Файл: Теории происхождения государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы заключается в происхождении и сущности государства. Данные аспекты занимают одно из центральных мест в изучении политической организации общества. Непременное условие верного решения многих актуальных вопросов сегодняшней политики – это верное понимание и трактовка причин возникновения государства, его природы, сущность, назначение и т.п.

Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Теорий происхождения государства и права на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты.

Объект курсовой работы – общественные отношений, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства.

Предмет исследования – теории происхождения государства их характеристика и сущность.

Цель курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства.

Согласно поставленной цели, были определены следующие задачи:

- описать понятие, признаки и особенности государства;

- рассмотреть общие закономерности возникновения государства;

- описать проблемы теории происхождения государства;

- проанализировать теории происхождения государства, существующие в рамках материалистического понимания истории;

- охарактеризовать теории происхождения государства, не взаимосвязанные с материалистическим пониманием истории.

Анализ последних исследований и публикаций. Возникшей проблемой занимались такие выдающиеся ученые, как: Бостон С.К., Венгеров А.Б., Гавриков В.П., Марченко М.Н., Морозова Л.А., Радько Т.Н. и др. Таким образом, основываясь на мнениях выдающихся ученых, можно проанализировать теории происхождения государства.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно – научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.

В структуру работы входит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Понятия государства И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Понятие, признаки и особенности государства

Понятие «государство» очень многогранно. Нельзя дать однозначное определение, которое бы раскрывало все стороны этого понятия в достаточной мере.

Проблема понятия термина «государство» определяется субъективным и объективным факторами. Объективный фактор связан с тем, что государство, как уже было отмечено, является чрезвычайно сложным и многогранным явлением[1].

Многими выдающимися личностями в течение всего исторического процесса предпринимались попытки охарактеризовать государство так, чтобы отразить все аспекты этого сложного явления, однако на сегодняшний день среди множества мнений, нельзя выделить одно. Субъективным фактором является то, что разные люди имеют особенность по-разному воспринимать одни и те же государственно-правовые явления[2].

Несмотря на сложность формирования дефиниции такого явления, как государство, существует два основных пути формирования представления о любых явлениях социально-политической жизни, в том числе и о государстве.

Первый путь предполагает установление смысла, логического определения понятия, установление содержания понятия, его отличительных признаков[3].

Второй путь – выявление основных признаков, которые в совокупности характеризуют данное явление как обособленное от иных сходных с ним институтов[4].

Чаще всего данные способы применяются в совокупности, поскольку первый способ является менее действенным по причине того, что он нацелен на механическое восприятие узкого понятия, не предполагающее более глубокое проникновение в суть исследуемого явления. Термин «государство» может использоваться как в широком, так и в узком смысле. В широком - государство понимается как общество в целом, в узком – может пониматься как какой-либо государственный орган или их система, а также, например, как отдельная этническая общность[5].

На сегодняшний день существует огромное количество разного рода определений, характеризующих государство, которые были сформулированы разными авторами: политиками, правителями, учеными и т.д. Хотя эти понятия были сформулированы в разное время, разные эпохи и под влиянием совершенно разных исторических событий и веяний, только их совокупный анализ может позволить составить точное представление, что же есть государство.


Так, в числе наиболее распространенных определений государства, сформулированных представителями различных школ и течений, выступают следующие дефиниции:

- по мнению Н. Коркунова, под государством наиболее целесообразно понимать общественный союз свободных людей, внутри которого на принудительных началах был установлен мирный порядок, корнем которого выступает предоставление исключительного права на применение принуждение только государственным органам[6];

- Л. Гумплович раскрывал понятие государства через предложение собственного видения его социального назначения, и отмечал, что государства – это организация, предназначенная для охраны определенного правопорядка. При этом автор подчеркивает, что возникновение такой организации первично носило естественный характер[7];

- Е. Трубецкой обращал внимание на роль каждого члена общества в деле государственного строительства и предлагал определять государство как самостоятельно властвующий в пределах определенной территории союз людей[8].

