Файл: Адаптация ребенка к школе (Психофизиологическая адаптация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Поступление в школу – не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки для детей и родителей , ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни.

Адаптация ребенка к школе-это основополагающий процесс привыкания к школьным условиям, но каждый ребенок переносит это по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада,а некоторые вообще никогда не были в «коллективе». В саду были игры, прогулки, дневной сон , спокойный режим всегда рядом воспитательница ,нянечка. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований,если в саду ты был в коллективе и тебе помогали, то тут уже новая ступенька и здесь каждый сам за себя. Для того, чтобы приспособиться к условиям, нужны силы и время. 

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Именно в этот период школьник под влиянием,руководствои родителей и взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрес­сам,для каждого все индивидуально. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями; дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают; когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает именно так,некоторые дети спокойно вливаются в новый образ жизни.


Цель исследования моей курсовой работы: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мною были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть всю сущность адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
  2. Выявить уровни адаптации первоклассников к школе.
  3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

Глава 1. Понятие адаптация

1.1 Психофизиологическая адаптация

Термин «Адаптация» получил распространение у представителей разных отраслей науки. Важно отметить, что конкретного определения нету, но определение сводится прежде всего к изменениям, которые возникают в процессе жизнедеятельности живых объектов в ответ на те или иные изменения окружающей среды и необ­ходимы для самосохранении[1].

Адаптация являет собою диалектическое единство изменения и неизменности, динамики и стабильности. В наиболее широком плане адаптация – аспект жизне­деятельности особи и вида (популяции), в котором реализуется фундаментальное свойство материи к са­мосохранению и развитию в конкретных условиях су­ществования.Адаптация к обучению в школе понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты. Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов.

Доступное для понимания определение адаптации дает В.А. Мижериков в психолого-педагогическом словаре приспособление. Здесь же он приводит классификацию видов адаптации[2]:

• в широком смысле — процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования;


• физиологическая — изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;

• литературная — сокращение и упрощение печатного текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читателей;

• профессиональная — процесс приспособления людей к изменившимся условиям профессиональной основной деятельности.

Д. Жюлиа в Философском словаре рассматривает адаптацию как приспособление одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде. Приводит в пример две основные психологические теории адаптации[3]:
• теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружающей среды и ее способность отбирать наиболее адаптированные организмы;

• теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в первую очередь от самого организма.

Так, например, согласно Дарвину, когда земли Африки пересохли и листья деревьев располагались все выше и выше (пальмы), то выжили лишь животные, обладавшие длинной шеей (жирафы), прочие вида вымерли. По Ламарку, у этих животных в силу того, что они постоянно искали пищу на высоте, со временем удлинились шеи и так они стали жирафами.

Адаптация применяется в случае, если действующие факторы являются

адаптация применяется в тех случаях, когда воздействующие на систему факторы являются полностью или частично неизвестным. В процессе адаптации система накапливает данные об этих факторах и определяет их характеристики. Примером системы с адаптацией является автоматический управляемый снаряд, преследующий цель, стратегия уклонений которой от встречи неизвестна. Простейшие процессы с адаптацией осуществляются в системах автоматического регулирования, например адаптация автопилота к изменению высоты полета[4].

Адаптация психофизиологическая основывается на приспособлении школьника к условиям, режимам. Адаптация психофизиологическая близко связана с состоянием здоровья, защитных реакций организма на уровень и колебания внешних факторов (температура, освещенность,, вибрация, шум и т.п.). В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на школьника во время урока. Среди них: физические и психические нагрузки, уровень монотонности урока, ритма, удобства парт, стульев , внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрации и т.п.).


В процессе адаптации школьник проходит несколько стадий:

а) ознакомления;

б) приспособления;

в) ассимиляции (полное приспособление к среде);

г) стадия идентификации (отождествление личных целей с целями коллектива).

1.2 Социально-психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация является одним из ведущих механизмов, обеспечивающих социализацию личности и ее целостное формирование.

Под этой адаптацией понимается процесс взаимодействия индивида и социальной среды ,в результате чего будет происходить изменение личности и поведенческих стереотипов, конечным итогом этого процесса является состояние адаптированности[5].

Социально-психологическая адаптированность — это наличный уровень внутриличностной адаптированности, который представлен поведенческим аспектом, личностными особенностями и эмоциональной уравновешенностью.

Одним из показателей благополучного развития школьника-подростка является его успешная адаптация к учебной деятельности и школе.

В соответствии с социально-психологического подхода школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития навыков, которые необходимы для учебной деятельности, так как школьная адаптация тесно связала с социально-психологической адаптацией.

Выводы по этой главе: на процесс адаптации ребенка влияет уровень психического и физического развития, состояние здоровья и тд.Дети которые имеют отклонения в этой сфере труднее адаптируются к новой среде ,новым условиям. У таких детей развивается эмоцианально-стрессовая реакция, которая будет приводить к нарушению здоровья.

Глава 2. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению

Первый класс школы – один из наиболее критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы[6]

Школа с первых дней ставит перед детьми ряд задач:овладение учебной деятельностью,освоение школьной нормы поведения,приобщение к классному коллективу,руководителю,приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.С поступлением ребенка в школу из-за влияния обучения начинается перестройка всех познавательных процессов,в школе ребенок приобретает качества,свойственные взрослому человеку. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.


С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. 

Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязан» ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. 
Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого, учится непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей[7].

Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2–3 недели) .

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «долг берет». На втором этапе эта цена снижается, буря начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.