Файл: Построение организационных структур (Понятие организационных структур управления. Их основные характеристики).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационные структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления. Их основные характеристики
1.2. Типы организационных структур
1.3. Роль координации в организационном процессе
1.4. Проектирование организационных структур управления
2. Характеристика предприятия АО «Центр судоремонта «Звездочка»
Введение
Ни одна современная организация не мыслима без четкой системы организации управления, распределения должностных обязанностей, иерархии управления, наличия горизонтальных связей, обусловленных особенностями ее функционирования, то есть без организационной структуры управления. Решение о структуре организации принимается во время планирования ее создания. Однако она не является чем-то «застывшим»: организационная структура управления меняется в соответствии с изменениями внутри организации, во внешней среде.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ организационной структуры АО «Центр судоремонта «Звездочка» и дать рекомендации по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- определение сущности организационной структуры управления,
- изучение типов организационных структур, их достоинств и недостатков,
- анализ роли координации в совершенствовании управления,
- выявление методов совершенствования (проектирования) структур управления,
- изучение и анализ организационной структуры предприятия на примере АО «Центр судоремонта «Звездочка», даны рекомендации по ее совершенствованию.
Методы достижения поставленной цели:
- поиск, сбор, анализ, структурирование и обобщение информации об организационных структурах управления;
- изучение конкретной организации: ее целей, задач, анализ структуры управления, выявление ее достоинств и недостатков, составление рекомендаций по совершенствованию существующей структуры, ее рационализация.
1. Организационные структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления. Их основные характеристики
Общая теория системы рассматривает две ее основные характеристики, играющие самостоятельную роль, - структуру и организацию.
«Под структурой в общем смысле понимается внутреннее построение системы, т.е. упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающая такое их взаимодействие, которое направлено на достижение общей цели системы, целей элементов системы, а также их взаимоотношение с внешней средой» [4, С. 121]. Под организацией понимается как способ формирования состава и последовательности связей элементов системы в процессе ее функционирования, т.е. это упорядочивание и регулирование механизма взаимодействия определенных элементов системы для достижения ее целей. Организация является одной из основных функций менеджмента. Важнейшей частью системы управления является развитие организационных структур управления.
«Организационная структура – совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами» [2; С. 44]. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности.
«Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа и др.)» [1, С. 40 ].
Организационная структура фирмы не является чем-то застывшим и меняется с изменением условий, в которых работает фирма, ее деятельности [2, С.44].
Основными характеристиками структуры организации являются: сложность; формализация; глубина охвата контроля; департаментализация; наличие горизонтальных связей; соотношение централизации и децентрализации.
Сложность организации – многообразие неоднородных свойств элементов организации и различные по качеству связи между этими элементами. Сложность структуры определяется, прежде всего, специализацией. Преимущества специализации: требуются менее квалифицированные работники, отбор и обучение персонала упрощается, быстро накапливается профессиональный опыт, возможность одновременного выполнения различных операций, повышается скорость выполнения работ, повышается эффективность работы организации, в распоряжении организации имеется большое число работников. Различают вертикальную и горизонтальную специализацию. Вертикальная связана с характером выполняемых функций в зависимости от занимаемого уровня управления. Чем больше уровней управления, тем сложнее организация. Горизонтальная специализация связана с различием исполняемых функций подразделений одного уровня управления.
«Формализация – это заранее спланированная структура полномочий и функций в организации» [6, C. 30]. Она характеризуется стандартизацией трудовых операций предусматривающей строгое выполнение заранее определенных правил.
«Охват контролем – количество подчиненных или ниже стоящих структурных подразделений, находящихся в подчинении руководителя. Оптимальную величину размера контроля (число потенциальных взаимосвязей руководителя) определяется по следующей формуле:
(1)
где С – число потенциальных взаимодействий, - число подчиненных.
Согласно исследованиям Грайчунаса оптимальное число взаимодействий – 40, оптимальный охват контроля – 5 человек (структурных подразделений). Величина охвата контроля может быть увеличена при переходе к низшим уровням управления.
