Файл: Адаптация ребенка к школе (Психофизиологическая адаптация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.
Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечнососудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.
Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма .

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школьные требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы препятствует эффективному овладению школьной системой обучения.
Степень волевого развития позволяет в той или иной мере регулировать свое поведение в затрудненных условиях, когда нужно прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной задачи. Ребенок не испытывает состояния напряженности, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития эмоционально-волевых качеств достаточно высок, что и обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность, согласно предъявляемым требованиям.


Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружески взаимоотношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них[8].

Полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. Эти школьники характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности. Большинство из них имеют устойчивый тип личности, включающий такие свойства, как общительность, стабильность и высокий самоконтроль. Преобладание этих личностных свойств чаще всего обеспечено благоприятными микросоциальными и биологическими условиями развития

Комплекс личностных особенностей, среди которых ведущими являются повышенная эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, приводит к неустойчивой адаптации. У школьников этой группы отмечаются нарушения динамики интеллектуальной деятельности. Имеющиеся недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют приспособление к школе. Однако организм ребенка обладает большим резервом компенсаторных возможностей: школьная мотивация, чувства долга могут в определенной степени компенсировать отсутствие опыта, а высокий интеллект – недостатки в личностной сфере. Чем более дисгармонично психическое развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым микросоциальным условиям.

Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической тормозимости.

Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью детей с инфантильным типом личности в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации. Школьная дезадаптация неблагоприятно отражается на состоянии здоровья таких детей и приводит к возникновению астенических и неврозоподобных симптомов[9].


2.1. Первые дни ребенка в школе и как справиться с периодом адаптации

Первые дни в жизни ребенка-это большое событие для всей семьи. Но для ребенка это самый важный этап. Родители должны быть готовы к трудностям, которые могут возникнуть и как их преодолеть,чтобы в дальнейшем школа вызывала только положительные эмоции.

В зависимости от характера ребенка, школа может вызывать панику,стрессВ маленьком возрасте, несмотря на любознательность и любопытство, дети тяжело воспринимают все новое, а резкая смена образа жизни, окружающей обстановки и коллектива, воспринимается особенно трудно. Поэтому к школе необходимо готовиться заранее, поэтапно, чтобы малыш постепенно привыкал к переменам. Лучше всего, чтобы ребенок принимал активное участие в выборе школы и учителя, подготовке к занятиям. Первый раз в школу лучше сходить до начала занятий, осмотреть класс и школьное здание.

Особую роль в последующем отношении к занятиям играет первый учитель в школе. Свои первые шаги в школе ребенок делает с помощью преподавателя, от которого зависит заинтересованность и успехи в обучении ученика. Постарайтесь заранее познакомиться с учителем, узнайте о методах преподавания, которые он использует. Проанализируйте, подойдут ли эти методы именно вашему ребенку, или стоит поискать другого учителя. Адаптация к занятиям и первые дни ребенка в школе пройдут намного легче, если дошкольную подготовку он пройдет вместе с учителем и будущими одноклассниками. Это так же поможет освоиться с новыми требованиями, которые появятся в связи с началом обучения. А если такой возможности нет, то в первое время родители должны проявить всю свою изобретательность и находчивость, чтобы сгладить последствия стресса, возникающего в первые дни ребенка в школе.

Первый звонок и первый урок в школе.

Подготовка в школу является самой главной целью ,в первую очередь-пришкольных принадлежностей. Постарайтесь все делать совместно с ребенком: покупать, собирать, оформлять.Ребенку должно быть интересно покупать товары для школы,это поможет преодолеть страхи ,связанные с первыми занятиями.

Далее после общего знакомства с учителем и детьми следует этап адаптации, продолжительность которого зависит от личных качеств ребенка и поведения родителей. В первую очередь родителям нужно знать, что под воздействием стресса, первые недели в школе ребенок будет вести себя не так как обычно. Этот период характеризуется понижением уровня восприятия, концентрации и ухудшением памяти. Со стороны может казаться, что ребенок просто ленится, но на самом деле он пребывает в состоянии крайнего нервного напряжения. Используя в этот период давление на ребенка, можно с лёгкостью привить ненависть к школе и занятиям. Чтобы этого не произошло, важно запастись терпением и поддерживать интерес к учебе с помощью игр и активного общения. Во время первых каникул в школе стоит поощрить ребенка за проделанную работу, даже если результаты окажутся не очень высокими. И не страшно, если первое время что-то будет получаться плохо, гораздо важнее, чтобы оставалось стремление сделать лучше.


2.2. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе

Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Под функциональной готовностью понимается уровень развития и функционального состояния систем. Недостаточная функциональная готовность к обучению в школе чаще всего определяется частичной незрелостью некоторых функций, непосредственно связанных с обучением.

В особом внимании нуждаются те дети, которые компенсируют свою неготовность к школе чрезвычайным умственным напряжением и поэтому не попадают в разряд неуспевающих. Как правило, учебные успехи у таких школьников достигаются ценой их здоровья. Чаще всего это приводит к нервному истощению, а иногда и неврозу.

Из-за имеющихся осложнений у детей формируется негативное отношение к школе. Развитие отрицательных личностных свойств позволяет отнести их к группе риска возникновения нервно-психической патологии.

Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития.

Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними.

Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей,к каждому нужно найти индивидуальный подход. Практика может показать ,что программа для 7-летних детей станет утомительной программой для детей 6-ти лет, несмотря даже на легкий режим учебных занятий, сокращение уроков и тд.


В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М.Н Ильина указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий[10].

Если ровное, доброжелательное поведение - это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы, то в 1-м классе оно приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.

В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.

Нужно проводить тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу ,это позволяет выявить группу риска неготовности к школьной жизни по состоянию здоровья. Можно выделить группу рисков:

  • сотставание в биологическом развитии;
  • функциональное отклонение ,часто болеющих, длительно болеющих;
  • хронические заболевания.

Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.

К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: быстрота нарастания утомления, уровень беспокойности (неусидчивости), реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).