Файл: Игра как метод воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области: математические: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные. Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения. [16, 129-130].

В целом, по средством игры, происходит развитие качеств, которые важны в практической деятельности. Она является способ подготовки ребенка к жизни в дальнейшем, учитывая практические навыки, полученные при воображаемых действиях.

К.Д. Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов». [19, 517]. Но, так как этого не случилось, педагогическая практика нуждается в разработке методик игровых форм обучения детей.

    1. Значение игры в воспитании ребенка

Игра для ребенка является отдыхом и развлечением, а также необходимостью в жизнедеятельности, так как нормальное развитие ребенка не может происходить без игры. Она, в свою очередь, является катализатором развития всех сторон детской души, а именно ума, сердца, воли и характера, при этом оставляя свободной деятельность ребенка.

Значение игры в жизни ребенка трудно переоценить. Для детей она имеет огромное значение, так как в процессе игры развивается личность ребенка и формируется его характер.

Игра является хоть и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменение сознания и общего характера. [6, 35].


Следует отметить, что игра является проявлением самостоятельности. Выбирая сюжет, предметы игры, роли, ребенок реализует поставленные им цели, отражает окружающий его мир, воспроизводит ситуации, которые ему запомнились. Он испытывает необходимость повторять в игре повседневные впечатления, проявить чувства, которые он имеет к близким людям, новые события, которые привлекли его внимание, ситуации, которых он хотел бы оказаться в роли взрослого.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых. [7, 21].

Особое место занимает заключительная, рефлексивная фаза игры. Важнейший ее момент - момент самооценки. [12, 41]. Она позволяет учащемуся корректировать не только свое поведение в игре, но и всю свою деятельность в целом. То есть рефлексия игры является мощным средством самовоспитания. [12, 42].

В процессе игровой деятельности дети проявляют свои положительные и отрицательные качества, которые можно должным образом изменить со стороны наблюдателя, направить в нужное русло.

Ребенок в игре не копирует деятельность взрослых, он комбинирует и воплощает различные впечатления из жизни с личным опытом. Детская игра проявляется в виде творческого замысла. Данный замысел стоится молниеносно, дети экспромтом рисуют ситуации и играют для себя, выражая свои эмоции, мысли, впечатления, зачастую не задумываясь о том, как их воспринимают со стороны.

В коллективной игре ребенок учится общаться с игроками, находить компромиссные решения, оказывать помощь, считаться с мнениями остальных, проявлять лидерские способности, а также уметь слушать других.

С другой стороны, следует подчеркнуть, что игра не всегда является развлечением. Так, в процессе игрового действия, ребенок не только погружается в забавы, но и получает опыт жизненных ситуаций, которые пригодятся. Нередко бывает, что правильно подобранная и предложенная игра помогает объяснить то, что часто утомляет в процессе беседы. Таким образом в эмоциональной игре данная информация воспринимается легче и запоминается красочней. Размышления ребенка над воображаемыми ситуациями развивают в нем успешность применения полученного опыта в реальных жизненных ситуациях.

Через игру дети часто определяют свою будущую профессия, ищут подходящие именно им роли, создают сюжеты, которые дают им понять, по душе ли та или иная сфера деятельности или нет. Непроизвольно для детей подбираются такие роли, которые дают понять, что именно актуально для ребенка, что нравиться или чего, напротив ребенок боится. Также во время игрового действия можно найти подход и побороть страх ребенка, описав всю ситуацию в игрушечной форме, дав понять, что ничего страшного не происходит. Так, поход к врачу, обыгранный заранее, будет не на столько больно восприниматься ребенком и т.д.


Исходя из практики, суть благополучного исхода ролевой игры состоит в реализации ситуации, максимально приближенной к реальной. Ролевая игра — это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль), для достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения. [13, 127].

Игра раскрывает темы быта, семьи, школы, праздников и другие. В одной игре могут присутствовать различные эпизоды и обыгрывание ролей. Исполняя одну и ту же роль, дети могут по-разному вести себя, так как каждый ребенок имеет свой индивидуальный подход. В процессе игровой деятельности наблюдатель судит о взаимоотношениях в семьях играющих детей, а дети, копируя работу взрослых, получают бытовые навыки.

