Файл: Проектирование организации (Организационная структура управления как составляющая системы менеджмента предприятия).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Организационная структура управления как составляющая системы менеджмента предприятия
1.2 Принципы и методы проектирования структуры организаций
1.3 Система планирования персонала в системе управления предприятием
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.4 План материально-технического обеспечения
Проект реализуется компанией ООО «Александрия», которое организовано в 2000 г. одним участником
Предлагаемые организационная структура кафе приведена на рисунке 2.3, организационная схема управления – на рис.2.4. За основу этих схем принят опыт других кафе успешно работающих на рынке.
Директор |
|||||||||||||||||||||||||
Шеф повар |
Администратор |
Бухгалтерия |
|||||||||||||||||||||||
Снабжение, складское хозяйство |
Залы № 1-4 |
||||||||||||||||||||||||
Заготовочный цех |
Банкетный зал |
||||||||||||||||||||||||
Доготовочный цех |
|||||||||||||||||||||||||
Рисунок 2.3. Организационная структура Кафе «Александрия»
К административному персоналу отнесем директора, бухгалтера, администратора, менеджера.
Нормы управляемости – в непосредственном подчинении у каждого руководителя 3-5 человек. Исключение метрдотель – у него одновременно в работе может быть до 12 барменов и официантов, в таком случае часть полномочий (координация с кухней, баром; встреча важных гостей, постоянных клиентов) делегируется старшему официанту.
Заказы на изготовление продукции повара получают от официантов или барменов. При групповых, предварительных заказах – взаимодействуют администратор и шеф-повар.
Директор |
||||||||||||||||||||||||
Шеф-повар |
Администратор |
Бухгалтер |
||||||||||||||||||||||
Менеджер по снабжению |
Метрдотель |
|||||||||||||||||||||||
Повара |
Бармены, официанты |
|||||||||||||||||||||||
Кухонные рабочие |
Уборщицы |
|||||||||||||||||||||||
Рисунок 2.4. Организационная схема управления Кафе «Александрия»
Контроль за наличием запасов и составление заявок на снабжение продуктами осуществляет шеф-повар. Он же контролирует правильность и своевременность закупки продуктов.
При возникновении спорных ситуаций шеф-повар, администратор или менеджер по снабжению обращаются непосредственно к директору.
2.6 План по труду и заработной плате
Рассчитаем количество необходимых официантов, принимаем норм:
обслуживания 1 клиента – 12 минут (для обычного режима работы),
количество рабочих часов в году – 1820,
Очевидно, что в утреннее и дневное время такое количество официантов не требуется, поэтому, для повышения качество обслуживания, их нужно дифференцировать по статусу: метрдотель, старший официант, официант и по времени работы на основной состав (смена 12 часов) вечерний (смена 8 часов).
Рассчитаем количество необходимых официантов для торжественных мероприятий, принимая норму обслуживания 10 человек на 1 официанта. Банкетный зал у нас на 40 посадочных мест:
Следовательно, требуется 4 официанта дополнительно (также они могут работать во время отсутствия осинового состава).
Таблица 2.10.
Расчет фонда оплаты труда работников кафе «Александрия»
Наименование должности |
Кол-во еди-ниц |
Меся-чный должнос-тной оклад, тыс. руб. мес. |
Кол-во |
Коэф-фициент выхода на работу |
Средме-сячные выплаты сти- |
Вып-латы ком |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. год. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Директор |
1 |
50 |
12 |
0,92 |
5 |
30 |
642 |
Бухгалтер |
1 |
43 |
12 |
0,9 |
5 |
10 |
534,4 |
Администратор |
1 |
43 |
12 |
0,92 |
5 |
10 |
544,72 |
Шеф-повар |
1 |
43 |
12 |
0,92 |
5 |
10 |
544,72 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Метрдотель |
1 |
35 |
12 |
0,92 |
5 |
6 |
452,4 |
Бармен |
2 |
30 |
12 |
0,9 |
3 |
654 |
|
Старший официант |
3 |
28 |
12 |
0,92 |
5 |
942,36 |
|
Официант |
3 |
25 |
12 |
0,9 |
3 |
819 |
|
Вечерний официант |
3 |
23 |
12 |
0,9 |
2 |
769,2 |
|
Повар |
1 |
30 |
12 |
0,92 |
5 |
336,2 |
|
Кухонный рабочий-сборщик посуды |
1 |
25 |
12 |
0,9 |
3 |
3 |
309 |
Уборщик помещений |
1 |
20 |
12 |
0,9 |
3 |
3 |
255 |
Бармен |
1 |
30 |
8 |
0,9 |
3 |
219 |
|
Официант |
2 |
25 |
8 |
0,9 |
360 |
||
Вечерний официант |
2 |
23 |
8 |
0,9 |
2 |
343,2 |
|
Помощник повара |
1 |
25 |
8 |
0,9 |
180 |
||
Менеджер по закупкам и рекламе |
1 |
30 |
12 |
0,9 |
10 |
384 |
|
И того |
26 |
||||||
Итого по должностным окладам |
8289,2 |
||||||
Выплаты во внебюджетные фонды в совокупности |
2486,8 |
||||||
Итого расходы на оплату труда по должностным окладам |
10776 |
Среднемесячная заработная плата персонала – 8289 / 28 /12 = 24,7 тыс. руб.
