Файл: Теоретические основы материальных запасов на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Запасы товарные— запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях, и запасы в пути. К товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе готовой продукции обувной фабрики.

Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.

Запасы текущие— основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).

Запасы страховые— предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например таких, как:

1. отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

2. в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

3. в случае непредвиденного возрастания спроса.

При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Выделяют также следующие виды материальных запасов:

- сезонные;

- переходящие;

- подготовительные;

- неликвидные;

- запасы в пути и др.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные — это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе. К данной категории относят часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные — это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались. Возможны и другие случаи образования неликвидных запасов.


Запасы в пути — это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути, то есть время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договорами, а также утвержденными для различных видов транспорта нормативами сроков доставки грузов.

Рис. 2. Основные понятия, используемые в системах управления запасами

Несколько иначе рассматривает вопрос Карасёва И.М., которая подразделяет запасы на 4 вида:

1. Текущие;

2. Страховые;

3. Технологические;

4. Транспортные.

Текущий запас - один из основных элементов в номере запаса в днях. На его размер влияет периодичность поставок товарно-материальных ценностей.

Страховой запас - это второй по назначению, гарантирующий непрерывность процесса производства в случае нарушений условий и сроков поставки.

Технологический запас - создаётся на период, необходимый на подготовку товарно-материальных ценностей (сортировка, контроль качества, сушка и т.д.).

На предприятии этот запас определяется, исходя из технологии и специализации производства.

Транспортный запас - создаётся в том случае, если имеется разрыв между сроками грузооборота и документооборота. На разницу в сроках движения грузов и документооборота возникает необходимость иметь дополнительный запас товарно-материальных ценностей.

Можно также выделить неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа.

Имеется ряд классификаций запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации.

По месту нахождения запасы делятся на:

• Производственные;

• Товарные.

Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

• сырье и материалы, продовольствие;

• производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;


• готовую продукцию;

• вспомогательные материалы и т.п.

По исполняемым функциям запасы подразделяются на:

• Текущие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

• Подготовительные. Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

• Гарантийные (страховые и резервные). Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

• Сезонные. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

• Рекламные. Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

• Спекулятивные. Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

По времени запасы подразделяются на:

• Максимальный желательный уровень

• Пороговый уровень

• Текущий уровень

• Гарантийный уровень

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.


Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (страховой или резервный) похож на гарантийный – в классификации по исполняемой функции – и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако необходимо выяснить насколько необходимы запасы для предприятия, а также определить виды затрат, которые оно несет в связи с содержанием запасов.

Одной из основных задач политики управления товарно-материальными запасами является разработка такого механизма, с помощью которого можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные ценности. Этот уровень неодинаков для различных отраслей промышленности и даже для предприятий одной отрасли. Успешное управление запасами минимизирует их объемы, помогает снизить расходы и повысить доход.

2.Классификация запасов. На примере ООО ПКФ «Е.В.А.ЛТД»

Производственно комерчесская фирма " Е.В.А.ЛТД"

Производственно-коммерческая фирма «Е. В. А. ЛТД» начала свою деятельность в 1993 году с поставок современных высококачественных материалов и мебельной фурнитуры из Германии и США и оказания технической помощи мебельным предприятиям по внедрению новых импортных материалов, аксессуаров и технологий. ООО ПКФ Е. В. А. ЛТД представляет интересы ряда зарубежных и отечественных производителей в Южном федеральном округе, осуществляет прямые закупки материалов, мебельной фурнитуры и комплектующих для производства мебели, и активные продажи со своих складов в г. Ростове-на-Дону, г. Краснодаре и Ставрополе.

Место нахождения головного офиса : 346818 Ростовская обл., Мясниковский район, 1й километр автодороги Ростов-Новошахтинск, 3 проезд, строение 7/11.

Основными направлениями деятельности компании являются - торговля. Предлагает широкий ассортимент материалов и комплектующих для мебельных производств: ЛДСП, МДФ, ДВП, Шпон, Столешницы, Материалы из искусственного камня, Профиль из МДФ, Пластики, Пленка ПВХ, Клеи, Лаки, Кромка ПВХ, Фурнитура «Hettich» «Fennel», Системы шкафов-купе «Raumplus». А также иснтрумент и оборудование для производства мебели.


ООО ПКФ «Е.В.А.ЛТД» представляет интересы ряда зарубежных и отечественных производителей в Южном федеральном округе, осуществляет прямые закупки материалов, мебельной фурнитуры и комплектующих для производства мебели, и активные продажи со своих складов в г. Ростове-на-Дону, г. Краснодаре и Ставрополе.

Цель деятельности компании - оптовая продажа потребительских непродовольственных товаров, наиболее полное удовлетворение спроса в данном виде продукции и, соответственно, получение прибыли.

В штате компании по данным на 2018 г. состояло 19 сотрудников, в т.ч.:

Учредитель- 1, генеральный директор- 1, бухгалтер -1, помощник бухгалтера -1, кассир -1, менеджер по снабжению - 2, менеджер по продажам-4, логист - 1, кладовщик - 1, грузчики- 4, водитель -1.

Руководство компанией осуществляет генеральный директор Плешаков Ярослав Юрьевич, являющийся исполнительным органом ООО ПКФ «Е.В.А.ЛТД», который занимается вопросами по реализации целей предприятия, разрабатывает стратегии и тактики их достижения, а также занимается организацией и руководством текущей деятельности, распоряжением имущества, наймом и увольнением персонала. В подчинении у директора находятся сотрудники компании.

Основные функции управляющего:

- организация торгового процесса

- обеспечение выполнения плановых показателей;

- контроль кассовой дисциплины;

- разрешение конфликтных ситуаций с покупателями;

- управление персоналом подразделения;

Бухгалтер выполняет следующие функции:

- осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, контроль за сохранностью и правильным расходованием средств, находящихся в его распоряжении;

- начисляет заработную плату персоналу;

- определяет и анализирует результаты хозяйственной деятельности предприятия;

-составляет сводный бухгалтерский баланс;

- решает оперативные вопросы, связанные с кассовыми операциями, а также платежами предприятия в федеральный и местный бюджеты и т.д.

Логист выполняет план доставки товара, планирует маршрут водителей и работу доставки, созванивается с клиентами и договаривается с ними о дате доставки. Также логист работает с вопросами по рекламациям.

Функции снабженца - работа с поставщиками, контроль поставок и оплат.

менеджер по продажам

должен подробно изучить предлагаемой продукции.

Менеджер должен овладеть методикой общения с клиентом:

- установить эмоциональный контакт с клиентом (приветствие с улыбкой)

- подойти к покупателю и создать комфортную среду в общении (эмоциональная поддержка и позитивное настроение могут значительно облегчить и сделать более эффективным общение с покупателем);