Файл: Построение организационных структур (Понятие организационных структур управления. Их основные характеристики).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационные структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления. Их основные характеристики
1.2. Типы организационных структур
1.3. Роль координации в организационном процессе
1.4. Проектирование организационных структур управления
2. Характеристика предприятия АО «Центр судоремонта «Звездочка»
«Абсолютная централизация или децентрализация редко существуют в организациях. Многие успешные компании используют децентрализацию как основу для распределения власти» [8, C. 331]. Изменения на рынках требуют оперативной и целенаправленной ответной реакции фирмы. Технологические возможности получать, обрабатывать и передавать информацию с помощью электронно-вычислительной техники сделали реальным распределение принятия решений без потери контроля. Современные работники лучше образованы и требуют большего участия в творческой работе.
«Факторы, влияющие на степень централизации можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы подразумевают вопросы, включающие окружение организации, показатели ее положения на рынке, конкурентную ситуацию. Также к ним относятся разбросанность потребителей и поставщиков, степень однородности производства и изменчивость конкурентного окружения. В целом, чем более разбросаны покупатели или поставщики фирмы, тем сильнее потребность в децентрализации. Внутренние факторы относятся к характеристикам фирмы и ее культуре. Эти факторы включают размер компании, отношение к контролю над ценами, стремление к единообразию политики, философию менеджмента» [8, C. 331].
Сравнение различных типов организационных структур показывает, что организации с меньшим числом уровней управления и более широким охватом контролем оказываются более гибкими и динамичными, чем централизованные пирамидальные структуры. Широкий охват контролем облегчает передачу полномочий вниз, децентрализацию управления. Создаются условия для деятельности более профессионально подготовленных руководителей, сокращения сети коммуникаций, уменьшения административной дистанции между уровнями управления.
Ключевой инструмент эффективного осуществления процессов децентрализации – делегирование полномочий. Оно заключается в «распределении власти от менеджера к подчиненным» [8, C. 326]. Делегирование расширяет способности и компетентность менеджера – освобождается время для новых проектов. Оно обеспечивает возможности для обучения и тестирования потенциальных менеджеров. Делегирование также позволяет использовать уникальный опыт и знания подчиненных в какой-либо области, в которой менеджер менее компетентен. «Делегирование полномочий включает следующие элементы:
- Предписать обязанности непосредственным подчиненным.
- Предоставить власть подчиненным, необходимую для выполнения этих обязанностей.
- Установить обязательство подчиненных исполнять свои обязанности успешно.
Баланс между властью и обязанностью является главным для эффективного делегирования полномочий. Этот баланс часто называют принципом паритета, который утверждает, что обязанность и власть должны быть равными» [8, С. 328].
«Также можно выделить еще 3 принципа делегирования полномочий:
- передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем, чтобы каждый подчин5енный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;
- каждый руководитель принимает решения в рамках своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления;
- менеджеры не делегируют ответственность. Поскольку разделение труда проходит через цепь команд, менеджер в силу своего положения остается ответственным за выполнение задания, независимо от того, исполняет ли задание он лично или делегирует его подчиненному» [6, C.154-155].
Делегирование полномочий и централизация неразрывно связаны. В зависимости от того, как делегируются полномочия, определяется насколько централизована организация.
1.2. Типы организационных структур
Организационные структуры управления можно разделить на два основных типа: бюрократические и адаптивные (органические). Среди бюрократических структур можно выделить следующие: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональные (продуктовая, потребительская, региональная). Среди адаптивных структур управления выделяют проектные, матричные, сетевые.
