Файл: Современные политические режимы (Политический режим как структурный элемент формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя представительную демократию, следует сказать, что она позволяет осуществлять власть представителям народа, а также другим выборным органам исполнительной и судебной власти. Они призваны выражать интересы различных классов, социальных групп и слоев, в том числе политических партий и общественных объединений.[49]2

Важно отметить, что сильная сторона данной формы демократии выражается в большей эффективности принимаемых решений вследствие участия в них профессионалов и компетентных органов. Кроме того, данные лица более рационально занимаются организацией политической системы и ее институтов.

Недостатками представительной демократии являются возможность неограниченного развития бюрократии и коррупции, отрыв власти от своих избирателей, принятие решений не в интересах большинства граждан, а в силу крупного капитала, номенклатуры, лоббизма и т.д.

Помимо рассмотренных форм осуществления демократии, стоит отметить, что демократические режимы отличаются неоднородностью. В частности, их особыми разновидностями выступают либерально-демократический (в них приоритет отдается личности, ее правам и свободам; роль государства сводится к защите таких прав и свобод, в том числе собственности граждан) и консервативно-демократический (опирается в большей степени на политические традиции, а не на конституцию).[50]1

Таким образом, подводя итог данному вопросу, нужно отметить, что демократия выступает достаточно сложным процессом преобразований общества и государства. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Существенные черты демократии, отличающие ее от иных режимов, имеют важное значение при квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

2.2 Недемократические политические режимы: виды и особенности

В теории государства и права, а также в других научных отраслях, все недемократические режимы принято классифицировать на 2 блока: тоталитарные и авторитарные.

Авторитаризм, будучи недемократическим политическим режимом, занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Это своего рода компромисс, который, с одной стороны, мягче и либеральнее, чем тоталитарный режим, но с другой – жестче, антинароднее, чем демократический.[51]1


Авторитарный режим представляет собой государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и пр.) при минимальном участии народа. Главной чертой и особенностью данного режима является авторитаризм в качестве метода властвования и управления, а также разновидности общественных отношений.[52]2

Необходимо отметить, что в мировой истории авторитарные политические системы – самые распространенные, невзирая на то, что авторитарная власть может реализовать любого рода действия в отношении своих граждан.

Особенно ярко данный политический режим нашел свое отражение в прошлом столетии. Однако в послевоенный период (1950-е гг.) авторитарный политический режим все чаще носил переходный характер, который ориентировался либо на тоталитаризм, либо на демократию.

Так, авторитарный режим Ф. Кастро, который был установлен в 1959 г. на Кубе, выбрал линию коммунистической ориентации, что позже выразилось в переходе в тоталитаризм. В других государствах, среди которых Южная Корея, Аргентина, авторитаризм постепенно перерос в демократию.

Характеризуя авторитарный политический режим, можно выделить следующие его особенности и признаки:

1) концентрация власти в центре и на местах в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, а также наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) ограничение роли представительных органов власти независимо от их существования и наличия;

4) сведение роли суда к вспомогательному органу, использование внесудебных органов;

5) уменьшение значимости принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) доминирование командных и административных методов государственного управления, отсутствие террора;

7) сохранение ограниченной цензуры, «полугласность»;

8) существование частичного плюрализма;

9) провозглашение, но реальное необеспечение прав и свобод человека и гражданина во всей полноте;

10) не подконтрольность силовых структур обществу.[53]1

Стоит сказать, что при установлении авторитарного режиме исключается деятельность демократических политических партий и общественных организаций. Кроме того, легализируется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. В том числе зачастую игнорируется принцип разделения властей.[54]2


Анализ авторитарных режимов показал, что, как правило, они утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе неразвитой политической и социальной структур общества. Многими авторам, среди которых В. М. Сырых[55]1, подчеркивается, что данные методы регулирования общественных отношений и государственных институтов могут решать задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Однако механизм утверждения авторитарных режимов включает в себя наравне с демократическими процедурами, и незаконные, порой насильственные методы ликвидации и замены прежнего политического устройства.

