Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, на протяжении нескольких лет бюджет ФСС РФ находится в состоянии дефицита, что вызвано увеличением расходов Фонда и отставанием темпов роста его доходов. Несомненно, данный факт мешает Фонду успешно функционировать и эффективно исполнять свои задачи, что отражается на снижении уровня социальной защиты граждан и на их социальном обеспечении. С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. С 2017 года и по настоящее время реализует масштабный пилотный проект, меняющий существующий «зачетный механизм» исполнения бюджета ФСС на систему непосредственного назначения и выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС. С 1 января 2017 года произошла передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать.

2.2 Основные концепции совершенствование системы социального страхования

Социальное страхование — это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество — необходимое условие эффективно функционирующей экономики. [17, с.366]

По мнению экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России пока не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, — не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные изменения. Рассмотрим основные концепции совершенствования системы социального страхования.


Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Евросоюза объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16—25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы. Низкая доля в расходах на цели социальной зашиты застрахованных (в 2—3 раза ниже, чем в странах ЕС) обусловливает тот факт, что пенсии и пособия составляют не более 30—35% величины предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5—6 раз уступает средним размерам заработной платы в странах ЕС. [18, с.72]

Размер страхового возмещения во многом определяется заниженным объемом расходов на заработную плату (26% ВВП), являющейся базой начисления страховых взносов. Крайне низкий уровень заработной платы в стране, ее запредельная дифференциация образуют «нервный узел» всех проблем в сфере доходов населения. Структурный перекос в сторону сырьевого сектора и экспортно-сырьевая модель отечественной экономики расширенно воспроизводят «точечный», сжато-реальный тип распределения доходов. По мнению ученых, при сохранении этой тенденции дифференциация заработной платы по регионам, отраслям экономики и слоям населения будет усиливаться, что чревато дезинтеграцией «единого социального пространства страны». [8, с.380]

Развязывание этого узла позволит уменьшить неравенство граждан в доступе к материальным и духовным благам, гарантировать возможность «зарабатывания» достойных пенсий и других социальных страховых выплат. Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей достаточный для участия в страховании размер заработной платы. Заниженность последней превращается в непреодолимое препятствие.

Реализация данного приоритета — первая из концептуальных основ формирования системы социального страхования. [16, с.180]

Она в определяющей мере позволит включить в систему социального страхования финансовый ресурс самого работника, что является второй концептуальной основой формирования современной системы социального страхования в России. Введение страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования государства позволит снизить страховую нагрузку работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере.


К недостаткам существующей в Российской Федерации системы социального страхования можно отнести:

1. Низкие уровни страховой защиты, не обеспечивающие достойную жизнь в старости, в случаях болезни, инвалидности и утраты кормильца. Значительная часть пенсионеров, инвалидов, лиц, утративших кормильца, получают пенсии и пособия ниже прожиточного минимума. Особенно обострена эта проблема в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. Преобладание перераспределительных подходов и механизмов в ущерб страховым, когда до 30—40% финансовых средств используется для целей социальной помощи лицам, не имеющим прав на страховые выплаты, что в 2, а то и в 3 раза превышает аналогичные пропорции в развитых странах. [8, с.383]

Столь высокие доли перераспределения ресурсов присущи системам социальной помощи и государственного социального обеспечения, но никак не социальному страхованию. Такая деформация в организации социального страхования нарушает принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объема накопленных страховых и, прежде всего, пенсионных прав для работников со средними и высокими уровнями заработной платы, что отрицательно воздействует на их мотивацию к зарабатыванию достойных пенсий и пособий. Коэффициенты замещения пенсий и пособий (соотношение пенсий к предшествующим размерам заработной платы) составляют всего 10—20%, что нельзя признать справедливым способом в организации социального страхования. [8, с.384]

В России величина коэффициента замещения для категорий населения со средними и высокими доходами удручающе занижена (по крайней мере, в 2—5 раз) и, напротив, на низких и даже на средних уровнях шкалы страхового дохода коэффициент замещения значительно превышает теоретический, который вытекает из логики и принципов обязательного социального страхования. Это связано с нестраховым перераспределением средств верхних четырех децильных групп страхуемых лиц (с 7-й по 10-ю), ресурсы которых государство перераспределяет (более правильно сказать, экспроприирует), решая проблему бедности и нищеты, что в основном обусловлено низким уровнем покупательной способности заработной платы у значительной части работающих. [8, с.385]

Развитые страны решают проблему бедности посредством налоговой, социальной политики и политики регулирования заработной платы, но никак не с помощью социального страхования, которое преследует другие цели и не обладает для этого соответствующим потенциалом.


