Файл: Игра как метод воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Главное назначение игры развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости.

Игра является одной из редких форм обучения. Игра для ребенка имеет большой смысл. Она оказывает содействие в выработке нужных навыков, умений и познавательных процессов, выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Игра в обучении и воспитании является методом, помогающий учителю преподнести материал, изучаемый на уроке, разнообразить виды деятельности, привить интерес к учебе. Филологи дают следующее определение: «Интерес — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значительность». [11, 249].

Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. «Смертный грех учителя - быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм определяет понимание учителем места познавательного процесса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса. [3, 120].

Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми. Эмоциональность игрового действия пробуждает все психические процессы и функции ребенка, способствует использованию знаний в новой ситуации. Игра устанавливает свои правила и порядок действий. Любая игра немыслима без правил, которые, по словам А.Г. Асмолова, "можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни". [18, 46].

Материал, усвоенный учащимися, проходит через своеобразную практику в виде ролевой игры. Заинтересованный ходом действий ребенок начинает интересоваться учебным материалом с большим желанием. У него возникает необходимость изучить, понять, запомнить материал, чтобы быть готовым, не проиграть, достичь успеха и победы. Целенаправленность говорит о том, что ему интересно познавать и обучаться в дальнейшем.

В процессе обучения игровая деятельность позволяет облегчить восприятие изучаемого предмета и стимулировать дальнейшую заинтересованность в познании того или иного материала. При изучении игры можно столкнуться с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.


Так как этот метод, на мой взгляд, является одним из самых эффективных методов в обучении и воспитании детей, он должен быть более детально изучен, чем раньше, потому как в настоящее время уделяется большое внимание системе использования наглядных методов, а также обогащение передового опыта педагогов, имеющих большой опыт работы и применявших элементы игры в своей работе.

Целью исследования является изучение и анализ игры и эффективности использования игровой деятельности в процессе обучения.

Объект данного исследования – это игра в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования – игра, как один из главных методов, позволяющих развитию познавательного интереса детей в период обучения.

Задачи исследования:

  1. на основе анализа научной психолого-педагогической и методической литературы дать характеристику понятию игры и ее функциям;
  2. определить значение игры в воспитании ребенка;
  3. установить условия эффективности игры как воспитательного средства;
  4. определить уровень развития игровой деятельности;
  5. разработать рекомендации для педагогов по применению игры в работе с детьми.

Методы работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, метод наблюдения за игровой деятельностью дошкольников (методика А.Г. Гогобидзе, В.А. Деркунская), метод математической обработки данных и метод индивидуальной беседы с детьми.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и разработанные рекомендации могут использовать в своей работе педагоги и психологи.

Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность, определены цель и задачи, методы научно-педагогического исследования.

В первой главе раскрываются понятие, роль игры, значение игры, рассматриваются различные функции игр и их классификация.

Во второй главе описывается экспериментальное исследование по эффективности игры в процессе обучения детей дошкольного возраста, даны методические рекомендации.

В заключении сделаны выводы по изучению игры в работе с детьми.

Я считаю, что вопрос об игре – как методе воспитания, и, в частности, организации познавательной деятельности детей по средством игры, является интересным и актуальным на сегодняшний день. Поэтому я решила посвятить этому вопросу свою кур­совую работу.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ

    1. Игра: понятие, характеристики, функции

Игра воспитывает и развивает в ребенке все, что составляет человеческую личность. Она является свободной, непреодолимой и естественной формой проявления деятельности детей, через которую происходит знакомство с окружающим миром, проявление индивидуальности и самостоятельности.

В игре ребенок не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Она предпринимается ребенком для чувства удовольствия, которое игра доставляет в процессе.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. [17, 134].

Каждая игра имеет цель, мотив, средство реализации, при этом цель не постоянна, она меняется по мере развития ребенка. Именно наличие определенной цели является основным отличием игры как метода обучения. Для реализации цели ребенок подбирает для себя единомышленников и нужные в процессе игры игрушки, использует фантазию и обыгрывает роли. Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития, самовыражения, возникающая по личной инициативе ребенка и опирающаяся на его подсознание, разум, творчество.

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, которая может быть определена, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. [4, 65].

Проблема игры возникла как слагаемые проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. [10, 35].

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Ж. Колларитс считал, что: «точное определение игры невозможно, всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. [4, 14-15].


Еще во второй половине 19 века начались исследования игры и ее теории. На мой взгляд самыми значимыми являются работы К. Гросса, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Бойтендака, Г. Спенсера и многих других.

Основой теории Г. Спенсера является то, что возникновение игры связано с «избытком сил», растрачиваемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Но данная теория противоречит мнению немецкого психолога М. Лацорса. Он утверждал, что для того, чтобы возобновить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет.

Разработкой теории игры также занимались советские ученые в 20-30-е годы. Игра исследовалась ими как метод самообразования, важнейшее средство всестороннего развития и воспитания человека.

Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра – развитие души». В свою очередь Л.С. Выготский дал характеристику игре, как первой школе воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений. Есть также неординарные формулировки понятия «игра». Х. Хогленд обозначает ее, как «понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». Согласно теории Холла («теория рекапитуляции») игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую. [15, 41].

Игр великое множество, но для детей важна та деятельность, которая доставляет им радость, положительно влияет на их слаженное развитие, хорошо сказывается на их умственных и физических способностях. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. [14, 36].

Характеризуется игра целенаправленным сознательным игровым действием, на которое она направленна. Действия осуществятся посредством операций. Игровое действие определяется помимо цели, еще и средствами игры, которыми выступают предметные условия (предметы-заместители, игрушки и т.д.). При возникновении игрового действия появляется воображаемая ситуация. Реальные предметы приобретают для детей особый смысл, предметы в воображении ребенка меняют свое прямое назначение и на данном этапе игрового действия представляются в другом, возможно неожиданном, представлении.

При возникновении воображаемой ситуации изменяется роль ребенка для него самого. Сама игра приобретает для него особый смысл и становится эмоционально окрашенной.

Основные компоненты игры — воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. [1, 72].


Воображаемая ситуация и роль являются важным мотивационным компонентом для игры.

Само понятие «игра» тесно взаимосвязанно с понятием «игровая деятельность». В практике человеческой жизнедеятельности она занимает одну из главных ролей, особенно в детском возрасте. Игра способствует преодолению различных барьеров, возникающих в жизни человека и ей присущи важные функции. Все они тесно взаимосвязаны и объединяет их главная цель развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

Рассмотрим наиболее важные функции игры:

-Обучающая функция позволяет развить умения и навыки, направленные на усвоение учебного материала и правил, которым должны следовать играющие.

-Развлекательная функция создает благоприятную атмосферу, превращая научное мероприятие в занимательное приключение, способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, дает ребенку яркие впечатления, позволяет установить эмоциональный контакта между взрослым и ребенком.

-Коммуникативная функция обладает экспансивным влиянием и состоит в развитии потребности обмениваться знаниями, умениями в процессе игр, общаться с игроками и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

-Воспитательная функция организующая деятельность человека, помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

-Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

-Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и эмоциональных сил ребенка, снимающая напряжение и положительно влияющая на нервную систему.

-Психотехническая функция направлена на формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Место и роль педагогических игр в учебно-познавательном процессе, сочетание элементов игры, учения и воспитания во многом зависят от понимания преподавателем классификации педагогических игр. [5, 67].

Педагогическая практика все чаще обращается к игровой деятельности при обучении конкретной профессии, а это естественно, расширило классификацию игр (деловые, ролевые, организационно - деятельностные, тренинговые, интеллектуальные, и т. п.). [2, 11].

Так Г. К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий: