Файл: Теории происхождения государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Общие закономерности возникновения государства

Рассматривая вопросы становления государственности в наиболее общем виде без привязки к конкретным народам, а в контексте развития мировой цивилизации в целом следует обратить внимание на то, что первоначально государственность возникала в качестве закономерного продолжения прекращавшей свой существование первобытно-родовой формы организации людей и народностей.

Рассмотрим основные закономерности возникновения и дальнейшего развития государства.

Дородовой и родовой строй[20].

Основные закономерности возникновения государства и права выведены историками в определенные стадии, в рамках который развивалось государство и общество. Так, в каменном веке, широкое распространение получили охота, рыболовство, собирательство, а также совместная собственность. Около 40 тысяч лет до нашей эры, зарождается родовой строй. В рамках данного этапа, люди получают умение добывать огонь, а также изобретать орудия труда. Планомерно формируется человеческая речь. За 5-6 тысяч лет до нашей эры, общество переходит от собирательства и охоты к основным видам ремесла и земледелию. С указанного времени, зарождаются общие закономерности развития, возникновения и функционирования государства.

Взаимная зависимость людей[21].

Постепенно, разделение труда прослеживается наиболее отчетливо. В качестве обособленной формы общественной деятельности, планомерно выделяется скотоводство. В свою очередь, ремесло отделяется от земледелия. Немногим позднее появляются первые купцы, под которыми понимали людей, которые активно занимались обменом. В рамках данной стадии, существенно усиливаются зависимости индивидов друг от друга. Как следствие, формируется первобытная община. В рамках данной общины, род выступает в качестве коллектива родственников, которые имеют единого предка и ведут совместное хозяйство.

Матриархат.

В период развития родовой общины, основная роль по праву отводилась женщинам. Данное положение было обусловлено тем, что именно женщина занималась собирательством, изготовлением одежды, утвари, присматривала за детьми. Впервые, женщин начинают расценивать как хранительниц домашнего очага. В свою очередь, мужчины занимаются преимущественно охотой. Ключевая причина установления матриархата состоит в том, что установить отцовство детей было весьма затруднительно. Как следствие, наследование шло исключительно по материнской линии.[22]


Разложение первобытного уклада.

Выявляя общие закономерности возникновения и развития государства, необходимо акцентировать внимание на том, что в рамках данного явления имели место определенные изменения в социальном строе древнего общества. Указанные изменения, во многом предопределили следующие этапы формирования цивилизации. Так, с развитием скотоводства и земледелия, роль мужчины начинает существенно возрастать. Как следствие, наблюдается разложение первобытной общины. Отметим, что разложение первобытной общины сопровождалось появлением прибавочного продукта, накоплением, а также разделением собственности, первым имущественным расслоением. Возникают потребности в рабочей силе для обработки земли и полей. Это предопределяет изменений целей военных действий. В частности, сражения ведутся не только для защиты, но и для грабежа. Реализуя набеги на чужие территории, захватчики формировали отряды пленных, которые позже превращались в рабов[23].

В древности, власть, как правило, находилась у взрослого собрания мужчин. На данных собраниях решались вопросы, которые непосредственно связаны с наказаниями соплеменников за различные проступки. Кроме того, обсуждались вопросы по вопросам распределения добычи и управления. Племенные вожди, на собраниях наделялись определенными административными полномочиями. Одновременно с этим, власть людей, которые находились в главе рола, а также военачальников, была основана на авторитете и уважении к ним со стороны общества. Племенем управлял совет старейшин. Одновременно с этим, особыми преимуществами вожди не обладали. Так, они наравне с иными жителями племени осуществляли трудовую деятельность и распределяли полученную добычу. Стоит отметить, что права и обязанности членов рода также не отличались от иных участников племени. На данном этапе, взаимопомощь, сотрудничество и единство всех жителей племени, позволяло им решать многие вопросы без конфликтов.

Распад кровнородственных связей.

Причины, а также общие закономерности возникновения государства, указывают на планомерное осознание людьми важности эффективного руководства.[24] Планомерно, функции власти начинают разделяться. В частности, формируются такие направления, как военное руководство, общее управление, а также религиозная деятельность. Начинает формироваться племенная бюрократия. Как правило, она была необходима для удовлетворения совместного и собственного интереса. Общие закономерности и причины возникновения государства, в указанный период, активно исследовал Л. Морган. Ученый отмечал, что племенной бюрократизм порождает режим военной демократии. В свою очередь, в обществе складывается достаточно сильная власть вождей. Одновременно с этим, по-прежнему присутствуют элементы коллективизма.


Необходимость в публичной власти.

В определенный момент времени, человечество приходит к пониманию того, что объективной необходимостью для них является формирование такой организации, которая будет способна сохранить, а также обеспечить жизнь социума как единого организма.[25]

Таким образом, начинает формироваться публичная власть. Публичная власть располагается на верхней ступени и включает в себя особые группы людей, которые занимаются только управлением и способны применять организационные меры принуждения на практике. Государства подобного типа широко распространяются в Южной Азии и Северной Америке. В частности, в Китае, Индии, Вавилоне и других. Очевидно, что закономерности и причины возникновения государства, были основаны на необходимости совершенствовать управление. В свою очередь, это было предопределено усложнением жизни общества на фоне разделения труда, распределением ценностей и иных факторов. Объективной необходимостью становится поддержание порядка в племени. Так порядок мог в полной мере обеспечить социальную устойчивость, которая была возможной с введением обязательных норм[26].

Кроме того, предпосылки и закономерности возникновения государства также были связаны с необходимостью подавлять недовольство отдельных слоев населения и обеспечивать защиту территорий. На фоне расслоения племени на отдельные классы, проявлялось определенное сопротивление. Как уже отмечалось ранее, войны начинают организовывать не только для защиты, но и для захвата. Таким образом, общие закономерности развития государства, непосредственно связаны с появлением несколько иных целей жизни общества. Для того чтобы в полной мере удовлетворить растущие потребности общества, объективной необходимостью было формирование эффективной и надежной системы управления[27].

Также стоит отметить, что даже на данном этапе, имели место замкнутые поселения. В них сохранялись остатки прежнего родового строя, которые сдерживали формирование государства. В них по-прежнему сохранялась коллективная собственность, а доля частных владений характеризуется как незначительная. В качестве коллективной собственности рассматривают общинную и государственную собственность. Планомерно, в ней происходят определенные изменения. Например, царско-храмовая собственность переходит к государству.[28]


Имущественное, а также социальное расслоение, активно способствовало выдвижению изолированных групп. Выделяются аристократия, военачальники, жрицы. Данные группы представляют собой, так называемый господствующий класс. В свою очередь, ремесленники и крестьяне считаются свободными общинниками. Также выделяли рабов и иных зависимых лиц. Основной формой правления была деспотия, а в ранних государствах наблюдается неограниченная власть монарха.

Таким образом, процесс формирования государства – это переход общества от первобытной стадии к цивилизации. Формирование государства является достаточно длительным периодом.

1.3 Проблемы теории происхождения государства

Проблематика происхождения государства всегда являлась одной из кардинальных проблем юриспруденции, но и даже в настоящее в российской учебной литературе и монографиях представляется сложным поиск ответ на этот вопрос. К сожалению, продолжительный период в нашей стране ученые были заняты не поиском решения данной проблемы, а созданием юридической науки, выражающей марксистко-ленинское научное воззрение[29].

Навряд ли образование государства возможно объяснить с этих позиций, так как историчность этой теории целиком упокоилась на ее абстрактности, таким образом, она может лишь претендовать на историю, как историю какой-либо школы мысли человечества, но ни в коем случае не на описательный процесс действительных событий, которые имели когда-либо место. Естественно, этот подход был занят отрицанием плюрализма мнений по этой проблеме, но даже в настоящее время при условиях искомого плюрализма мнений авторитет марксистко-ленинской теории происхождения государства, конечно же, остается великим[30].

В результате распада СССР вся правовая общественность возымела доступ к российской литературе дореволюционного времени, образовалась надежда, что благодаря слиянию дореволюционных, советских и послесоветских взглядов получится воссоздать собственную, более исторически и юридически обоснованную теорию появления государственности. Но этого так и не случилось, потому как проблематикой происхождения государства до 1917 года занимались многие представители позитивистского типа правового понимания, такие как Г.Ф. Шершеневич[31] и Н.М. Коркунов[32], взгляды которых, объединенные с историческим материализмом, были заложены в основание образовавшейся в СССР к конце 20-х – начале 30-х годов теории государства и права.


Такой является краткая предыстория изучения вопроса о происхождении государственности в нашем государстве. На сегодняшнем современном этапе, ученые, которые заняты поиском решений оглашенной проблемы, сталкиваются со сложностями, вытекающими из вопросов[33]:

- может ли существовать универсальная теория происхождения государства;

- как должна теория государства и права взаимно действовать с иными науками неюридического типа.

Соответственно, эти сложности и задали базисные тезисы проблематики теории происхождения государства.

В современной российской юридической литературе базисным исследованием, которое посвящено нашей проблеме, представляется учебное пособие профессора Т.В. Кашаниной «Происхождение государства и права»[34]. Рассматривая главные теории происхождения государства, которые были признаны современной российской наукой, исследователь воссоздает новейшую теорию происхождения государства – «теория специализации», в основании который расположен тезис о том, что происхождение государства представлено результатом появления в одном ряду со специализацией в сфере производства (специализацией экономического типа), специализации в управленческой сфере (политическая сфера). Соответственно, экономическая специализация проложила материальный базис возникновения и своевременного развития политической специализации, которая и вела, в итоге, к происхождению государства. Важно отметить, что профессор Кашанина, сделала попытку через закон специализации, свойственный любым всевозможным ситуациям в исследовательском процессе, воссоздать теорию происхождения государства универсального характера, которая основана на указанном законе.

Не смотря на обоснованность теории профессора Кашаниной, вывести универсальную теорию происхождения государства не представляется возможным, так как нельзя признавать единообразие юридических явлений в мире. Историко-юридическое развитие можно выражать посредством двух парадигм: потестарной и правовой.

Конечно же, в правовых цивилизациях государство, а также его публичные правовые институты возникли с целью обеспечить равенства в свободе, а в потестарных цивилизациях – с целью подавить эту свободу. Как верно отметил профессор В.А. Четвернин, юридическое понятие государства должно возводиться на различии государственности в образе феномена правовой культуры и как феномена потестраной культуры[35].