Файл: Современные политические режимы (Политический режим как структурный элемент формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире насчитывается несколько сотен государств, качественно отличающихся друг от друга по политико-правовым критериям. Существенные различия состоят в форме правления, государственном устройстве и многих других формальных признаках. Однако государственность имеет такие качества, которые независимы от формальностей, обуславливающих осуществление власти в стране.

Политический режим будучи элементом формы государства определяет прежде всего порядок отношений, складывающихся между государством и обществом.

Важными критериями при выборе того или иного политического режима служит менталитет народа, а также экономическое развитие государства. Кроме того, политический режим необходимо связывать не только с формированием, но и с осуществлением политической власти. Именно он во многой степени отражает уровень политической свободы в обществе и ее правовое положение в нем.

Политический режим следует рассматривать в качестве свойства нации, определяющего степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Объектом исследования является современные политические режимы.

Предмет исследования – признаки и типы политических режимов.

Целью исследования является комплексный анализ современных политических режимов, их сущности, ключевых особенностей и признаков, а также анализ политического режима Российской Федерации.

В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

-определение понятия и сущности политического режима как структурного элемента формы государства;

- рассмотрение значения политического режима;

- проведение классификации современных политических режимов;

- раскрытие сущности демократического политического режима;

- анализ недемократических политических режимов и их видов;

- характеристика политического режима современной России.

Методы исследования, которые использовались в данной курсовой работе: общенаучные (диалектико – материалистический метод, анализ и синтез) и специальные познавательные методы (метод сравнительного правоведения, формально – логический, системно – структурный, метод юридического моделирования).

Анализируя вопросы теории государства и права, связанные с исследованием сущности политического режима как характеристики формы государства, следует отметить, что в научной доктрине традиционно отечественные и зарубежные правоведы всесторонне и комплексно подходят к изучению данного социально-правового института, рассматривают его сущностные черты, проводят классификацию и сравнительную характеристику, учитывая особенности разных современных государств.


Свидетельством тому служат многочисленные монографии, научные статьи, учебники и учебные пособия. Важным является и то, что среди теоретиков ведутся многочисленные дискуссии о преимуществах того или иного политического режима, что находит свое отражение в различных работах.

В работе по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Современные политические режимы» были использованы труды отечественных авторов таких, как: Н. И. Матузов, А. В. Малько, В. В. Лазарев, Ю. А. Тихомиров, М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин, В. М. Сырых, А. Ф. Черданцев, В. В. Оксамытный, В. П. Малахов и других, которые подробно исследовали актуальные проблемы современных политических режимов.

По своей структуре настоящая работа состоит из введения, основной части включающей две главы, разделенные на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

1. Политический режим как структурный элемент формы государства

1.1 Понятие, сущность и особенности политического режима

Категория «режим» имеет несколько значений и употребляется в разных контекстах и смыслах. В переводе с французского данный термин означает:

1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;

2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна);

3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленного для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо - , водо -, землепользования, охоты, рыболовства и т.д.);

4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо.[1]

В свою очередь, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля дается следующее определение понятия «режим» – «установленный образ, порядок жизни относительно распределения времени и т.д.»[2].

Э. Ф. Шамсумова в диссертационном исследовании «Правовые режимы (теоретический аспект)»[3] отмечает, что «режим – это комплексное системообразующее установление порядка, отражающее совокупность реально существующих общественных отношений, складывающихся в процессе жизнедеятельности из взаимодействия саморегулирующихся и одновременно регулируемых подсистем, в определенный промежуток времени, на определенной территории, относительно определенного объекта».


Все указанные определения подтверждают многоаспектность и междисциплинарность анализируемой категории в различных областях научного знания. Однако стоит отметить, что в наибольшей степени она употребляется и применяется в политико-правовых исследованиях с целью комплексного раскрытия состояния современного общества, а также характера происходящих в нем перемен.

