Файл: Менеджмент. Основные функции в системе менеджмента..pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Функции менеджмента в современной рыночной экономике
1.1. Современные представления определений «Управление» и «Менеджмент». Управление как деятельность
1.2. Содержание основных функций менеджмента
2. Анализ реализации функции менеджмента в ООО «NPM»
2.1. Краткая характеристика ООО «NPM»
2.2. Характеристика продукция ООО «NPM»
2.3. Реализация функций стратегического планирования в ООО «NPM»
2.4. Анализ системы работы с кадрами в ООО «NPM». Система мотивации персонала
Рис. 4 - Производственные площади ООО «NPM»
2.2. Характеристика продукция ООО «NPM»
Ключевым направлением деятельности NPM Group с 2004 года является разработка и изготовление устройств под торговой маркой PEGAS, для быстрого беспенного розлива пива и других пенящихся напитков из кег в мелкую тару (пластиковые и стеклянные бутылки, кружки, стаканы).
PEGAS - это продукт, который предоставляет уникальные возможности продавцам пивного оборудования, розничным точкам по продаже пива и других пенящихся напитков на розлив, пивоварам, сервисам по доставке продуктов и напитков, любителям пива (рис. 5).
Рис. 5 - Устройство беспенного розлива Pegas Classic
PEGAS решает сразу несколько задач:
-Ускоряет процесс розлива в 3-4 раза по сравнению с обычным краном;
- Исключает образование пены при розливе;
- Сокращает потери пива при наливе.
Но PEGAS это не просто устройство. Это целая технология, которая защищена патентами Российской Федерации и удостоена многих наград на российских и международных отраслевых выставках. В основе работы PEGAS лежит метод создания противодавления, который заключается в том, что перед наливом пива бутылка заполняется газом под давлением, равным давлению в сосуде с пивом. Этот метод обеспечивает беспенный розлив с сохранением всех заводских качеств напитка. На базе этой технологии компания NPM Group создала еще целый ряд продуктов под торговой маркой PEGAS, решающих все проблемы розлива пенящихся напитков из кег.
MilkBox - вендинговый аппарат розлива молока (молокомат) - предназначен для самостоятельного налива покупателем охлажденного свежего молока (рис. 6).
Рис. 6 - MilkBox
Молокомат MilkBox позволяет разливать молоко в ПЭТ-тару ёмкостью до 1 литра и устанавливается в торговых центрах, супермаркетах.
Основные характеристики:
- Налив молока без пены;
- Налив 1 литра за 20 секунд;
- Вместимость бочки 180 литров.
MilkBox - это не просто аппарат для розлива молока, это замечательная возможность начать и развивать вендинговый бизнес. Вендинговые аппараты уже довольно распространены в России, их можно увидеть во многих супермаркетах. Однако молоко на розлив встречается очень редко, и пока есть возможность занять новую нишу бизнеса.
NPM Lab - это одно из самых молодых направлений в компании. Амбициозная команда занимается ноу-хау, которые помогут решать свои повседневные задачи с помощью мобильных приложений не только обычным пользователям, но и владельцам устройств, выходящих с завода.
Один из пилотных проектов – приложение YoTask, которое помогает управлять своими рабочими и личными делами.
Вторая часть разработок - интернет вещей. С каждым днем появляется все больше устройств, которые имеют выход в сеть или сообщаются с другими устройствами. Специалисты компании научились управлять ими через мобильные приложения.
Живой пример - вендинговый аппарат MilkBox по продаже молока, в комплекте с которым идет мобильное приложение (рис. 7).
Рис. 7 - Программное обеспечение продукта MilkBox
Оно позволит видеть остатки по всем молокоматам в реальном времени, а также в моменте получать информацию о сбоях.
2.3. Реализация функций стратегического планирования в ООО «NPM»
Рассмотрим краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели на примере ООО «NPM».
- Краткосрочные цели:
- увеличение годового объема оптовых продаж пивных кранов PEGAS на рынке Российской Федерации на 10 %;
- расширение рынка сбыта продукции с увеличением объема продаж на освоенных рынках на 10 % и выход на неосвоенные рынки прилежащих регионов.
Задачи:
- увеличить за год долю реализуемой продукции за счет расширения клиентской базы и расширения дилерской сети;
- провести в течение года маркетинговые исследования в соседних регионах, выполнить сегментацию рынка, определить потребности клиентов и конечных потребителей;
- увеличить в течение года на 15-20 % объем продаж отдельных видов продукции – пивных кранов PEGAS EcoTap.
Среднесрочные цели:
- обеспечение устойчивой долгосрочной конкурентной позиции на рынке поставщиков пивного оборудования;
- стабильное увеличение прибыли в среднем на 5-7 % в год за счет увеличения рыночной доли ООО «NPM»;
- расширение рынка сбыта путем продвижения продукции на рынки Москвы и Московской области, Поволжья, Сибири.
