Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Регистры налогового учета служат для обобщения сведений, необходимых для расчета тех или иных налогов. Они, во-первых, помогают налоговикам контролировать полноту уплаты налогов налогоплательщиками, а во-вторых, позволяют самим налогоплательщикам проверять правильность осуществляемых ими расчетов по тому или иному виду налогового обязательства и упрощают формирование налоговых отчетов.

Несмотря на то, что налоговое законодательство обязывает налогоплательщиков создавать и вести такие регистры, их формы не утверждены законодательно, а потому каждое предприятие (или ИП) обязано самостоятельно разработать структуры применяемых налоговых регистров, при этом очень желательно утвердить их учетной политикой.

Основными налогами, обеспечивающими большую долю поступлений в бюджеты разных уровней являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). НДФЛ является одним из наиболее гибких и успешно администрируемых налогов в системе налогообложения населения.[1]

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что из-за массового уклонения от уплаты налогов и налоговых правонарушений, а также целого ряд объективных и субъективных причин, бюджет государства ежегодно не дополучает огромные суммы. Решение этой проблемы возможно путем проведения контроля налоговыми инспекциями за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В связи с этим рассмотрение методики проведения налоговой проверки по НДФЛ приобретает важное практическое значение.

Целью данной работы является изучение Налоговых регистров по НДФЛ.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;

- изучить понятие и порядок исчисления НДФЛ;

- рассмотреть регистры НДФЛ;

- сформулировать предложения по совершенствованию механизма проведения учета НДФЛ.

Объект исследования – НДФЛ. Предмет – налоговые регистры по НДФЛ.

Методы исследования – анализ, синтез, сравнительный анализ. В процессе работы была изучена и обобщена относящаяся к теме исследования различная литература по налоговому праву. В числе литературных источников изучены труды видных российских ученых.

Нормативной базой данной работы являются: Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий порядок взимания налога на доходы физических лиц; Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, инструктивные материалы ФНС; труды ведущих теоретиков налогового права и практических налоговых работников нашей страны, а так же законы, ведомственные нормативные акты и др.


Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке данной проблемы, а также при решении практических задач подоходного налогообложения и определении путей решения проблем налога на доходы физических лиц в России.

1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления

1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе Российской Федерации

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики и один из важнейших источников государственных доходов. В налоговой системе Российской Федерации налог с физических лиц - наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков.

НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год[2].

В Российской Федерации НДФЛ введен с 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000г. №117-ФЗ. Порядок налогообложения установлен в главе 23 НК РФ (в ред. Федерального закона от 19.07.2009г.№204-ФЗ).

Плательщиками НДФЛ выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам относятся граждане РФ, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в течение календарного года в общей сложности не менее 183 дней. Указанные физические лица, прожившие на территории России менее 183 дней, являются, соответственно, налоговыми нерезидентами[3].


Объектом налогообложения НДФЛ у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.

При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами (ст. 208 НК РФ)[4].

Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. Российское налоговое законодательство установило ряд особенностей при определении налоговой базы по отдельным видам доходов.

Виды доходов, не подлежащих налогообложению, такие например, как государственные пособия и пенсии, компенсационные выплаты, установленные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, подробно перечислены в ст. 217 НК РФ. Все эти виды доходов освобождаются от налогообложения[5].

Налоговым периодом является календарный год.

Определенные с учетом сумм, не подлежащих налогообложению, совокупные доходы налогоплательщика дополнительно уменьшаются на предусмотренные действующим законодательством вычеты, которые НК РФ подразделяет на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Суммы каждой группы вычетов играют для налогоплательщика немаловажную роль в законной минимизации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления[6].

Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Вместе с тем, для отдельных видов доходов действуют три другие ставки налога.

Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих видов доходов[7]:

- стоимость выигрышей и призов, в части превышающей 2000 рублей;

- страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения установленных размеров;

- процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;


- сумма экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения установленных размеров.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых[8]:

- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Налоговая ставка в размере 9% действует в отношении следующих доходов[9]:

- от долевого участия, полученных в виде дивидендов;

- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относятся к соответствующему налоговому периоду[10].

Существуют особенности исчисления налога налоговыми агентами, отдельными категориями физических лиц и в отношении отдельных видов доходов. Государство возложило функции по исчислению, удержанию и уплате налогов на предприятия, организации и учреждения, а также на индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и на постоянные представительства иностранных организаций в России. В связи с этим предприятия, организации и лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежащий налогообложению, обязаны удерживать налоги, то есть они являются налоговыми агентами. Положенные вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями[11].


Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета. Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке[12].

Налоговые агенты ведут учет доходов, полуденных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 20_год №_».

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_год №_»[13].

НК РФ установлены определенные особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. К ним относится две категории налогоплательщиков:

- физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

- нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой[14].

Эти лица обязаны определить общую сумму налога, подлежащую уплате, и исчислить с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.