С помощью игры ребенок попадает в мир взрослых, усваивает окружающий мир, по-другому смотрит на вещи, которые раньше казались ему непонятными. От того, какое содержание будет у игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению, прививание уважения к профессиям и труду.

Подводя итог, можно заметить, что игра обеспечивает ребенку физическую и умственную активность, приучает его думать, быстро реагировать на новые события, закрепляет полученный опыт.

Несмотря на всю значимость игры, нельзя считать ее единственным средством в воспитании и обучении детей. Она является одним из слагаемых элементов, применяемых в целях развития.

1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства

Любое средство можно применить правильно либо неправильно, в следствии чего в корне изменится полученный результат. Нередко виной отрицательному итогу неправильно подобранные методы, приемы обучения и воспитания. Очень важно, чтобы игровая деятельность совпадала с учебной, это в разы увеличит правильность запоминания предмета.

Вымышленные герои выполняют функции обучающих, заинтересовывая в первую очередь своим необычным видом. Это могут быть герои любимых сказок или иные персонажи популярные на данный момент. Они предлагают задания, после выполнения которых игроки попадают на следующий этап. Принимая участие в подобных игровых действиях, дети проявляют большую активность, так как всех интересует процесс игры, где каждый может перевоплотиться в необычного персонажа или побывать на некоторое время взрослым.


Игра привлекает к себе внимание посредством внедрения новых возможностей. Вероятно, что ребенок будет играть в игру, которая интересна ему возможностями, соответствующими актуальным надобностям возраста и индивидуальности. Вопрос игровой мотивации очень важен.

С точки зрения психологов: «Интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней». [8, 46]. А это значит, что значение интереса велико, так как он стимулирует к получению знаний, вынуждают учеников оживленно работать, справляясь с трудностями и преградами.

Включая в процесс обучения детей игровую деятельность, нужно всегда помнить о их целях, задачах и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и в задачи учителя входит научить детей самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно принимать участие в учебном процессе, посодействовать в том, чтобы серьезный познавательный труд детей сделать занимательным и продуктивным.

Коменский Я.А. в «Законах хорошо организованной школы» первые сформулировал последовательно и обоснованно правила использования игры в воспитании:

  1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
  2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
  3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
  4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
  5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
  6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
  7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей. [9, 141-142].

На основании изученной педагогической литературы о игре можно тезисно выразить следующие потребности, которые педагог должен в обязательном порядке учитывать при проведении детских игр на занятиях:


- свободное и добровольное участие детей в игровой деятельности, вовлечение детей в игру, а не навязывание;

- игра не должна нести в себе много информации, не должна быть излишне воспитательной и дидактической;

- дети должны иметь полное и понятное представление о игре, ее сюжете, ролях;

- замысел игрового действия должен совпадать с поведением в реальных ситуациях, преследуя цель ее отражения в реальной жизни;

- игра должна строиться на принципах нравственности, гуманизма, морали, принятой в обществе;

- игра не должна унижать достоинства игроков, в том числе и проигравших;

- в игре должны развиваться в положительном направлении эмоционально-волевая, интеллектуальная и рационально-физическая сферы ее участников;

- процесс игры нужно формировать, устремлять, корректировать, но не усмирять, давать возможность игрокам проявить инициативу;

- подростков и детей старших классов необходимо побуждать к анализу игры, ее соответствие с реальными событиями и ситуациями, установлении связи с практическим применением полученного опыта в жизненной деятельности. Итогом данного обсуждения может быть пересмотр содержания игры, ее правил, ролей и др.

- игра не должна преследовать цель материальной выгоды, не должна причинять опасность жизни и здоровью, не должна нарушать нормы морали;

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что игра занимает важную роль в обучении и воспитании детей, развитии их личностных способностей. Благодаря игровой деятельности игрок реализует такие потребности, как общение, самоопределение, творчество, собственная деятельность. Главное в игре – это не заставлять учеников учувствовать в игровом процессе, а заинтересовать. Тем самым дать возможность получить удовольствие от игры и пользу, в виде выученного с легкостью материала.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА