Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Работник предприятия является налогоплательщиком, а на предприятии лежат обязанности налогового агента, то есть предприятие удерживает из доходов работника НДФЛ и перечисляет его в бюджет.

Начисление налога на доходы физических лиц отражается в бухгалтерии организации с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

Дебет 70 «Учет расчетов с персоналом по оплате труда» Кредит 68.1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» - удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам организации;

Дебет 75.2 «Расчеты по выплате доходов» Кредит 68.1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» - удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не являются работниками организации;

Дебет 76, 60 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» Кредит 68.1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» - удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам, если они не являются работниками организации;

В Обществе данные проводки применяются при оформлении удержаний при выплате по договорам гражданско-правового характера (Д 76 К 68.1), а также при удержании по договорам аренды с физическими лицами (Д 60 К 68.1).

Аналитический учет НДФЛ ведется на предприятии в разрезе сотрудников, для чего на каждого работника заполняется личная карточка, в которую помимо анкетных данных заносятся данные о статусе, о форме оплаты труда, размере заработной платы и премий, о видах предоставляемых вычетов. Такая карточка ведется в электронном виде в программе «1С», и на основании данных этой карточки и результатов расчета заработной платы формируется справка формы «2-НДФЛ» и автоматически производится начисление и удержание налога на доходы физических лиц.

В справке формы «2-НДФЛ» отражаются следующие данные: данные о налоговом агенте, данные о физическом лице - получателе доходов, помесячно суммы доходов по видам, помесячно суммы предоставленных вычетов по видам, а также сводные данные по полученным доходам, облагаемой сумме доходов, по суммам налога начисленного и удержанного.

Налоговые регистры должны отвечать следующим общим требованиям:

  • непрерывное формирование учетных налоговых данных в хронологической последовательности;
  • осуществление полного раскрытия порядка формирования налоговой базы;
  • простота восприятия информации, отраженной в регистре, и удобство его заполнения;
  • ведение в бумажном или электронном виде.

Что касается налоговых регистров по НДФЛ, ст. 230 НК РФ устанавливает для них свои специфические критерии. Подобный регистр должен включать:

  • информацию, позволяющую однозначно идентифицировать налогоплательщика;
  • его статус;
  • виды выплачиваемых ему доходов и их суммы;
  • виды и суммы предоставленных вычетов;
  • суммы, уменьшающие налоговую базу;
  • даты выплаты дохода, удержания и уплаты НДФЛ.

Ответственность за формирование налоговых регистров несут сотрудники, которые их составляют и подписывают. Они же отвечают за сохранность этих документов и за обеспечение невозможности доступа к ним посторонних лиц. Вносить исправительные записи в регистр может только ответственный сотрудник. При этом он обязан заверить корректирующую запись своей подписью, проставить дату внесения корректировки и привести соответствующие пояснения.

С 01.01.2016 налоговые агенты обязаны заполнять новую отчетную форму – 6-НДФЛ, которая утверждена приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ (в этом же документе можно найти и порядок ее заполнения).

Заполняется 6-НДФЛ не в разрезе данных по каждому налогоплательщику, а по всем налогоплательщикам-физлицам, которым был выплачен доход налоговым агентом, в целом (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Данные по удержанным и выплаченным физлицам доходам фиксируются нарастающим итогом с начала года (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Периодичность сдачи – ежеквартально.

Основание заполнения формы – данные налогового учета, содержащиеся в регистрах (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Для того чтобы понять, как составить налоговый регистр для формирования данного отчета, рассмотрим, какую информацию содержит бланк 6-НДФЛ, и разберем его состав.

6-НДФЛ включает:

  • титульный лист;
  • раздел 1 под названием «Обобщенные показатели»;
  • раздел 2, называемый «Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного НДФЛ».

Для заполнения титула формы понадобятся:

Реквизиты налогового агента(его название, ИНН, КПП).

Период, за который составляется отчет.

Код налоговой инспекции, в которую необходимо направить расчет (для организаций – в ФНС по месту их нахождения, для ИП – по месту жительства или по месту осуществления деятельности (для вмененщиков и тех ИП, что работают на патенте)).

Код ОКТМО в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (приказ Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст). Организации проставляют код той территории, на которой они расположены, а ИП – той, на которой проживают или осуществляют деятельность.


Для заполнения раздела 1 нам необходимы:

  • размер ставок НДФЛ, по которым исчисляется налог;
  • суммы начисленных всем физлицам доходов;
  • суммы вычетов по НДФЛ;
  • размер налога, исчисленного и удержанного;
  • количество физлиц, получивших доход от налогового агента.

Для оформления раздела 2 нам потребуются:

  • даты фактически полученных доходов;
  • суммы фактически полученных физлицами доходов на каждую дату, указанную в предыдущем пункте данного перечня;
  • даты удержания налога;
  • суммы удержанного налога с физлиц на каждую дату, указанную в вышестоящем пункт данного перечня;
  • срок уплаты НДФЛ (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Таблица 4

Регистр для заполнения 2-НДФЛ

Сведения учетного регистра

Комментарии по заполнению

Информация для идентификации налогоплательщика

Приводим перечень данных о работающих сотрудниках:

Ф. И. О. сотрудника;

полную дату его рождения;

информацию об удостоверяющем его личность документе;

ИНН физлица;

его адрес;

гражданство.

