Файл: Социальное страхование и его функции (История развития социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Рисунок 2 – Структура доходов бюджета ФСС РФ на 2018 год

Согласно данным рисунка 2 основной статьей доходов на протяжении многих лет выступают денежные средства, поступающие в бюджет Фонда в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование – 735,2 млрд. руб. (2018 г.), в том числе страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 128,3 млрд. руб. (17,5% от общей совокупности страховых взносов), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 572,6 млрд. руб. (77,9%). Остальную долю доходов бюджета Фонда составляют уплачиваемые пени, штрафы, перерасчеты, др. [22]

Что касается структуры расходов бюджета ФСС РФ (табл. 5), то с каждым годом растет сумма выплат по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством – на 2018 год эти расходы увеличены на 20,6% относительно 2014 года. Несомненно, это связано с тем, что в нашей стране наблюдается увеличение рождаемости.

 Таблица 5 –  Структура расходов бюджета ФСС РФ за 2014-2018 гг., млрд руб. [13, с.112]

Вид расхода

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

450,28

471,21

500,89

503,00

543,00

На несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания

81,72

87,85

91,65

94,49

105,9

За счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС

32,92

35,02

39,62

38,7

32,8

Прочие расходы

Расходы, итого

546,22

612,1

664,9

670,8

702,2

 Анализируя расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, следует отметить три основных направления расходования средств, среди которых расходы по разделу «Социальная политика» составляют 96,4% (в 2018 году) от общей совокупности расходов. В рамках данного раздела финансируются мероприятия государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (595,77 млрд. руб.), включающей выплату пособий, компенсаций, оплату реабилитации, дополнительных выходных дней отдельным группам граждан, единовременные страховые выплаты; программы «Развитие здравоохранения» (17,83 млрд. руб.) предполагающей оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, иное социальное обеспечение и выплаты в рамках данного направления; программы «Доступная среда» с одной из подпрограмм «Охрана здоровья матери и ребенка» (24,3 млрд. руб.), связанной с обеспечением такой категории граждан как инвалиды. [22]


Одной из главных причин возникновения проблемы отрицательного баланса бюджета ФСС РФ в 2014-2016годах  выступает значительный рост расходов на выплаты различных пособий, в том числе связанный с повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, рост произошел на 24,2%. Несбалансированность бюджета Фонда социального страхования  РФ  обусловлена  недостаточным  обеспечением его необходимыми финансовыми ресурсами. [19,с. 227]  Средства не доходили в полном объеме до бюджета ФСС РФ с одной стороны  в виду достаточно высокой доли теневого сектора в российской экономике. Зачастую чтобы не платить большие страховые взносы, организации применяют такой способ расчета с работниками как «зарплата в конверте». Кроме того, кризисные явления в экономике в 2014-2015 гг., сопровождающиеся также ростом безработицы и сохраняющаяся в настоящее время общая макроэкономическая нестабильность привели к сокращению совокупного фонда оплаты труда в среднем на 2,5%, что также снизило объем поступающих страховых взносов в бюджеты всех государственных внебюджетных фондов РФ. Проблемы сбалансированности бюджета Фонда возникают также из-за роста недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование при сохраняющейся тенденции роста расходов на социальное обеспечение за счет средств Фонда. [17, с.368]

Несовершенство законодательной базы функционирования ФСС РФ и невысокая прозрачность его деятельности также осложняет работу Фонда. По мнению многих экспертов, после принятия ряда нормативных правовых актов деятельность Фонда не отвечает полностью многим страховым принципам, которые положены в основу его функционирования. Например, целевое использование средств Фонда реализуется не полностью, так как средства, отчисляемые предпринимателями в ФСС РФ, считаются частью средств федерального бюджета и используются на покрытие его дефицита. Счетной палатой РФ неоднократно отмечалось, что нарушается принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, реализуемый через обеспечение эквивалентности обязательств по страховому обеспечению и сумм внесенных обязательных платежей внутри класса профессионального риска. Также, постоянное снижение размеров взносов, широкий перечень льгот, сделали систему социальной поддержки граждан дотационной, что обусловливает усиление финансовой нагрузки, невозможность полного выполнения Фондом закрепленных за ним функций.


Фонд социального страхования РФ  для  повышения эффективности  деятельности в сфере обязательного социального страхования в 2017 году и по настоящее время реализует масштабный пилотный проект, меняющий существующий «зачетный механизм» исполнения бюджета ФСС на систему непосредственного назначения и выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. [11, с.198]  Данный  пилотный  проект предусматривает следующие нововведения:

– замена «зачетной» системы системой прямого назначения и выплаты пособий региональными отделениями Фонда социального страхования РФ. Отметим, что зачетная система предполагала механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд;

– изменение бланка листка нетрудоспособности;

– разработка и реализация новых технологий приема и обработки данных, в частности возможность электронного заполнения листка нетрудоспособности;

– усложнение процесса обращения застрахованных лиц по поводу получения пособий;

– упрощение процедуры заполнения ежеквартальной отчетности по форме 4-ФСС для страхователя.