Известно, что сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю (т. е. сужение охвата контролем), порождает структуру управления, представляющую собой высокую пирамиду с узким основанием. Если организации присущ большой охват контролем, она принимает форму «плоской» колоколообразной структуры. В литературе описана «модель охвата контролем», разработанная и использованная при формировании организационной структуры управления ракетно-космической компанией «Локхид» (США). «Разработчики модели пришли к выводу, что следует рассматривать семь переменных при исследовании охвата контролем: 1) сходство функций; 2) географическую близость подчиненных; 3) сложность функций; 4) руководство и контроль, требуемые подчиненными; 5) координацию деятельности подчиненных; 6) планирование необходимых значений сложности и времени; 7) помощь, получаемую от руководителя организации. Локхидское исследование обнаружило, что когда увеличивался охват контролем, число уровней руководства часто сокращалось» [6, С. 34]. Локхидская модель сосредоточивает внимание на важных организационных переменных, которые в значительной мере влияют на охват контролем. Такой подход заставляет руководителей принимать во внимание такие факторы, как координация, контроль и однородность функций при оценке докладов подчиненных. Следует отметить, что каждая организация должна самостоятельно разрабатывать модель охвата контролем. Широкий охват контролем может быть очень эффективен в ряде случаев, таких, как использование высокообразованной рабочей силы, а узкий охват контролем - когда подчиненные не получили соответствующей подготовки для выполнения работы. В каждом случае требуется исследование таких факторов, как возможность обеспечения контактов между руководителем и его подчиненными, способность работников выполнять работу без непосредственного руководства, уровень подготовленности и реальные возможности обучения работников.
«Функциональная департаментализация – подразделение организации на структурные элементы (департаменты, отделы, цеха, участки и др.)» [9, С. 383].
Соответствующие департаменты при этом состоят из экспертов и специалистов в определенных областях, что обеспечивает наиболее обоснованное и эффективное решение проблем. Недостатком подобной схемы считается то, что поскольку специалисты работают в одной области интересов, общие цели организации могут приноситься в жертву целям данного департамента.
Наличие горизонтальных связей – наличие взаимодействия между любыми независящими друг от друга подразделениями, находящимися на разных вертикальных линиях подчинения. Важнейшей тенденцией развития организаций является уменьшение числа решений, принимаемых в высшем звене, повышение способности организации обрабатывать обширную информацию и оперативно реагировать на складывающиеся ситуации. Это достигается путем предоставления больших полномочий низшим уровням, перенесения центров принятия управленческих решений туда, где возникает проблема и откуда поступает информация. Наделение полномочиями низших уровней в ряде случаев возможно и при вертикальных связях, поскольку ресурсы закреплены в отдельности за каждым производственным подразделением, которое нередко при решении проблем не нуждается в информации о других подразделениях. Однако если передача полномочий низшим уровням осуществляется без закрепления соответствующих ресурсов, то требуется развитие горизонтальных связей. Это необходимо для получения всей информации, относящейся к общим ресурсам и возможностям их использования. В ряде случаев для налаживания горизонтальных связей используются так называемые неформальные процессы, улучшающие деятельность формально спроектированной структуры. Эти процессы необходимы и неизбежны. Вот почему организации должны быть спроектированы таким образом, чтобы не препятствовать самопроизвольному возникновению этих процессов, а в ряде случаев и способствовать их развитию.
«Среди распространенных форм горизонтальных связей можно назвать следующие:
- использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующими по поводу решения общей проблемы;
- установление взаимосвязи между двумя подразделениями, имеющими прочные контакты по основным вопросам их деятельности;
- создание временных целевых групп для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений;
- создание постоянно действующей группы для решения периодически возникающих межфункциональных проблем;
- создание новых «интегрирующих» органов в управлении горизонтальными процессами;
- переход от интеграционной к связующей роли руководителя, если имеется существенная дифференциация функций и видов деятельности;
- установление двойной ответственности в критических точках решения проблем при матричных структурах управления» [6, С. 156-157].
Важным для принятия всех решений является распределение власти между людьми и производственными единицами внутри предприятия. В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решении перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случаи известен как централизация, второй — как децентрализация. Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Многие организации сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников, меняющимися условиями деятельности организации. В случае, когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации.
«Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники — выполняют. Централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции» [6, С. 140-141].
«Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки. Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают. Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действии ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы. Процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов» [6, С.143].