Задачи:
- провести маркетинговые исследования по определению дефицита продукции, с учетом результатов исследований разработать и внедрить на предприятии ассортимент новых товаров;
- разработать рекламную концепцию, направленную на конкретные группы потребителей, а именно на крупных дилеров пивного оборудования в западной части РФ;
- провести маркетинговые исследования рынков Сибири и Поволжья, найти оптимальные варианты каналов товародвижения.
Долгосрочные цели ООО «NPM» представим в виде дерева целей в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Дерево целей ООО «NPM» на 2018-2019 гг.
Все многообразие стратегий, которые фирмы используют, являются различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состояниях среды. Выделяют следующие базовые стратегии:
- рост;
- ограниченный рост;
- удержание стабильного положения на рынке;
- сокращение:
- комбинированная стратегия.
Определение базовой стратегии предприятия должно основываться на данных о степени развития рынка, о потенциале развития предприятия и востребованности его продукции потребителями. Такие данные показывает SWOT-анализ организации.
В ходе проведения SWOT-анализа руководители должны проделать две операции:
1. Сравнить профиль фирмы с возможностями, угрозами и основными требованиями для достижения хороших результатов в том сегменте рынка, в котором компания может осуществлять контроль. Задача данной операции - выявить сильные стороны организации, на которых может быть выработана эффективная стратегия, и слабые стороны, которые нужно преодолеть.
2. Сравнить сильные и слабые стороны анализируемой организации с фирмами-конкурентами, и узнать, какие конкретно сильные стороны есть у конкурентов и какие преимущества они могут извлечь из этого.
Когда SWOT-анализ закончен, руководитель начинает вырабатывать различные стратегии, которыми может руководствоваться компания, для того чтобы получить максимальные преимущества из существующих возможностей. Для анализа слабых и сильных сторон внутренней и внешней середы проведем SWOT-анализ ООО «NPM». Данные анализа представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2
SWOT-анализ ООО «NPM»
ПРЕИМУЩЕСТВА (достоинства и сильные стороны, выделяющие ООО «НПМ» |
НЕДОСТАТКИ (слабые места, которые подлежат исправлению, чтобы не дать конкурентам превратить их в свои преимущества) |
1. Выгодное месторасположение производственного здания в городе Новосибирске. |
1. Широкий круг оказываемых услуг заставляет компанию держать большой штат сотрудников и приводит к росту постоянных затрат. Компания становиться уязвимой к естественным падениям рынка. |
2. Низкая себестоимость производства. Предприятие закупило передовое промышленное оборудование. Есть собственный участок литья пластмасс, металлообработки. |
2. Неполная степень охвата рынка в местах потенциального и повышенного спроса. В частности западная часть Российской Федерации |
3. Низкая стоимость доставки и транспортировки товаров до логистического комплекса. Наличие собственного парка складов, погрузчиков, автотранспорта. |
3. Низкая производительность и недостаток работников сервисного отдела компании |
4. Оперативность и скорость работы конструкторского бюро. Предприятие выводит на рынок 3-4 новых изделия в год. |
4. Периодическое запаздывание в сроках отгрузки товара клиентов. |
5. Широкая дилерская сеть в России и за рубежом (Испания, Болгария). |
5. Старое программное обеспечение в управлении складским комплексом. |
6. Налаженная система мотивации сотрудников компании. |
6. Высокий процент брак в производстве. |
7. Четкие функциональное разделение обязанностей сотрудников компании. |
|
8. Наличие квалифицированного персонала. |
|
9. Постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников компании. |
|
10. Наличие больших складских помещений в непосредственной близости от офиса |
|
11. Специализированные программы стимулирования постоянных дилеров компании. |
|
ВОЗМОЖНОСТИ (факторы внешней и внутренней среды ООО «НПМ», которые в состоянии благоприятно повлиять на его позицию |
РИСКИ (угрозы внешней и внутренней среды ООО «НПМ», которые могут принести вред и неблагоприятно повлиять на позиции компании |
1. Уменьшение издержек по транспортировке комплектующих для производства за счет оптимизации авто и ж/д парка. |
1. Налоги оказывают непосредственное влияние на прибыль. Тарифы ОАО «РЖД» регулируются государством. Так как в компании работает 40 человек (без учета численности работников производства) существенную роль играют социальные сборы (платежи в пенсионный фонд, отчисления НДФЛ, социальное страхование). |
2. Модернизация персональных рабочих станций менеджеров компании, с целью увеличения производительности и повышения эффективности |
2. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают свои услуги по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании ООО «НПМ». На рынке появляется большое количество контрафактной продукции низкого качества. |
3. Оптимизация работы отдела закупок с целью сокращения сроков поставки необходимого для работы производственного цеха оборудования и комплектующих |
3. Резкое повышение цен на энергоносители, услуги связи и повышение платы за аренду торговых и складских помещений. |
4. Разработка специализированного софта. |
4. Повышение цен на перевозки грузов и увеличение цен на авто-топливо. |
5. Внедрение в компании новых прогрессивным методик управления персоналом (Scrum и Agile) |
5. Изменение структуры налоговых и таможенных пошлин. В 2015 году в РФ был введен ряд законов об ограничении производства и продажи алкогольной продукции в ПЭТ – таре. |
6. Рост рынка пивного оборудования в США и в Европе. |
6. Прекращение товарных кредитов со стороны банков. |
7. Введение санкций влияет на приток и отток инвестиций в экономику Российской Федерации. Западные партнеры компании могут отказаться от работы с российскими компаниями в любой момент по политическим соображениям. |
ООО «НПМ» является характерным примером современного коммерческого промышленного предприятия, длительное время работающего в сфере пищевого оборудования города Новосибирска. Оно зарекомендовало себя как стабильное предприятие, отвечающее за качество и сроки оказываемых услуг.