Высший руководитель
Начальник
цеха 1
Начальник цеха 2
Начальник
участка 1
Начальник
участка 2
Начальник
участка 1
Начальник
участка 2
Рис. 1. Линейная организационная структура [Источник 6, С. 170]
Самым простым типом организационной структуры является строго линейная структура (Рис. 1.). Она представляет собой иерархическую пирамиду, основанную на основе принципа единоначалия. Такая структура управления характерна для простого производства и используется небольшими фирмами. Линейная структура является наиболее простой, но наименее гибкой, т.к. окончательное решение принимается высшим органом управления. Преимущества линейной организации состоят в единстве распорядительства, согласованности действий исполнителей, повышении ответственности руководителя. Ее недостатками являются: руководитель должен обладать обширными и разносторонними знаниями по всем функциям управления, производства и хозяйственной деятельности; снижается уровень оперативного управления; отсутствует функциональный процесс разделения труда; перегрузка менеджеров высшего уровня управления.
Заместитель руководителя по финансам
Заместитель руководителя по финансам
Высший руководитель
Заместитель руководителя по производству
Заместитель руководителя по кадрам
Исполнители
Рис. 2. Функциональная организационная структура [Источник 6, С. 171]
Функциональная структура управления основана на том, что подразделения предприятия специализируются на выполнении конкретных видов работ (Рис. 2.). Функциональная организация помогает преодолеть недостатки линейной организации в условиях усложнения и увеличения масштабов производства.
При функциональной структуре организации действуют как линейные, так и функциональные органы управления, поэтому нарушается принцип единоначалия и снижается уровень оперативного управления в связи с длительностью процедуры принятия решений. Такая форма организации труда повышает эффективность системы управления, т.к. появляются управленцы по каждой функции предприятия. Большое значение здесь приобретает функция руководства. В этой системе необходима координация между всеми функциональными и линейными звеньями системы управления.
Высший руководитель
Функциональные органы управления
Линейные органы управления
Исполнители
Рис. 3. Линейно-функциональная организационная структура [Источник 6, С. 174]
Линейно-функциональная структура (Рис. 3.) обеспечивает сочетание функциональной специализации и строгой вертикальной линии подчинения. Общее распорядительство ресурсами и целеполагание здесь являются прерогативой линейных руководителей, а управление процессами достижения целей в рамках выделенных ресурсов возлагается на функциональное руководство. Функциональные органы управления не имеют права отдавать команды и принимать управленческие решения, они готовят информацию и несут ответственность за ее качество. В крупных компаниях при такой структуре управления увеличиваются вертикальные связи и отсутствуют взаимодействия на горизонтальном уровне, в результате чего ряд однородных функций осуществляется без достаточного взаимодействия друг с другом и снижается уровень оперативного управления.
Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления. Дивизиональные структуры более совершены, чем линейная, функциональная и линейно-функциональная, порой их считают чем-то средним между бюрократическими и адаптивными структурами. Они основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений, с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности, с переносом на этот уровень ответственности за получение прибыли. Дивизион – организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри все необходимые функциональные подразделения. Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства и потребителя, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. Выделяют следующие дивизиональные структуры:
- продуктовые – компания структурируется с учетом особенностей выпускаемой продукции (Рис. 4.);
- потребительские – с ориентацией на конкретную группу потребителей (Рис. 5.);
- региональные – с ориентацией на обслуживаемый регион
(Рис. 6).
Высший руководитель
Руководитель по продукту 1
Руководитель по продукту 2
Производство
Производство
Финансы
Финансы
Маркетинг
Маркетинг
Персонал
Персонал
Рис. 4. Продуктовая организационная структура [Источник 6, С. 176]
Высший руководитель
Высший руководитель
Руководитель по группе потребителей 2
Руководитель по группе потребителей 1
Финансы
Маркетинг
Персонал
Руководитель по региону 1
Руководитель по региону 2
Персонал
Производство
Производство
Производство
Производство
Финансы
Финансы
Финансы
Маркетинг
Маркетинг
Маркетинг
Персонал
Персонал
Рис. 5. Потребительская Рис. 6. Региональная
организационная структура организационная структура
[Источник 6, С. 177] [Источник 6, С. 178]
«Для адаптивных (гибких, органичных) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления и детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности. Кроме того, адаптивные структуры характеризуются следующими признаками:
- способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаясь к меняющимся условиям;
- ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
- ограниченным действием во времени, т.е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;
- созданием временных органов управления» [9, С. 136].