Таким образом, цели пилотного проекта – отказ от «зачетной» системы и переход на новый  порядок выплаты пособий,  усиление контроля над процессом рассмотрения  листка  временной нетрудоспособности для снижения  случаев  мошенничества  [3].  Реформирование системы социального страхования исключило возможность страхового мошенничества, а также позволило свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда организация находится в стадии банкротства или ликвидации. Реализуя пилотный проект в 2018 году в 39 регионах России, ожидается получение следующих результатов:

– обеспечение правильных расчетов при начислении пособий для застрахованных лиц;

– сокращение конфликтов между работодателем и застрахованным лицом по поводу получения определенных пособий;

– возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности для ФСС РФ;

– сокращение случаев мошенничества в области страхования;


– оптимизация расходов Фонда;

– введение электронного листка нетрудоспособности, позволяющего компьютеризировать и облегчить ряд процессов и др. [11, с.197]

Одним из важных результатов работы пилотного проекта явилось постоянное предоставление открытых для общественности отчетов о работе территориальных отделений фонда на соответствующих интернет-сайтах, что повышает прозрачность их работы и прозрачность предоставления социальных выплат населению за счет средств Фонда. В регионах, где внедрен данный проект, отмечено, что он оправдывает ожидаемые результаты, однако некоторые аспекты требуют усовершенствования. В частности, в заключении Счетной палатой РФ на проект бюджета ФСС РФ на 2019 год и плановый период 2020, 2021 годов отмечается, что проведенный «анализ финансовых результатов исполнения бюджетов территориальных органов ФСС, реализующих пилотный проект, показал, что рост недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование в этих территориальных органах ФСС варьируется в пределах 1,27-2,16 раза, что значительно выше роста недоимки в целом по Российской Федерации (1,2 раза)», и причины данной ситуации требуют детального анализа. [11, с.200]

Другим важным изменением в деятельности ФСС РФ, направленным на сбалансированность его бюджета, является передача с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» данное решение позволит сократить дефицит бюджета Фонда в 2020 году на 46,6 млрд. рублей. [2]

Одной из проблем социального страхования является также недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2013 года в России ввели новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования [8, c. 405]. Согласно реформе, вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Расчет страховой пенсии стал осуществляться по новой пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов - баллов. Предполагалось, что размер пенсии будет зависеть от факторов: продолжительности общего страхового стажа, размера заработной платы за каждый год, возраста, в котором обратились за назначением пенсии.


Переход на новую систему должен быть плавным: требования по страховому стажу предполагалось увеличить с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам - с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году [8, c. 410]. Таким образом, величина будущей пенсии напрямую должна зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы. Предполагалось, что работающие граждане сами станут активными участниками процесса формирования своей пенсии. Это будет являться стимулом для получения "белой" зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов.

Но с 2014 года объявлено о заморозке перечислений в накопительную часть пенсии. Все деньги пошли в страховую часть ПФР. В 2019-2020 гг. произошел новый этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъем пенсионного возраста от 55 до 60 лет у женщин и от 60 до 65 лет у мужчин. Изменения касаются большинства граждан РФ, однако есть ряд льгот для работников определенных специальностей, жителей Крайнего Севера, женщин с тремя и более детей и т.д. Официально это решение объяснялось тем, что пенсионный возраст 55/60 лет является очень низким по мировым меркам. Процент пенсионеров в России действительно очень высок, а отчисления в пенсионный фонд относительно низкие. Ситуация усугубилась еще и тем, что в 2016-2017гг. из-за отказа индексации пенсий работающим пенсионерам, число официально трудоустроенных пенсионеров снизилось с 14,2 млн. до 8,7 млн. человек. Чтобы, снизить нагрузку с ПФР, провели такую непопулярную реформу. [8, с.415] Состоятельность такой мотивировки многими оспаривается, никаких определенных сведений о методике расчетов общественность не получила.

Итак, анализ состояния социального страхования позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в странах Евросоюза объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16—25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы. К концу XX в. в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США — 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы — 17%, а в России — около 10%.Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в среднем 65—75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений. В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 13-15% ВВП. Низкая доля в расходах на цели социальной зашиты застрахованных (в 2—3 раза ниже, чем в странах ЕС) обусловливает тот факт, что пенсии и пособия составляют не более 30—35% величины предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5—6 раз уступает средним размерам заработной платы в странах ЕС.