Важно отметить, что целый ряд авторитарных государств продемонстрировал свою экономическую эффективность, а также сильную власть со свободной экономикой. Ввиду этого некоторые правоведы, в том числе Р. Т. Мухаев[56]2, определяют авторитаризм в качестве способа правления с ограниченным плюрализмом.

Исследуя проблемные аспекты данного режима, стоит сказать, что он имеет свои недостатки: полная зависимость политики от позиции главы государства, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политического произвола, невозможность представлять свои различные интересы.

К достоинствам авторитарного политического режима можно отнести: способность обеспечить общественный порядок, осуществить быструю реорганизацию общественных структур, сконцентрировать усилия и ресурсы на решение определенных вопросов.[57]3

Среди авторитарного режима следует особо выделить деспотический (абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве), тиранический (основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестких методах ее осуществления; при этом часто власть устанавливается тираническим способом путем смещения законной власти и государственным переворотом) и военный (основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против правления гражданских лиц) режимы.

Следующим антидемократическим режимом выступает тоталитаризм. Он является крайней формой авторитарного режима. В своем понимании он появился аналогично в XX в.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totus» – весь, целый, полный. Впервые в политический и научный оборот данное понятие было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. И уже в 1925 г. указанный термин прозвучал в итальянском парламенте лидером итальянского фашизма Б. Муссолини. Именно в этот период произошло становление тоталитарного строя в Италии.[58]1


Несмотря на то, что тоталитаризм и его появление традиционно относится к 20-му столетию, его зачатки содержатся еще в эпоху античности. Так, в произведении Платона «Государство»[59]2 первостепенная роль отводится государству, которому всецело должен подчиняться индивид. Государственному регулированию подвергается не только общественная, но и частная жизнь человека, определяется распорядок дня и ночи.

Как пишет А. В. Малько[60]3, в каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный политический режим, он имел свою специфику. Вместе с тем существуют некоторые общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма, отражающие его суть.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Стоит обратить внимание на том, что зачастую тоталитаризм определяют в качестве политического режима, который осуществляет всеобъемлющий контроль над населением и опирается на систематическое применение насилия или его угрозу.

Однако многие правоведы и политологи говорят о том, что не следует рассматривать тоталитаризм лишь как негативное явление и связывать его исключительно с фашизмом и сталинскими репрессиями (оглядываясь на историю Российского государства.[61]1

Первоначально понятие «тотальное государство» означало самоорганизующееся государство. Но вместе с тем данное понятие с течением времени претерпевало множественные изменения в трактовке сущности тоталитаризма.

Анализируя все вышесказанное, можно определить тоталитаризм как политический способ производства общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.[62]2

Ввиду этого необходимо выделить следующие особенности и характеристики тоталитарного политического режима:

1) стремление государства к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) отчуждение общества от политической власти;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и другими сферами, в том числе над личной жизнью и мотивов поступков людей;

4) формирование государственной власти бюрократическим способом по закрытым от общества каналам, а также недоступность для контроля со стороны народы;


5) насилие, принуждение и террор в качестве доминирующих методов управления;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции;

7) декларативный и формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие гарантий их реализации;

8) устранение плюрализма, в том числе централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

9) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества.[63]1

Необходимо также сказать о разновидности тоталитарного режима в виде фашистского режима. Его следует рассматривать в качестве радикального режима. Впервые фашистские организации возникли в Италии и Германии. При этом для итальянского фашизма, возникшего в 1922 г., характерной особенностью стало стремление к возрождению Римской империи. В свою очередь, в Германии он утвердился в 1933 г., и его целью стало господство арийской расы, при провозглашении германской расы высшей.[64]2

Одной из ключевых особенностей данного режима является то, что он характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. При этом фашизм основывался на необходимости сильной и даже беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии и культе вождя.[65]3

Таким образом, делая вывод, следует сказать, что среди антидемократических режимов выделяют тоталитарный и авторитарный режимы. Их необходимо четко разграничивать по следующим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

2.3 Общая характеристика политического режима современной России

Современное Российское государство характеризуется посттоталитарным демократическим устройством, деятельность которого строится на принятии Конституции РФ 1993 г[66]1.