Файл: Менеджмент. Основные функции в системе менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.

Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями, устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи.

Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем.

Предмет исследования – функции менеджмента.

Объект исследования – реализация функций менеджмента в ООО «NPM».

Основная цель исследования – рассмотреть основные функции в системе менеджмента.

Эта цель будет раскрываться через следующие задачи:

- функции менеджмента в современной рыночной экономике;

- анализ реализации функции менеджмента в ООО «NPM».

По структуре работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

В первой главе курсовой работы рассматривается функции менеджмента в рыночной системе. Дано определение понятию «управления», описаны отдельные функции менеджмента.

Вторая глава посвящена анализу реализации функций менеджмента в ООО «NPM». Дается краткая характеристика предприятия, описывается продукция и формируются стратегические цели развития предприятия на будущее.

1. Функции менеджмента в современной рыночной экономике


1.1. Современные представления определений «Управление» и «Менеджмент». Управление как деятельность

Менеджмент - это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное - скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет. [12, с. 5]

Управление - это понятие широкое, чем менеджмент. Существует различные виды управления рис. 1.

Рис. 1 Виды управления

Менеджмент - это управление в социальных системах. Менеджмент - это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразования ресурсов в требуемый результат.

Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Определение, данное М. Поллет: менеджмент - это обеспечение выполнения работ при помощи других людей. [10, с.13]

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Основные требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера:

1. Умение понять природу управленческого труда и процессов менеджмента;

2. знание функциональных и должностных обязанностей менеджмента, методов достижения целей и уметь повысить эффективность работы фирмы;

3. уметь пользоваться современными информационными технологиями и средствами коммуникации, которые необходимы в управлении;

4. владеть искусствами управления людскими ресурсами;

5. уметь налаживать внешние связи;

6. уметь делать правильную самооценку и правильные выводы;

7. постоянно повышать квалификацию;

Главным фактором повышения результата современного менеджмента является разбивка труда менеджеров. К примеру, разделить всех менеджеров по видам деятельности, разграничить их полномочия и права и круг ответственности. Существует два вида разделения всей работы: горизонтальное и вертикальное. Менеджеры так же подразделяются по вида деятельности, на линейные (отвечают за все функции управления) и функциональные (отвечают за одну конкретную функцию).

Анализируя постоянное изменение ситуаций в мире и на рынке производителя потребителя и т. д. необходимо постоянно быть готовым к изменениям, что бы идти со временем не отстать от конкурентов необходимо знать и уметь применять особенности современного менеджмента.


Современный менеджмент это управление в постоянно изменяющиеся условия рынка.

В любой конкретной ситуации современного менеджмента имеются множество воздействующих факторов, которые необходимо уметь найти свой оптимальный способ управления. И это достигается путем постоянного пополнения знания по менеджменту, постоянного анализа результатов предприятия и изучение зарубежного опыта.

Методы управления человеческими ресурсами в организациях систематически совершенствуются и пересматриваются с учетом изменений условий на рынке труда, экономических факторов. В основе принципов лежит разработка оптимальных систем, с помощью которых можно решить все стратегические задачи компании.

Серьезные реформы производства стали одной из причин трансформации отношения к подчиненным. Раньше упор делался на техническое обеспечение, а работник рассматривался лишь как приложение к нему. На сегодняшний день ситуация изменилась – человек распоряжается техникой, а та ему помогает. Поэтому произошло совершенствование методов управления персоналом в организации. Акценты в этом вопросе всё больше переносятся на человеческий фактор. Были разработаны новые, актуальные принципы и методы управления персоналом.

Продуктивность деятельности компании зависит от специалистов. Именно поэтому согласно современной концепции управления персоналом предполагается выделение из огромного количества функциональных сфер данной работы, связанной с руководством кадровой составляющей производства – трудовым коллективом.

Основная суть управления персоналом – это системное, регулярное и организованное влияние при использовании взаимосвязанных социальных и организационно-экономических мер на процессы создания, распределения и перемещения рабочей силы на уровне фирмы, формирования условий для применения трудовых качеств сотрудников для обеспечения продуктивной деятельности компании и развития специалистов.

Успех функционирования организации зависит от выбора вариантов построения системы управления персоналом компании, изучения способа ее функционирования, выбора самых подходящих механизмов и приемов взаимодействия с людьми.

Суть метода руководства – это такой образ или тип действия, который способствует достижению какой-либо управленческой цели. Но для полноценного результата на этом пути надо оказывать влияние на подчиненных, используя рычаги и стимулы.