Материальные выплаты стимулирующего характера, некоторым категориям работников кафе по объективным причинам не предусматриваем, существуют определенные нематериальные способы воздействия, которые улучшают работу трудовых ресурсов организации. Среди них основными являются:
- нормативный способ – это поощрение человека к определенному поведению с помощью идейно-психологического воздействия, такого как убеждение, внушение, информирование;
- принудительный способ – основывается на использовании власти, применяя угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
- стимулирующий способ – включает совокупность действий, направленных не только на личность, а и на внешние обстоятельства с помощью стимулов, которые направляют работника к определенному поведению.
Нормативный и принудительный способы являются прямыми методами мотивации, ибо предполагают непосредственное воздействие на работника, а стимулирующее является косвенным методом, поскольку воздействие на человека осуществляется не как непосредственный повод, а лишь как предпосылка к действию.
Исходя из того, что объектом стимулирования являются работники разных категорий, надо принимать во внимание различие их стимулирования. Директор, его заместители, исходя из объема своих функций и относительно отсутствия централизованного контроля, имеют специфические потребности и интересы, которые и определяют характер их деятельности. В то же время, руководители смен, технические, подсобные специалисты, официанты, бармены определяющим, кроме повышения зарплаты, считают карьерный рост, расширение участия в управлении и принятии решений, получение организационной свободы, расширение элементов творчества в процессе работы. Наиболее многочисленная группа персонала – официанты и рабочие кухни, в первую очередь ориентирована на материальное стимулирование их деятельности.
Исходя из сложной экономической ситуации в стране, материальное поощрение как мотивационный фактор играет решающую роль для работника любого уровня. Однако материальное стимулирование действует до определенного предела, пока не будет достигнута удовлетворенность в основных материальных потребностях. Дальше – зона более значительного действия других стимулов. Большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия, поскольку никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до того времени, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действий. Для решения этой задачи необходимо создать механизм мотивации для повышения эффективности труда.
Существенную роль в совершенствовании системы стимулирования труда на предприятии играет поощрение свободным временем или модульная система компенсации свободным временем. Особенность мотивации свободным временем заключается в том, что различия в нагрузке работников, которые обусловлены работой в разное время суток и дни недели, компенсируются непосредственно предоставлением свободного времени, а не денежными надбавками, как это принято в традиционной системе. При этом особый стимулирующий эффект имеют дополнительные и творческие отпуска, предоставляемые работникам, в том числе для самостоятельного обучения, повышения уровня квалификации, связанной с развитием производства и повышением качества обслуживания, свыше сроки, установленные действующим трудовым законодательством.
К другим методам нематериального стимулирования развития персонала относятся проведение совместных рабочих совещаний официантов и менеджеров; участие работников обслуживающих клиентов в работе заместителей директора и т. п.
К нематериальному стимулированию относится также признание заслуг (личное и публичное).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, имеющих отношение ко многим областей жизнедеятельности организации. Это касается таких элементов, как:
- разделение труда и специализация;
- департаментализация и кооперация;
- связь в организации и координация;
- иерархия организации;
- распределение прав и ответственности;
- централизация и децентрализация
Планирование персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение потребностей предприятия в работниках необходимого количества и качества согласно установленных целей. По составу процесс планирования персонала заключается в обосновании количества и определении качества персонала; разработке кадровых мероприятий для реализации конкретных целей предприятия и каждого работника; определении затрат на достижение плана кадровых мероприятий; создании возможностей профессионального продвижения работников и адаптация их знаний к новым условиям труда. Фактически исследования сущности и состава элементов планирования персонала позволяет выделить отдельные стадии, среди которых одним из базовых является определение необходимой численности персонала соответствующего качества.