прочих равных условиях по сравнению с человеком, у которого этих проблем нет.
  • Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ в коллективе – типичная причина возникновения конфликтов.
  • Разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций позволяет сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом. Анализ конфликтов показал, что существуют типичные проблемные ситуации и типичные предконфликтные ситуации.
  • Успокаивающая материальная среда, окружающая человека – способствует уменьшению вероятности конфликтов путем оптимизации условий жизнедеятельности.

К организационно-управленческим факторам предупреждения конфликтов относятся:

  • Структурно-организационные условия, связанные с периодическим приведением структуры, как организации, так и социальной группы в соответствие с решаемыми задачами. Максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящими перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами организации
  • Функционально – организационные условия – оптимизация функциональных связей между структурными элементами организации и работниками.
  • Личностно-функциональные условия – учет соответствия работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность. Несоответствие должности по профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам создает предпосылки для возникновения конфликтов с начальником и сослуживцами.
  • Ситуативно-управленческие условия – принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности работников, особенно подчиненных.

Направления предупреждения конфликтов

Устранение объективных условий

Создание благоприятных предпосылок для жизнедеятельности работников организации

Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе

Разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций

Успокаивающая материальная среда, окружающая человека