Файл: Игра как метод воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Организация и проведение исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детского сада №17 «Незнайка» города Ханты-Мансийска. Испытуемые 10 детей подготовительной к школе группы.

Цель исследования: определить уровень эффективности игр детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

  1. подобрать диагностические методики;
  2. определить уровень развития игровой деятельности;
  3. проанализировать результаты, полученные в процессе диагностики;
  4. разработать рекомендации для педагогов по применению игры в работе с детьми.

В нашем исследовании для диагностики детей мы использовали метод наблюдения за игровой деятельностью дошкольников (методика А.Г. Гогобидзе, В.А. Деркунская), метод математической обработки данных и метод индивидуальной беседы с детьми.

Предметами наблюдения стали:

- содержание детских сюжетно-ролевых игр;

- частота повторения игр с одинаковым содержанием;

- использование детьми игровых атрибутов.

Результаты фиксировались в баллах, а именно по 1 баллу за разнообразие сюжетов игр, устойчивость сюжетов игр, комбинирование сюжетов. Сумма баллов показывает уровень развития у детей умение развивать сюжетные линии в играх (развитость умений сюжетосложения дошкольников).

Показатели данного эксперимента:

3 балла - высокий уровень развития умений;

2 балла - средний;

1 балл - низкий.

Характеристика уровней определена на основе программы «От рождения до школы», образовательная область «Социализация»:

Высокий уровень развития умений подразумевает:

- дети самостоятельно могут формировать игровые сюжеты, объединять по инициативе воспитателя несколько сюжетов в одну игру;

- в коллективных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

- поступают согласно поставленным в начале игры правилам и игровым замыслам;

- проявляют индивидуальность в выборе атрибутов и предметов для игры;

- используют в сюжетно-ролевой игре объекты из строительного материала различной инженерной сложности;

- проявляют инициативность и самостоятельность в выборе роли, разработке и реализации замысла.

Средний уровень развития умений подразумевает:

- дети могут принимать участие в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, осуществлять замысел педагога в блоке сюжетов игр;

- в коллективных играх с воспитателем осуществляют игровые действия;


- не всегда запоминают определенные в начале игры правила и игровой замысел;

- проявляют самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но зачастую прибегают к помощи воспитателя;

- нечасто применят в сюжетно-ролевой игре объекты из строительного материала различной инженерной сложности, при этом чаще пользуются готовыми блоками;

- в выборе роли, разработке и реализации замысла ведущую роль оставляют за воспитателем.

Низкий уровень развития умений подразумевает:

- в организации игровых замыслов ведущая роль относится воспитателю;

- в коллективных играх с воспитателем осуществляют игровые действия;

- не всегда удерживают в памяти правила, определенные в начале игры, оставляют игровой замысел;

- могут выражать самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но зачастую прибегают к помощи воспитателя;

- практически не употребят в сюжетно-ролевой игре объекты из строительного материала;

- при выборе роли, в разработке и реализации замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.

Таким образом, нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровня эффективности игр детей подготовительной к школе группы, соответствующий возрастным особенностям испытуемых.

2.2 Анализ полученных данных

С помощью подобранных нами диагностических методик, направленных на определение уровня эффективности игр детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты, представленные ниже в таблицах и диаграммах.

В «Таблице 1» и рисунке 1 рассмотрим результаты методики наблюдения за игровой деятельностью дошкольников, посредством которой изучены особенности игровых интересов детей.

Таблица 1 Результаты наблюдения за игрой дошкольников

Виды игр

Количество игроков

1

Сюжетно-ролевые

10

2

Дидактические

5

3

Подвижные

8

Рисунок 1 Результаты наблюдения за игрой дошкольников

Далее, в процессе проведения индивидуальных бесед с каждым из детей, участвующих в эксперименте, были выявлены и занесены в «Таблицу 2» их игровые предпочтения.


Таблица 2 Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях детей

Фамилия и имя ребенка

Вопросы к детям

В какие игры ты любишь играть в детском саду?

В какие игры ты любишь играть дома?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

1

Краснова Ксения

В парикмахерскую

В куклы

В куклы

2

Ищенко Светлана

В магазин

В куклы

В магазин

3

Герасименко Соня

В больницу

В салон красоты

В салон красоты

4

Белов Ваня

В автосалон

В мастерскую

В автосалон

5

Попов Марк

В автомастерскую

В догонялки

В догонялки

6

Головин Саша

В машинки

В «Море волнуется»

В машинки

7

Алексеев Артем

В мастерскую

В прятки

В мастерскую

8

Иванова Маша

В дочки-матери

В куклы

В дочки-матери

9

Игнатов Владик

В стройку

В конструктор

В конструктор

10

Майорова Алиса

В дочки-матери

В куклы

В дочки-матери

Анализ полученных данных показал, что в детском саду дети предпочитают игры сюжетно-ролевого характера. В условиях дома также преобладает данный вид игр. Можно также отметит разделение интересов по половому предпочтению. Так мальчик больше импонирует игра с техникой, а девочки, в свою очередь, более заинтересованы сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери» и др. Мальчикам больше предпочтительны активные игры, а девочки выбирают более спокойные, хотя не опровергают участие в подвижных играх.