Проанализировав многочисленные определения термина «государство» можно выявить несколько уровней его понимания относительно контекста и степени углубленности рассмотрения данного термина.

1) Первый уровень. Здесь государство рассматривается со стороны международных отношений, в ключе международного права. На данном этапе государство предстает перед нами как общность людей, занимающих определенную территорию и объединенных публичной политической властью. Здесь государство характеризуется только поверхностно – различаются только наиболее крупные его структурные элементы – население, государственная территория, организация публичной власти. Здесь государство рассматривается «извне», то есть принимается во внимание только его внешняя оболочка, без углубления в сущностные характеристики[9].

2) Второй уровень. На данном уровне государство рассматривается как объединение множества людей, связующим звеном для которых является публичная политическая власть. То есть государство при ближайшем рассмотрении предстает перед нами в качестве властной организации, которая управляет всеми процессами в обществе и влияет на население[10].

3) Третий уровень. Этот уровень характеризуется тем, что здесь государство предстает как совокупность властных органов и учреждений, т.е. как аппарат государственной власти, но учитывая отношения между структурными элементами, связи между ними. Здесь, в ключе конституционного права, государство представляет собой систему государственных институтов, органов трех ветвей власти. Здесь связи между элементами этой системы определяются их компетенцией. На данном этапе рассматриваются отношения внутри аппарата государственной власти[11].


Сформулировав то или иное определение понятия государства несмотря на то, что оно может касаться совершенным отражением феномена государства, на познавательном уровне оно не сможет заменить собой познание государства путем раскрытия его основных признаков и черт. 

Все признаки государства классифицируются на: обязательные и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся:

- Наличие границ государства и внутреннего административно – территориального деления. [12]

Ранее, в обществе, в котором государство отсутствовало принадлежность индивида, к какому – либо роду была обусловлена кровным родством. В тоже время, род не имел определенной территории и мог вести кочевой образ жизни. В современном обществе кровнородственный принцип утратил свое значение, а на смену ему пришел принцип территориальной организации.

- Наличие гражданства людей, которые населяют государство[13].

Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, и возникает правовой институт гражданства.

- Наличие публичной власти, которая выделена от общества[14].

Публичная власть носит именно такое название потому, что, не совпадая с обществом, она представляет его интересы и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы.

- Наличие налогов и сборов для содержания публичной власти[15].

Наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.

- Наличие государственного суверенитета[16].

Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство.


- Создание правовых норм (правил и норм поведения на территории определенного государства)[17].

Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.

Дополнительные признаки государства.

К дополнительным признакам государства относятся[18]:

- Наличие определенных символов.

К таким символам могут быть отнесены – флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ.

Государство и право неразрывно взаимосвязаны, и находятся в постоянном взаимодействии. В современном обществе действуют различные социальные нормы, но только право исходит непосредственно из государства. Ввиду этого, право имеет официальный и публичный характер. Следует отметить, что формирование правовых норм осуществляется не стихийно, а целенаправленно, в результате правотворческой деятельности, что является атрибутивным признаком государства[19].

Правовые нормы в любом случае санкционируются государство. В рамках своей компетенции государственные органы издают различные нормативно – правовые акты, а представительные органы специализированы на нормотворческой функции. Деятельность государства направлена на выявление экономических, социальных или политических требований населения, по итогам которых формируются нормативные акты, выражающие согласованную волю общества. Однако следует учитывать, что законодательство и право не являются тождественными понятиями, а правовым будет выступать только тот закон, который полностью соответствует демократическим правовым идеям, а также соблюдением прав и интересов человека и гражданина.

Таким образом, государство является политико – территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.

В качестве причин соответствующей сложности определения понятия государства, выступает с одной стороны сложность соответствующей проблемы, а с другой – наличие в любом обществе многочисленных социальных групп, интересы каждой из которых по отношению к государству в целом могут быть различны. В этой связи, таким группам выгодно акцентирование одних свойств и особенностей государственного строительства, и игнорирование (подавление) других.