На сегодняшний день существуют не только современные методы управления персоналом, но и определенные их классификации. Наиболее популярно деление способов руководства в зависимости от их содержания, ориентации и организационной формы, что показывает экономическое, административное, социальное влияние на коллектив.


Система методов управления персоналом нацелена на объект (или их совокупность), то есть или конкретные отдел, подразделение, департамент, или всю организацию в целом.

Кроме этого объектом управления может быть функция компании (маркетинг, реклама, производство и т. д.) либо менеджмента (организация, планирование, контроль и т. д.).

По наиболее распространенной классификации к функциям менеджмента относятся функции планирования, организации, мотивации, координации и контроля.

1.2. Содержание основных функций менеджмента

Процесс планирования представляет собой перспективы будущего состояния организации, процесс планов, которые определяют конкретные шаги при решении задачи и достижении поставленных перед организацией или проектом целей. [10, с. 69]

В литературе при рассмотрении достижений ХХ столетия выделяют три основные этапа. Они представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Этапы развития среды обитания предприятия и применяемых на них методов планирования

При переходе от одного временного интервала к следующему использован знак плюс, свидетельствующий об усложнении решаемых задач, их дополнении, а не об их замене.

Из таблицы 1.1 видно, что на протяжении 20-го века нарастающими темпами шло усложнение среды существования бизнеса, создание многоступенчатости, что стимулировало развитие процессов планирования на предприятиях. В 70-е годы была сделана попытка контролировать факторы внешней среды в ходе анализа, осуществляемого в рамках стратегического планирования. Но практика 80-х годов показала: радикальность и темпы технологических изменений в условиях научно-технической революции непредсказуемы, а будущее не всегда можно связать с прошлым. Конечно, не отвергается и цикличность процессов, а также построение прогнозов для планирования на основе прошлого. Но наряду с имеющимися знаниями о планировании, теперь, делался вывод о том, что некоторые события происходят хаотично. Не случайно П. Друкер назвал третий период «эпохой без закономерностей», а в теории управления чаще стали использовать термин хаос [4].

В условиях хаоса необходимо выживать, и это меняет отношение к внешней среде: создает необходимость детализации и, в то же время, расширения данного понятия. На ранних стадиях стратегического планирования рассматривались лишь потребители и поставщики, а также конкуренты и кредиторы. На третьем же этапе появился термин стейкхолдеры (заинтересованные стороны).


Стейкхолдеры – лица или группы лиц, благодаря которым организация функционирует, которые могут повлиять на деятельность организации/проекта, изменив конечный результат. Для того, чтобы влияние заинтересованных сторон было максимально благоприятным, необходимо учитывать их интересы и удовлетворять им.

Важно заметить, что при таком подходе система управления теперь ориентируется не на борьбу с конкурентами, а на сотрудничество с заинтересованными сторонами, которые так или иначе влияют на результат, а в процессе планирования учитываются различные интересы, то есть усиливается функция адаптации. Изменение целей, задач и решаемых задач на внешнем уровне компании изменяет и внутреннее планирование.

Один из вариантов – это значительное расширение сферы использования бюджетирования. Теперь бюджет составляется для каждой крупной хозяйственной функции (производство, маркетинг, НИОКР и т.п.), также отдельной структурной единицы и сводный бюджет. Все ярче проводится граница между бухгалтерским учетом и управленческим. Внимательное и тщательное ведение управленческого учета позволяет объективно оценивать ресурсный потенциал организации, выстраивать планы для дальнейшего ее успешного функционирования. Более того, ответственным за ведение управленческого учета должен быть назначен другой специалист, не тот, который ответственен за бухгалтерский учет – два совершенно разных учета, два разных специалиста или отдела. Это помогло сделать управленческие решения более обоснованными и эффективными.

Появляющиеся новые подсистемы, функции, а также детализация системы менеджмента увеличили число планов, а также увеличили систему планирования. Например: кадровое планирование, маркетинг, планирование качества, НИОКР и др.

Планирование на оперативно-производственном уровне, связанное с производственной программой также изменилось. Если в начале 20-го века целью оперативно-производственного планирования было обеспечивать максимальную загрузку мощностей, то в середине века основной задачей стало, в преддверии изменений, обеспечение гибкости при выполнении заказов. В результате этого, способы и методы планирования также изменились.

Появление экономного и бережливого производства способствовало пересмотру процесса производства, так как изменило понятие потерь, которое является ключевым для бизнеса. Осознание факта, что теперь в производстве главное ценности, а не товар, изменило взгляд на процесс производства, пере трансформировав его цепочку создания ценностей. Поэтому, теперь то, что не создает ценности продукта называется непроизводственными затратами. Развитие управления привело к переосмыслению того, что такое организация, и как следует понимать развитие организации.