Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это и увеличение пособия по уходу за больным ребенком, улучшение обеспечения пособиями неработающих инвалидов, пособия женщинам по беременности и родам. Особое значение имело совершенствование правил исчисления непрерывного стажа. Были введены новые правила учета премий при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. В конце семидесятых годов во всех обкомах профсоюзов вводятся ставки инструктора по социальному страхованию, а затем и ставка заместителя главного бухгалтера по социальному страхованию.[7, с.7]

К середине 1970-х гг. в ходе сложных и долгих преобразований в СССР была построена государственная система социальной защиты населения, которая включала:

- государственное социальное обеспечение за счет средств государственного бюджета;

- социальное обеспечение колхозников из централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

- государственное социальное страхование рабочих и служащих за счет страховых взносов предприятий и организаций;

- социальное страхование колхозников из централизованного фонда социального страхования;

- государственное здравоохранение. [10, с.34]

В это время идет активное накопление опыта работы как в России, так и в регионах формируется хорошо подготовленный кадровый состав специалистов. Общественный характер профсоюзного движения, отсутствие реальных рычагов воздействия на социально-экономические процессы в стране, не могли в полной мере обеспечить выполнение важнейших принципов социального страхования: ответственности общества и государства за бережное отношение к личности, государственные гарантии, связанные с обеспечением по социальному страхованию, ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных и личную ответственность работников за сохранение своего здоровья и трудоспособности. И именно это сыграло определяющую роль в переломный период развития страны. [6, с.12]

Три последних десятилетия экономических реформ в России определили третий этап в развитии социального страхования. Резкий спад в экономике, появление различных форм собственности, переход к рыночным отношениям сказались на социальной защищенности граждан. В масштабах страны назрела необходимость принимать решение, которое бы способствовало совершенствованию управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся, повышению контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.


Такой документ появляется в конце декабря 1990 года. На основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов 1 января 1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом возлагалось на Совет Федерации независимых профсоюзов. [6, с.15]

В это время в стране нарастающими темпами идет приватизация, появляются все новые и новые предприятия, изменяются формы собственности. В погоне за прибылью многие предприятия, вновь образованные акционерные общества, различные коммерческие структуры начинают искусственно занижать расходы на социальное страхование своих работников, свертывать оздоровительные программы на своих предприятиях, в том числе и санаторно-курортное лечение. Отчетливо просматривается тенденция ущемления прав граждан в сфере социальной защиты, поскольку предоставление гарантируемых государством пособий, путевок на санаторно-курортное лечение увязывалось с профсоюзным членством.

В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования в августе 1992 года Президент России подписывает Указ, согласно которому Фонд социального страхования Российской Федерации становится самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. [14, с.60]

 Данные меры позволили сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения, для которой была характерна значительная зависимость (более чем на 60%) от государственного бюджета.

Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. [8, с.10]

Однако затем практика пошла фактически в обратном направлении. Так, в 2001 году был ликвидирован Государственный фонд занятости населения (осуществлявший социальное страхование в связи с безработицей); затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13% - были отменены страховые отчисления работников в Пенсионный фонд России, а накопленные по этому источнику пенсионные права работников ликвидированы без сохранения каких-либо обязательств со стороны государства перед застрахованными. Страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены в 2001 году на единый социальный налог (ЕСН), придав тем самым данному виду платежей налоговый характер, что противоречит самому духу и сути социального страхования.


Начиная с 2005 года, федеральный бюджет становится ответственным за финансовое обеспечение бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и других социальных фондов [8, с.12].

Другими словами: фактически в России произошел возврат к государственному социальному обеспечению по типу недавнего социалистического прошлого, но при этом размер дотаций из государственного бюджета определен в несравненно (десятки раз) меньших пропорциях и объемах, чем это было в советское время. В итоге получился своего рода гибрид, вобравший в себя элементы и механизмы социальной помощи, государственного социального обеспечения, социального страхования и личного страхования (накопительная часть пенсионной системы), который с точки зрения экономических законов не имеет каких- либо перспектив на развитие в дальнейшем.

Таким образом, в результате изучения истории развития социального страхования в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

во-первых, в Российской империи отсутствовала отлаженная система государственного социального страхования. Социальная помощь в России получила весьма характерное название - «призрение»;

во-вторых, в годы советской власти страхование было исключительно государственным. Это положение было закреплено Конституцией СССР (1936г.). В 1929году был создан единый бюджет социального страхования;

в-третьих, в условиях трансформации социально-экономической системы (1992г.) создаются внебюджетные фонды.  Данные меры позволили сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты, обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения. Финансовые ресурсы фондов до 2001 г. формировались за счет обязательных страховых взносов, начисляемых на фонд оплаты труда (ФОТ). Ежегодные взносы, собираемые фондами, были в пределах 6,4% (1995 г.) — 8,9% (2002 г.) по отношению к ВВП. [8, с.13]

Система социального страхования является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества.


1.2 Понятие социального страхования, основные принципы и функции

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы. В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, ядром которой является социальное страхование.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов. Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели. [5 с.7]

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на определенной зависимости величины страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. [8, с.15]

Посредством социального страхования общество решает следующие задачи:

- формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;

- обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;

- сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;

- добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс. [8, с.18]


Система социального страхования, с одной стороны, призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовки; а с другой - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Социальное страхование имеет довольно сложную и разветвленную структуру. Это означает, что в реальной жизни оно осуществляется через различные формы. Многообразие форм социального страхования не является случайным. Оно обусловлено объективными причинами. Во-первых, многообразием задач, которые оно решает при обеспечении социальной защиты населения. Многообразие задач, само собой, предполагает многообразие форм страхования. Во-вторых, возможностью и необходимостью участия в социальном страховании, наряду с государством, иных структур общества (корпораций, объединений, ассоциаций работников и т. п.). Сложность структуры социального страхования предполагает необходимость классификации его форм. Это важно не только с теоретической, но и практической точек зрения. Такая классификация осуществляется по ряду критериев: 1) юридическому статусу (обязательное, добровольное); 2) организационно-правовому положению (государственное, негосударственное); 3) по организационной форме (профессиональное, территориальное, корпоративное, личное); 4) страхуемым рискам (пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет); страхование безработицы; медицинское страхование; страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком); страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). [5, с.30]

Остановимся подробнее на двух формах: обязательного и добровольного страхования. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования.

Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В данном случае реализуется принцип неполного самофинансирования. В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования. Это обстоятельство зачастую становится поводом в современной России для попыток консолидации фондов обязательного социального страхования в госбюджет. Последнее будет означать, что социальное страхование потеряет свою специфику и растворится в общей системе социального обеспечения. [1]