Файл: Теории происхождения государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существующее в любом государстве социально-экономическое или даже правовое неравенство между людьми определено все той же волей бога. С данным фактом необходимо смириться, его следует принять, а не оказывать ненужного сопротивления действиям наместника бога на этой земле. Любой отказ или неподчинение государственным органам может расцениваться только как непослушание воли Всевышнего.

Положительной стороной описываемой теории явилось то, что, придавая государственным деятелям как выразителям всевышней воли ореола святости, сторонники такой теории автоматически поднимали и поднимают престиж таких деятелей в народе, способствуют укреплению в обществе порядка, мира и согласия, повышению общего уровня духовности. Особая роль в данной теории отводится деятельности «посредникам» между богом и органами власти, то есть официальной церкви и ее деятелям. Они наделяются специальными полномочиями и иногда по не уступают по объему власти самому правителю государства, который именуется лишь «наместником бога на земле»[63].

В то же время, подобная теория практически не учитывает влияние социально-экономических и иных общественных отношений на процессы, происходящие внутри государства, также, как и не позволяет определить пути дальнейшего совершенствования формы государства, государственного устройства или формы правления. Более того, теологическая теория по сути своей является недоказуемой, так как ее постулаты строятся на вере в неизвестное.

Таким образом теологическая теория не подвергается как доказыванию, так и критике, поскольку нельзя прямо опровергнуть или доказать факт существовании бога. Вопрос истинности данной теории решается одновременно с вопросом о существовании бога и высшего разума вообще, то есть в зависимости от того, является ли человек, критикующий эту теорию, верующим или нет.

3.2 Патриархальная и договорная теории происхождения государства

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории заключается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. Согласно этой теории, люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, которое должно привести к возникновению семьи. Позже развитие и разрастание семьи в итоге соединения людей, а также разрастания числа семей, ведут к формированию государства. Власть государя является естественным продолжением отцовской власти семейного «патриарха»[64].


Плюсами теории является то, что она:

- абсолютно справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;

- позволяет устанавливать порядок в обществе в результате подчинения «воле отца»;

- оказывает поддержку в вере людей в неразрушимость мира;

- помогает раскрывать роль главы государства, на которую претендует индивид, который обладает серьезным опытом.

Минусы:

-не позволяет раскрывать процессию появления государства во всех областях мира;

- не может объяснить следующее, что если государство является единой семьей, то почему происходит война? Не в силах объяснить жесткость законов.

Патриархальная теория предусматривает происхождение государства конкретно из разросшейся семьи, а вся власть монарха конструирует из отцовской власти над членами семьи.

Точно так же, как и теологическая теория, патриархальная направляется на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но исток этой власти наблюдала уже не столь в ее божественном происхождении, сколько же в тех формах семьи, где произрастали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Родилась данная теория в Греции, обоснование она получала изначально в трудах Аристотеля, но развиваться стала в 17 веке в трудах англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, являясь сторонником неограниченной королевской власти, делал попытки, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который получил власть от бога, отдал впоследствии данную власть собственному старшему сыну — патриарху, а тот собственным потомкам - короля[65]м.

В Китае эту теорию развил Конфуций (551 - 479 годы до нашей эры). Он рассмотрел государство в образе большой семьи. Императорская власть была подобна власти отца, а отношения правящих и подданных являлись семейным отношениям, где младшие находятся в зависимости от старших, должны быть преданными своим правителям, быть почтительными и слушаться абсолютно во всем старших. Правители обязаны заботиться о собственных подданных, как это всегда было приняты в семье.

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев. Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ. Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты. Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременного естественно-исторического развития общества[66].


1. Теория общественного договора, которую основал Ж.Ж. Руссо. По мнению Руссо люди в «догосударственном» (естественном) состоянии владеют прирожденными правами и свободами. После во имя мира и ради благополучия заключается общественный договор между каждым без исключения членом общества и формируемым государством. Люди делятся частью собственных прав государственной власти, принимают обязательство подчиниться ей, а государство обязано сохранять неотчуждаемые права человека, такие как право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей является основой законной власти, по мысли Руссо. В результате каждая из сторон является одним из участников такой воли. Суверенитет всецело принадлежит народу, а правители являются уполномоченными народа, которые обязаны отчитаться перед ним. Все эти идеи Руссо излагал в наиболее известной своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» в 1762 году[67].

На основании теории Руссо, государство является субъектом, который образован людской волей, то есть воля людей является первичной, а государство, – производным от этой воли, вторично. Государство является созданием людей, и государство может быть таким, каким его хотели бы видеть граждане (люди).

2.Теория общественного договора Т. Гоббса. Гоббс считал, что естественным состоянием человечества является состояние «войны всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, важно договариваться, объединиться. Но данная договорённость не прекращает войны, даже в том смысле, в каком видел ее понимание Гоббс. Люди, которые объединены в государство, под властью, к примеру, монарха, продолжают претерпевать лишения. Очевидна социальная расслойка общества, и как последствие, преступления против личности и собственности. Гоббс же, наоборот, доказал, что как быстро власть добровольно передается правителю, к примеру, князю, то он – князь – сейчас наделен неограниченными полномочиями. Гоббс превознес роль государства, которое он наделил абсолютным суверенитетом. В вопросах о формах государства Гоббса — на уровне монархии[68].

3.Теория общественного договора Дж. Локка. Один из известнейших теоретиков гражданского общества – это философ британского происхождения Дж. Локк, который выступил противником власти военной феодальной аристократии в пользу демократического правового государства. Идеалом данного государства представляется подотчетность короля и лордов закону, то есть монархия конституционного типа. Локк предусмотрел особенный конституционный механизм, который препятствует государству выходить за грани полномочий, был первым кто предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно теории Локка, люди еще до образования государства находились в естественном состоянии, при котором каждый из них был обладателем власти, которая вытекала из закона[69].


Теория общественного договора А.Н. Радищева. Представителем договорной теории в России был революционный демократ А. Н. Радищев, он утверждал, что государственная власть принадлежит всему народу, передана ему от монарха, и должна быть подконтрольна народу. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не утрачивают собственную естественную свободу. Отсюда он вывел право народа на восстание, революционное свержение монарха, если тот допустил злоупотребление властью, произвол.

Таким образом можно выделить плюсы и минусы данной теории. Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положениях: человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет; чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление; договор является волей людей — значит он может расторгаться; договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Выводы по главе 3

Теологическая теория основывается на учениях Фомы Аквинского, которые заключаются в том, что государство и все его составляющее произошло «по воле Божьей». Возникновение и дальнейшее существование государства по этой теории не зависит от человека. Предлагается принять государство, как то, что было дано свыше, а представителей власти считать представителями Бога на земле. Согласно религиозной теории, необходимо полностью следовать и подчиняться власти государства, как божественной власти.

В Патриархальной теории в качестве основоположника выступает Аристотель, который являлся древнегреческим философом. Его теория предлагала считать государство продуктом образования и размножения семей, родственных связей. Он считал, что все это рано или поздно приводит к образованию целого государства. При этом он также проводил сравнение между властью отца семьи и властью государства, отождествляя данные понятия.

Договорная теория была предложена английскими, французскими, российскими и другими учеными (Локк, Монтескье, Радищев). Ее суть состоит в том, что государство – это один большой договор, который заключило общество, пожертвовав некоторыми своими интересами, ради выживания и мирной жизни.


Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, приходим к следующим выводам:

1. Государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

2. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего. Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.

3. Важное место здесь занимает органическая теория происхождения государства и права, которая исходит из аналогии, что государства является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, создающие впоследствии, целые государства.

4. В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.