Для стимулирования продаж и роста объемов производства для ООО «НПМ» можно предложить следующие стратегии:
- Первым из производителей отказаться от ПЭТ – тары и перейти на стеклянную тару.
- Разработать линейку бюджетных устройств для поставки на зарубежные рынки. Во многих странах мира ПЭТ – тара не запрещена.
- Обязать дилеров развивать направления розлива пива в стеклянную тару.
- Выйти на рынок розлива безалкогольных газированных напитков.
В нашем случае наиболее актуальна стратегия «ограниченный рост» и, следовательно, постепенное усиление позиций на рынке. Цели в этом случае устанавливаются от достигнутого «вверх» и корректируются на изменяющиеся условия. Также эта стратегия наименее рискованная, что в условиях современной экономики имеет значение.
2.4. Анализ системы работы с кадрами в ООО «NPM». Система мотивации персонала
Управление персоналом на современном предприятии достаточно сложный и трудоемкий процесс, на который приходятся большие затраты: финансовые, временные и человеческие ресурсы.
В современных условиях инновационное развитие системы управления персоналом является ключевым показателем эффективного управления организацией, так как человеческие ресурсы – капитал организации.
Любые модификации в управлении персоналом в ООО «NPM» направлены на решение конкретных проблем, в соответствии со стратегией развития и миссией организации, но просчитать точный конечный результат, к которому они могут привести невозможно из-за существующих рисков, касающихся изменений в HR управлении, а именно провоцирование конфликтных ситуаций, связанные с противодействием сотрудников и непринятием ими инноваций. Но также изменения управления персоналом могут предполагать мультипликационный эффект, выражающийся во встречных переменах в других подсистемах организации, вследствие чего, что они касаются ключевой составляющей организации – персонала.
В действующей системе управления персоналом ООО «NPM» можно выделить три основных инновационных направления:
1. Инновационный образовательный менеджмент – нововведения в подготовке специалистов в образовательном процессе.
2. Инновационный кадровый маркетинг – формирование высокоэффективного кадрового потенциала организации.
3. Инновационный технологический кадровый менеджмент – новые способы работы с персоналом посредством применения новых технологий и современной техники (в основном с помощью корпоративных CRM – систем, через 1С – кадры).
Классические подходы к управлению персоналом подвержены значительным изменениям в инновационной организации. Особенно это касается HR-технологий.
Кадровая служба ООО «NPM» использует в работе четыре базовые HR-технологии:
1) кадровое планирование, включающее в себя: отбор и подбор персонала, формирование кадрового резерва;
2) собеседование, тестирование, адаптация и аттестация персонала;
3) мотивация и стимулирование персонала;
4) ротация кадров и управление деловой карьерой.
На предприятии широкое распространение в практическом применении получили технологии обучения и развития персонала, в которые входят разработка программ обучения, развитие компетенций и оценка их эффективности (программы в основном направлены на высший менеджмент).
Как инновационные методы обучения применяются в ООО «NPM» следующие подходы:
- визуализация, как метод обучения имеет две формы: проективную и не проективную. Проективная форма может быть представлена в виде фильмов, презентаций, видеороликов, компьютерной анимации. А не проективная форма - в виде предметов, картин, доски и мела, интерактивной доски, карты и прочего.
- метод симуляции может быть представлен в виде ситуации сходной с реальной, наиболее приближенной к жизненным проблемам. Это метод обеспечивает безопасно изучать стадии, принципы и особенности какого-либо процесса.
- метод кейса, который представляет собой описание реальной ситуации и предлагается обучаемым проанализировать сложившуюся ситуацию и ее результат, а так же сделать краткие и лаконичные выводы.
- ролевая игра, которая применяется для закрепления полученных знаний и позволяет участникам примерить на себя различные роли. Ролевая игра часто применяется на обучении сервисных инженеров по обслуживанию пивного оборудования. Симулируются различные внештатные ситуации (разрыв шланга подвода пива, замена отработанного баллона с углекислотой, повреждение силового крепления барной стойки и стелы).