Перечень доходов

Для каждого вида дохода должно быть предусмотрено свое поле, в которое заносится особый цифровой код, соответствующий виду дохода. Коды берутся из приказа ФНС от 10.09.2015 № MMB-7-11/387@.

По необлагаемым НДФЛ доходам данные отражать необязательно.

Облагаемые НДФЛ доходы, имеющие пределы необложения налогом, фиксируются в регистре на общих основаниях, поскольку они могут накапливаться в течение года

Перечень вычетов

Вычеты фиксируются в регистре с приведением соответствующих кодов. Перечень кодов см. в приказе ФНС от 10.09.2015 № MMB-7-11/387

Суммы доходов

Указываем следующие суммы:

начисленные до налогообложения и уменьшения на вычеты;

уменьшенные на вычеты

Даты выплаты доходов

Необходимо предусмотреть поля для указания:

фактического дня выдачи дохода (в частности, зарплаты) наличными;

дня безналичного перечисления дохода на карты.

Мы рекомендуем также сделать отдельное поле для фиксации даты получения дохода в соответствии с нормами ст. 223 НК РФ

Статус налогоплательщика

В данном поле указывается, к какому виду лиц относится налогоплательщик исходя из его резидентства в РФ

Дата удержания НДФЛ

Указываем день фактического удержания налога

Дата перечисления НДФЛ

Заполняем в соответствии с платежными документами

Реквизиты платежного документа

Указываем номер, дату и сумму платежки на уплату НДФЛ

Сумма НДФЛ

Фиксируем сумму рассчитанного и удержанного налога


Пример заполненного регистра представлен в приложении.

Выводы по главе:

1) НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

Общий прирост НДФЛ за исследуемый период составил 22,37% или 268,31 тыс. руб. Структурный анализ за 2014-2015 гг. показал, что в общем объеме налоговых доходов бюджета г. Перми Пермского края занимает первое место (60,68 и 64,83% соответственно).

3. Проблемы взимания НДФЛ и пути их решения

Наиболее существенные проблемы взимания НДФЛ приведены в таблице 5.

Таблица 5

Проблемы НДФЛ и пути их решения

Проблема

Пути решения

Прогнозируемый результат

1

2

3

1.Уход высокообеспеченной части населения от уплаты налога.

Кроме учета доходов необходимо установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым доходам.

Позволит уменьшить сокрытые доходы от налогообложения, но приведет к увеличению расходов государства на осуществление контроля.

2. Неравномерность налоговой нагрузки, в результате применения единой пропорциональной ставки.

Ввести прогрессивную систему налогообложения, при которой большую часть налога собирать с населения с более высокими доходами.

Позволит дифференцировать налогообложение доходов, имеющих различные источники формирования, а так же установить стандартный налоговый вычет.

3. Нерациональное движение денежных потоков в связи с удерживанием налогов с доходов, выплачиваемых за счет бюджетных средств.

Уменьшение заработной платы работникам бюджетных учреждений на сумму налоговых изъятий.

Позволит устранить искусственно созданный перераспределительный процесс налоговых сумм, но приведет к негодованию налогоплательщиков, работающих в других сферах жизнедеятельности.

4. Действующий порядок уплаты налога (Зачисление НДФЛ не по месту регистрации налогоплательщика, а по месту регистрации налогового агента).

Налог зачислять в бюджет по месту регистрации (жительства) налогоплательщика.

Позволит:

- увеличить доходы местных бюджетов;

- упростить процедуру получения вычетов;

- повысить мотивацию налогоплательщиков и их ответственность за благосостояние своего региона,

-территориальные налоговые органы столкнутся с проблемой создания системы персонифицированного учета налогоплательщиков, что сопряжено с открытием и ведением лицевых счетов по каждому налогоплательщику


Отсутствие налоговых регистров законодательство РФ рассматривает как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, наказываемое штрафом (ст. 120 НК РФ) в размере 10 000–40 000 руб. в зависимости от того, сколько длилось правонарушение и как оно повлияло на размер налоговой базы (письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690). Арбитры в данном случае – на стороне контролеров. Однако не в тех случаях, когда налоговики превышают свои полномочия. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Существует множество точек зрения как усовершенствовать систему налогообложения доходов населения. Кроме того большинство авторов выделяют разные проблемы НДФЛ [14, с. 94].

Рассмотрим некоторые проблемы НДФЛ более детально:

1. Проблема «перекладывания» налоговой нагрузки на малоимущие слои населения в результате применения единой ставки НДФЛ 13 %.

Действующее в настоящее время налогообложение доходов физических лиц обладает существенными недостатками, как с точки зрения социальной справедливости, так и прогрессивного регулирования экономики. Она не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. Кроме того, она не обеспечивает реализацию фискальных задач данного налога, поскольку снижена ставка налога на высокие доходы отдельных категорий населения. Главная идея установления единой 13 процентной налоговой ставки состояла в легализации нетрудовых доходов получаемых от предпринимательской деятельности и использования собственности зажиточной части населения.

Следовательно, действующий механизм налогообложения доходов физических лиц является по существу реакцией налоговых органов на свою неспособность выявлять и облагать налогом высокие доходы отдельных граждан - налогоплательщиков. Действующая система налогообложения должна быть преобразована так, чтобы, выполняя свою фискальную роль, подоходный налог с физических лиц не перекладывал налоговую нагрузку на малоимущие слои общества, уровень доходов которых не превышает прожиточный минимум [5, с. 18].