Файл: Понятие и признаки правового государства (История формирования и развития идеи правового государства).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общетеоретическая характеристика правового государства
1.1. История формирования и развития идеи правового государства
1.2. Сущность и основные черты правового государства
Глава 2. Основные признаки правового государства
2.1. Формирование доктрины прямого действия Конституции в российском праве
2.3. Система разделения властей и реализация механизма сдержек и противовесов в РФ
Введение
Политико–правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.
Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.
Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Представления о государстве, как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что в работах русских философов идеи становления правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского. Г. Ф. Шершеневича.
Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: изучение взглядов юристов, философов, политологов, правоведов на развитие правовой государственности; определение понятия, признаков правового государства; определение путей формирования правового государства; рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем; формирование правового государства в современном российском обществе.
Объект исследования – правовое государство. Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются методы: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.
Глава 1. Общетеоретическая характеристика правового государства
1.1. История формирования и развития идеи правового государства
Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно в первой четверти 19 века - в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, -- писал Аристотель, -- нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли.
1.2. Сущность и основные черты правового государства
Правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.
В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Этот принцип противоположен принципу тоталитарного государства: «запрещено все, что не разрешено законом». Принципиальная разница этих принципов заключается в изначальной свободе или наоборот несвободе человека. Если первый принцип предполагает частичное ограничение прав свободной личности, то второй принцип исходит из возможности предоставления полностью зависимому от государства человеку частичных прав и свобод.
Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы возможностей личности.
Обобщенно-правовые аспекты личности воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными, так как призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека являются источником постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструментом саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере.
Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя его роль для них неодинакова, несмотря на существующие точки соприкосновения. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.
Сущность правового государства заключается в ограничении правом государства. Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Поскольку государственная власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. По сути дела, право, ограничивая власть, бережёт ее от саморазрушения, поэтому в условиях демократии утверждается верховенство права.
Следовательно, «правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений».