Файл: Понятие и признаки правового государства (История формирования и развития идеи правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время существует колоссальное количество сдерживаний и противовесов в системе разделения властей. Для решения представленных выше проблем необходим рациональный подход действующего Правительства РФ.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека, а не создание красивой структуры государственной власти и декларативного обеспечения прав и свобод личности. 

Идея правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась древними мыслителями и была продолжена философами современности. В России эта идея возникла в противовес абсолютизму и разрабатывалась многими известными учёными-юристами.

Что касается основных характеристик правового государства, то, обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе, они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Поэтому принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.


В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. В России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Рассматривая политическую систему России нельзя забывать, что долгий период на её территории имела место быть социалистическая правовая система, возникшая после революции 1917 года. Она достаточно широко использовала известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы права, она основывалась на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования. При этом социалистическая правовая система базировалась на таких принципах регулирования, как слом старых правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности, разделении властей. Её нормы устанавливали господство социалистической и в первую очередь государственной собственности, законодательно признавали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни.

Все это отрицательно влияло на содержание, формы, методы и темпы советского государственно-правового строительства, препятствовало формированию надлежащих демократических государственно-правовых форм, институтов и процедур нормализованной и упорядоченной жизни советского народа и общества. При таком развитии событий, о построении правового государства не могло быть и речи.

Существенные демократические преобразования политической системы, повышение роли представительных органов, их влияние на жизнь общества, усиление заботы о правах и свободах личности, а кроме того внедрение новых рыночных отношений, обеспечение и охрана всех форм собственности - все эти прогрессивные меры находят закрепление в новых законах, которые интенсивно разрабатываются и принимаются в Российской Федерации. Складывается новое законодательство, в корне отличное от того, которое действовало ранее. В Конституции Российской Федерации, говорится, что Россия светское государство, ни одна партия или религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, и никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нём.


Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Нельзя также думать, что заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. Для этого необходимо рассматриваемые теоретические конструкции адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, слабостью демократических традиций. Концепцию правового государства западного образца для России можно признать пригодной только с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву, как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – N 31. – Ст. 4398.
  2. Болдырев С.Н. Гарантии как технико-юридические средства обеспечения прав и свобод личности // Общество и право. 2010. N 5. С. 21.
  3. Барсова М.А. Принцип правового государства как идеологическая основа института административной юстиции в России // Закон и право. 2019. №1. 
  4. Ганоев О.К. На пути к правовому государству: трансформация, реформирование, модернизация // Lex russica. 2017. N 2. С. 98 - 105.
  5. Дегтярева Л.Н. Принцип правового равенства в системе конституционных принципов правового статуса личности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 2. С. 3 - 6.
  6. Джаркымбаева А.К. Влияние правового сознания на формирование правового государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №2-2.
  7. Коновальчиков Я.А. Взаимодействие политических партий и государства как конституционно-правовая категория // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 74 - 81.
  8. Кошель А.С. Конституционно-правовые основы парламентского права России // Lex Russica. 2019. №1 (146).
  9. Макарова Н.А. Проблемы реализации синтетической концепции правовой природы возмещения вреда, причиненного государством, в цивилистическом процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 2. С. 11 - 16.
  10. Магомедова Н.С. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей Российской Федерации // Закон и право. 2019. №1.
  11. Нарутто С.В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы России // Lex russica. 2018. N 11. С. 83 - 92.
  12. Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 47 - 55.
  13. Плетников В.В. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. №1.
  14. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. N 11. С. 69 - 82.
  15. Целикова Е.Ю. Скрытые полномочия Президента РФ на примере института назначения глав исполнительной власти // Colloquium-journal. 2019. №2-4 (26
  16. Штокало В.А. Некоторые перспективы развития парламентаризма в России // Colloquium-journal. 2019. №3-4 (27).

  1. Гриценко Е.В. Формирование доктрины прямого действия Конституции в российском конституционном праве // Государство и право. 2015. № 6. С. 5-18

  2. Краснов М.А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов: Учеб. пособие. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. С. 137

  3. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2009. С. 543; Червонюк В.И., КалинскийИ.В., Мелехова А.Ю. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. В 2 ч. Ч. 2. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп. / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В.И. Червонюка. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 256

  4. Березутский Ю. В. Социальная активность граждан как фундамент развития гражданского общества / / Власть и управление на Востоке России. 2017. № 2 (79). С. 109-117

  5. Голенкова 3. Т. Гражданское общество в России / / Социологические исследования. 1997. № 3. С. 25-36.

  6. Гайнутдинова Л. А. Базовые характеристики гражданского общества / / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 103. С. 215-225.

  7. Тресков А. П. Гражданское общество: истоки, понятие и признаки // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. 2012. № 1. С. 86-90

  8. КуяноваА. В., Юрицин А. Е. Гражданское общество в Российской Федерации: организационно-правовые проблемы формирования и развития / / Вестник Омской юридической академии. 2014. № 3 (24). С. 4-7.

  9. Харченко Я. П. О признаках гражданского общества / / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2 (45). С. 40-42

  10. ? Грандонян К. А. Современное гражданское общество: понятие и признаки / / Информационная безопасность регионов. 2010. № 1 (6). С. 15-18.

  11. Березутский Ю. В. Социальная активность граждан как фундамент развития гражданского общества / / Власть и управление на Востоке России. 2017. № 2 (79). С. 109-117

  12. ? Сидорова Н. П. Общественные организации как форма реализации гражданской активности населения региона / / Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1 (82). С. 79-84

  13. ЯкимоваТ. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России / / Вестник ТГПУ. 2013. № 12 (140). С. 116-119.

  14. Авакъян С.А. Конституционное право России: Учеб. пособие: В 2-х т. 4-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2017. 927 с.

  15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2017. 784 с.

  16. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 2014. 524 с.