«Под проектной структурой понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). В одну команду собираются квалифицированные работники разных профессий, специалисты, исследователи для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. После завершения проекта и решения всех связанных с этим задач привлеченные в команду работники возвращаются в свои подразделения к постоянной работе или переходят к работе по выполнению другого проекта. Руководителю проекта полностью подчинены все члены команды и все ресурсы, выделенные для данной цели. Достоинствами проектной структуры являются: интеграция различных видов деятельности с целью повышения качества результата; комплексный подход к решению проблем; концентрация усилий на решении одной задачи; значительная гибкость, активизация деятельности исполнителей и руководителей по проекту; повышение ответственности руководителя за проект. Недостатки: поскольку структуры непостоянны, их сотрудники не всегда осознают свое место в организации; могут возникнуть трудности с трудоустройством сотрудников после завершения проекта; дублирование функций, увеличение аппарата управления, дороговизна; наличие нескольких проектов приводит к дроблению ресурсов и снижению эффективности работы организации в целом» [9, С.137].
Высшее руководство
Финансы
Маркетинг
Производство
Руководитель проекта 1
Руководитель проекта 2
Руководитель проекта 3
Рис. 7. Матричная организационная структура
Матричная адаптивная структура (Рис.7.) основана на использовании механизма взаимодействия линейно-функциональных и программно-целевых подсистем аппарата управления, опирающегося на сбалансированное разделение ответственности, прав и функций между элементами обеих систем. При этой структуре расширяются горизонтальные связи, что способствует более эффективному использованию линейных и функциональных органов управления. Матричная организационная структура управления сокращает нагрузку на руководителей высшего уровня и освобождает их от оперативного управления производством путем передачи полномочий нижестоящему органу управления. Высший орган занимается стратегическим развитием организации. Матричная структура обеспечивает гибкость и оперативность маневрирования ресурсами. Она более мобильна, легко перестраивается с учетом возникшей проблемы или с внедрением новых технологических процессов, что ведет к изменениям к организации производства и управления предприятием в целом. «Однако данная структура также имеет свои недостатки: она сложна для практической реализации; требует значительных затрат для создания и эксплуатации; отсутствует принцип единоначалия, что может привести к конфликтам; нечеткое распределение прав и обязанностей сотрудников; возможна борьба за власть; необходимость большого числа квалифицированных сотрудников, способных решать разные задачи в рамках проекта; дублирование функций» [9, С.141].
Сетевые организационные структуры предполагают, что взаимоотношения между структурными подразделениями организации строятся на рыночных принципах (конкуренция, децентрализация, рыночных ценах на продукцию). Существует три типа сетевых структур. Внутренняя сеть – подразумевает, что внутри имеется централизированное руководство и четкие внешние границы организации, ее подразделения строят взаимоотношения как самостоятельные субъекты рынка. Взаиморасчет между подразделениями основан на контрактах и рыночных ценах. Данная структура стимулирует самостоятельность подразделений. При ней сохраняется высшее руководство, которое может уменьшать влияние свободных рыночных сил, возрастают затраты на осуществление операций между подразделениями. Стабильная сеть - объединение руководителей и продавцов продукции на основе долгосрочных стабильных контрактных отношениях. Организации объединяются внутри крупной компании, но сохраняют конкурентоспособность путем обслуживания клиентов вне сети. В данной структуре эффективно используются опыт и ресурсы организации, образуя сеть благодаря специализации и кооперации. Существует риск, что крупные организации поставят в зависимость небольших участников сети. Динамичная сеть характеризуется тем, что образующие ее самостоятельные организации образуют на контрактной основе временные союзы из многочисленных партнеров. При такой структуре к организации-партнеру предъявляются высокие требования в плане осуществления нововведений, приспособляемости к изменениям, конкурентоспособности. При такой структуре значительны затраты на поиск партнеров, заключение договоров, судебные издержки и др.