Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, основными выводами по совершенствования системы социального страхования являются:

  • Повышение оплаты труда. Введение страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования позволит снизить страховую нагрузку с работодателей, а также повысить личную ответственность работников в этой сфере.
  • Необходимо отказаться от представлений о государстве как собственнике страховых ресурсов и признать на законодательном уровне, что эти средства являются собственностью страхуемых работников, право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев.
  • Увеличить и законодательно определить размеры и пропорции ВВП, направляемые на цели социального страхования.
  • Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от общего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.
  • Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования.
  • Обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
  • Должная зависимость между уровнем выплачиваемых пособий и размерами взносов.

Заключение

В процессе написания курсовой работы в соответствии с поставленной целью и задачами, были сделаны следующие выводы:

1. Исследование история становления и развития социального страхования показало, что в Российской империи отсутствовала отлаженная система государственного социального страхования. Социальная помощь в России получила весьма характерное название - «призрение».

2. В годы советской власти страхование было исключительно государственным. Это положение было закреплено Конституцией СССР (1936г.). В 1929году был создан единый бюджет социального страхования.

3. В условиях трансформации социально-экономической системы (1992г.) создаются внебюджетные фонды.  Данные меры позволили сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты, обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения.

4. Система социального страхования – это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца. Именно социальное страхование является ядром политики социальной защиты населения, наряду с социальным обеспечением, социальной помощью, благотворительностью. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.


5. Посредством социального страхования общество решает множество задач: формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов; сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества; добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

6. Многообразие задач предполагает необходимость классификации его форм. Такая классификация осуществляется по ряду критериев: 1) юридическому статусу (обязательное, добровольное); 2) организационно-правовому положению (государственное, негосударственное); 3) по организационным формам (профессиональное, территориальное, корпоративное, личное); 4) страхуемым рискам (пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет); страхование безработицы; медицинское страхование; страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком); страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

7. В процессе развития социального страхования сформировались свои особые принципы его построения. К основополагающим принципам социального страхования относятся следующие: солидарности; личной ответственности; принцип страховых выплат только при наличии взносов в страховую систему; трехсторонности; самоуправления.

8. В экономической литературе нет однозначно определенных функций социального страхования. Автор в работе придерживается классификации, предложенной В.Г. Павлюченко, и обосновывает этот выбор. Основные функции социального страхования:

  • обеспечения воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая;
  • перерас­пределения доходов;
  • аккумуляция страховых ресурсов;
  • страховых выплат - обеспе­чение финансовыми средствами при наступлении страхового случая на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство рабочей силы.

Проведенный анализ состояния социального страхования продемонстрировал:

1. В странах Евросоюза объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16—25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы. К концу XX в. в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США — 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы — 17%, а в России — около 10%.Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в среднем 65—75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений. В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 13-15% ВВП. Низкая доля в расходах на цели социальной зашиты застрахованных (в 2—3 раза ниже, чем в странах ЕС) обусловливает тот факт, что пенсии и пособия составляют не более 30—35% величины предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5—6 раз уступает средним размерам заработной платы в странах ЕС.


2. На протяжении нескольких лет бюджет ФСС РФ находится в состоянии дефицита, что вызвано увеличением расходов Фонда и отставанием темпов роста его доходов. Несомненно, данный факт мешает Фонду успешно функционировать и эффективно исполнять свои задачи, что отражается на снижении уровня социальной защиты граждан и на их социальном обеспечении. С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. С 2017 года и по настоящее время реализует масштабный пилотный проект, меняющий существующий «зачетный механизм» исполнения бюджета ФСС на систему непосредственного назначения и выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС. С 1 января 2017 года произошла передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать.

Итак, основными концепциями совершенствования системы социального страхования являются:

  • Повышение оплаты труда. Введение страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования позволит снизить страховую нагрузку с работодателей, а также повысить личную ответственность работников в этой сфере.
  • Необходимо отказаться от представлений о государстве как собственнике страховых ресурсов и признать на законодательном уровне, что эти средства являются собственностью страхуемых работников, право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев.
  • Увеличить и законодательно определить размеры и пропорции ВВП, направляемые на цели социального страхования.
  • Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от общего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.
  • Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования.
  • Обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
  • Должная зависимость между уровнем выплачиваемых пособий и размерами взносов.

В ходе написания курсовой работы были выявлены проблемы и разработаны предложения по развитию системы социальной защиты, приобретены практические навыки анализа информации, закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.

Библиографический список

  1. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ
  3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" от 02.12.2013 N 349-ФЗ
  4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
  5. Бадалова А.Г. Страховое дело и инструменты страховой защиты в риск-менеджменте : учебное пособие / А.Г. Бадалова, В.Г. Ларионов, Г.В. Ларионов, К.П. Москвитин. — Москва : Дашков и К, 2016. — 136 с.
  6. Годин А.М. Страхование: учебник / А.М. Годин, С.Р. Демидов, С.В. Фрумина. — 3-е изд., перераб. — Москва : Дашков и К, 2017. — 256 с. 
  7. Донскова О.А. Социальное страхование : учебное пособие / О.А. Донскова. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2015. — 100 с.
  8. Павлюченко В.Г. Социальное страхование : учебник / В.Г. Павлюченко, А.С. Матвеева. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 480 с.
  9. Сафуанов Р.М. Страхование : учебное пособие / Р.М. Сафуанов, З.Ф. Шарифьянова. — Москва : Прометей, 2018. — 144 с.
  10. Абалтусова А.АСоциальное страхование в системе социальной защиты населения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. Сборник статей по материалам XXXV международной студенческой научно-практической конференции. – 2017 г. №8. – С. 32-39.
  11. Вертипрахова Е.П., Юзвович Л.И. Пилотный проект фонда социального страхования и итоги его реализации // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С. 197-200.
  12. Владычак З. Д., Ежакова Н. В. Проблемы учета расходов по социальному страхованию// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2016г. №2 - с.42-47
  13. Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – №6-5. – С. 110-113.
  14. Красовская Н. Н. Возникновение социальной работы и специфика ее ранних форм и методов//Философия и социальные науки. - 2014г. №4.- с.56-61
  15. Ниязи А.Ш. Отчет ПРООН по развитию человеческого потенциала 2018: тенденции и показатели в мире и России//Мусульманский мир.- 2019 .- с.5-10
  16. Рыбасова М.В., Цыбулина И.Г. Социальная защита населения: тенденции и перспективы // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. – №33-2. – С. 178-183
  17. Саадуева М.М., Папалашова З.А. Сущность и значение социального страхования в условиях рынка // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. – Махачкала: ООО «Апробация», 2016. – С. 366-369.
  18. Сердюк А.В. Реализация принципов социального государства на примере зарубежных стран// Социально-политические науки. - 2019г.- №5.- с.71-75
  19. Темирова З.Д. Актуальные проблемы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2016. – №1 (69). – С. 225-230.
  20. Теттенборн З.Р. Советское социальное страхование// Вопросы
    труда.- 1929г.- С.41-49.
  21. Шапошникова, И. А., Малафеева С.Н. Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации//Педагогическое образование в России. - 2016г.- №1.- с.57-62
  22. Статистика ФСС РФ http://fss.ru/ru/statistics/index.shtml?1-
  23. Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update, 1990-2017.с.26.