Среди вышеупомянутых препятствий к формированию подлинно страховой системы социального страхования особо выделяется правовая норма, согласно которой средства социального страхования являются «государственной собственностью». Это, по сути, неверное представление приводит к деформации всего круга правоотношений в рассматриваемой сфере. Из указанной юридической нормы вытекает мифологема, согласно которой все, кто получает пособия, пенсии, медицинскую помощь, — иждивенцы, находятся на содержании государства или работающих.

Данный миф культивируется СМИ и даже официальными лицами, что позволяет последним публично демонстрировать свою озабоченность интересами пенсионеров, объяснять причины нищенского уровня пенсий и пособий с помощью подмены понятий, причины и следствий (например, ссылаясь на неблагополучную демографическую ситуацию и положение на рынке труда), а также уходить от ответственности за то, как использовались средства, которые нынешние пенсионеры в трудовой период своей жизни заработали и внесли на свое пенсионное обеспечение.

Между тем по всем канонам экономической науки и устоявшимся в системе социального страхования представлениям (включая правовую практику всех развитых стран и положения конвенций МОТ) страховые платежи являются резервируемой частью заработной платы работников, которая им недодается и предназначается на случаи наступления для них социальных рисков (старости, инвалидности, болезни и т.д.). [16, с.182]

Исходя из такого понимания вопроса, работающие, которые становятся пенсионерами, — не иждивенцы. Они получают заслуженно заработанное, ибо на притяжении всей трудовой деятельности создавали резерв для обеспечения своего существования после ее прекращения: из их заработной платы регулярно удерживались взносы на цели пенсионного обеспечения.

Роль государства состоит в том, что оно выступает гарантом сохранения заработанных страховых прав и распорядителем страховых ресурсов. И если оказывается, что их не хватает, виноваты в этом не пенсионеры (в свое время их заработавшие), а те органы государственной власти, которые неэффективно распорядились доверенными им средствами. [8, с.390]

Логический вывод из данного подхода — необходимо отказаться от представлений о государстве как собственнике страховых ресурсов и признать на законодательном уровне, что эти средства являются собственностью страхуемых работников, право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев. Такова третья концептуальная основа доктрины формирования правового поля социального страхования. [8, с.391]


Оценивая эффективность социального страхования как источника и стабилизатора доходов, влияющих на характер воспроизводства населения и трудовых ресурсов, можно констатировать, что уровень перераспределения национального дохода в целях социальной защиты недостаточен.

В этой связи следует концептуально и законодательно определить размеры и пропорции ВВП, направляемые на цели социального страхования. По мнению ученных, с учетом экономических, социальных, демографических и природно-климатических условий жизнедеятельности населения России вызывают необходимость выделять на цели социального страхования: на первом этапе становления системы социального страхования — не менее 10—12% ВВП (т. е. в 1,5 раза больше, чем в настоящее время), а на втором — не менее 13—15% ВВП (т. е. в 2 раза больше существующих объемов и пропорций). Такова четвертая концептуальная основа формирования системы социального страхования России. [8, с.392]

Практика функционирования систем социального страхования в развитых странах свидетельствует о целесообразности отделения от государственного бюджета средств социального страхования.

Автономия, государственный и публичный контроль за их использованием, прозрачность страховых ресурсов — необходимое условие финансовой стабильности социального страхования. Это пятая концептуальная основа формирования системы социального страхования в России. [8, с.395]

При относительно высокой страховой нагрузке (особенно для работодателей) уровень большинства социальных выплат, и прежде всего пенсий, крайне мал и не увязан с объемом вносимых страховых средств. То есть отсутствует должная зависимость между уровнем выплачиваемых пособий и размерами взносов. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработной платы средних и высоких размеров величина коэффициентов замещения составляет всего 10—20%, что является явно заниженным показателем. Во многом это объясняется тем, что за счет налогообложения фонда оплаты труда финансируются выплаты как страхового, так и нестрахового характера, т. е. отсутствует реальное разделение систем социального страхования и социальной помощи.

Государство должно научиться решать задачи борьбы с бедностью путем формирования налоговых (нестраховых) механизмов, позволяющих обеспечивать базовый уровень социальной защиты (социальные пенсии, пособия и медицинская помощь) и предохраняющих население от крайней бедности (нищеты), а также проводить активную государственную политику на рынке труда, способствующую повышению занятости. [8, с.400]