Для рассмотрения полученных результатов наблюдения за детской игровой деятельностью в «Таблице 3» приведен протокол наблюдения с результатами, зафиксированными в баллах.

Таблица 3 Протокол наблюдения за игровой деятельностью дошкольников

Фамилия и имя ребенка

Результат наблюдения

Развитость умений сюжетосложения дошкольников

Разнообразие сюжетных игр

Устойчивость сюжетных игр

1

Краснова Ксения

В выборе роли, в разработке и реализации замысла ведущая роль принадлежит воспитателю

1

1

2

Ищенко Светлана

В коллективных играх с воспитателем выполняла игровые действия, но в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежала воспитателю

2

2

3

Герасименко Соня

Могла проявлять самостоятельность в выборе предметов

2

1


Продолжение таблицы 3

для игры, но не всегда следовала установленным в начале игры правилам, уходя от игрового замысла

4

Белов Ваня

Участвовал в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, осуществлял замысел педагога в блоке сюжетов игр

2

2

5

Попов Марк

Не всегда запоминает определенные в начале игры правила и игровой замысел

2

2

6

Головин Саша

Проявлял самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но зачастую прибегал к помощи воспитателя, практически не употреблял в сюжетно-ролевой игре объекты из строительного материала

2

1

Продолжение таблицы 3

7

Алексеев Артем

В коллективных играх с воспитателем осуществлял игровые действия, но не всегда запоминал определенные в начале игры правила и игровой замысел

2

1

8

Иванова Маша

Иногда принимала участие в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, осуществляла замысел педагога в блоке сюжетов игр, но выборе роли, в разработке и реализации замысла ведущая роль принадлежит воспитателю

2

1

9

Игнатов Владик

Мог выражать самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но зачастую прибегал к помощи воспитателя

1

1

Продолжение таблицы 3

10

Майорова Алиса

В выборе роли, в разработке и реализации замысла ведущая роль принадлежала воспитателю и не всегда удерживала в памяти правила, определенные в начале игры, оставляла игровой замысел

1

1

Таким образом, проанализировав все полученные результаты в совокупности, мы пришли к выводу, что высокий уровень использования разнообразия сюжетов игр не был установлен. Средний уровень развития игровой деятельности составил 30% (3 ребенка). Эти дети в играх могли принимать участие, создавать игровые замыслы по инициативе воспитателя, реализовать замысел педагога в совокупности сюжетов игр, но мало использовались готовые модули.

У 70% детей был выявлен низкий уровень развития игровой деятельности. Она характеризуется тем, что ребята могли принимать участие в организации игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел воспитателя в совокупности сюжетов игр, но редко употребляли в сюжетно-ролевой игре объекты из строительного материала.


На рисунке 2 рассмотрим результаты выявления начального уровня развития игровой деятельности в результате наблюдения за игрой.

Рисунок 2 Результаты выявления начального уровня развития игровой деятельности в результате наблюдения за игрой

На основе полученных данных в ходе проведения исследования можно сделать вывод, что в работе по развитию игровой деятельности дошкольников есть потребность обратить особое внимание на создание обстоятельств для устойчивости игровых сюжетов.

2.3 Методические рекомендации для педагогов

Из вышеприведенного анализа со всей очевидностью следует, что процесс развития способностей детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства.

У детей дошкольного возраста активно формируется основы личности, воля и волеизъявление, произвольное поведение, воображение, творчество, общая предприимчивость, самостоятельность. Данные важнейшие качества вырабатываются в ведущей и главной деятельности детей, а именно – игре. В ходе исследования стал очевидно, что дети в детских садах стали меньше внимания уделять сюжетно-ролевым играм, а именно изменилось качество игры.

Причиной этому может послужить недостаточное время, отведенное на игру. И это действительно так, ведь в дошкольных образовательных учреждениях большое количество времени отведено различным занятиям, оставляя на свободную игру совсем мало времени. Но и во время игры, дети не могут сдержанно и спокойно играть, выполняя все правила игрового действия.

Игра не появляется сама по себе, она передается из поколения в поколения, изменяясь под воздействием времени. Каждое поколение вносит свои коррективы в игры, но, к сожалению, некоторые из них просто забываются, вытесняются более современными. Дети вырастают, становятся взрослыми, игры им кажутся несерьёзным времяпрепровождением и своих детей им учить нет времени. Все занятия с детьми сводятся к обучению. В итоге игра уходит из жизни дошкольников.

Данный аспект негативно отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Именно в игровой деятельности активно развиваются воображение, мышление, эмоциональность, сознание ребенка. Игра делает поведение ребенка сознательным, понятым. Ребенок добровольно, участвуя в игре и подчиняется поставленным привила. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. [20, 63].