В целом понятие «режим» в качестве категории юриспруденции следует рассматривать в следующих основных аспектах:

1) теоретико – правовой: режим исследуется в рамках теории правового регулирования. По мнению С. С. Алексеева, под правовым режимом необходимо понимать «порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования»[4]1.

Аналогичной позиции придерживается Г. С. Брыскина, которая считает, что правовой режим – это «особый нормативный порядок регулирования положения (состояния) субъекта права посредством установленных и обеспеченных государством правовых средств, который выражается в специфике характера прав и обязанностей (целей, задач, функций), способов и гарантий их реализации, ответственности за нарушение режимных требований и основывается на действии общих принципов, приводящих их в единую упорядоченную систему»[5]2.

На основе данных определений можно выделить признаки правового режима:

- рассматривается как порядок правового регулирования;

- использует специфические правовые средства;

- имеет особую правовую направленность;

- представляет собой систему взаимосвязанных элементов.[6]3

2) отраслевой: с научной и практической точек зрения рассматривается правовой режим объектов.

С. С. Алексеев писал, что «правовой режим объектов как категория отраслевой юриспруденции может быть представлена как совокупность исходящих от государства правил поведения (правовых норм), воздействующих на данных объект, а также порядок функционирования данного объекта в рамках существующих правил»[7]1. Например, отрасль конституционного права исследует правовые режимы государственной границы, правовые режимы ограничения государственной власти и т.д.; в отрасли гражданского права – правовые режимы имущества коммерческих организаций, правовые режимы сделок и др.; в отрасли земельного права изучаются правовые режимы земельных участков (земель сельскохозяйственного назначения, государственного лесного фонда и т.д.)


3) теоретико-государственный: режим изучается в контексте теории формы государства. Именно в данном аспекте нужно всесторонне исследовать категорию «политический режим», о чем пойдет речь далее.

В научном и практическом обиходе термин «политический режим» упрочнился сравнительно недавно. Принято считать, что данный термин ввел в отечественную науку в 30-х годах прошлого столетия советский государствовед И. Д. Левин с выходом труда «Основы советского государства и права»[8]2. Он определял его как «метод диктатуры» господствующего класса.

В качестве элемента формы государства политический режим начал подробно рассматриваться в 60-е годы XX в. По мнению одних авторов, в том числе И. А. Денисова[9]3 и А. Г. Лашина[10]4, политический режим выступает характеристикой сущности государства. По мнению других, среди которых М. А. Могунова[11]1, политический режим полностью включает в себя государственный режим, составляющий его основу, и дополнительно охватывает деятельность иных субъектов политической жизни общества.

Проблема определения сущности политического режима породила множественные дискуссии вплоть до настоящего времени, что дало начало различным подходам в понимании государственного режима.

Так, в западной политико-правовой науке под политическим режимом понимается «применение комплекса законодательных мер и политико-административных процедур, которые позволяют политическому классу поддерживать собственную сплоченность и сохранить власть».

Кроме того, понятие политического режима отличали такие признаки, как:

- наличие или отсутствие оппозиции;

- степень политической свободы и свободных выборов;

- многопартийность и др.

Указанные характеристики можно встретить в многочисленных работах зарубежных авторов: Ж. Бюрдо, К. Бекстер, С. Романо, М. Дюверже, Л. Леви-Брюль, А. Мерс, А. Ориу и др.

Так, М. Дюверже определяет политический режим как «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой»[12]2.

В свою очередь, Г. Лассуэлл пишет: «Режим – форма правления, политического порядка, представляет собой образец политических форм. Он функционирует для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе»[13]3.

По мнению Ж.-Л. Кермона, политический режим есть «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период»[14]1.


Не менее разнообразны трактовки категории политического режима в отечественной юридической науке. Так, В. И. Краснов отмечает, что политический режим «представляет собой порядок обеспечения эффективного функционирования политической системы общества и включает систему правовых и неправовых мер по созданию благоприятных условий для успешной деятельности общественно-политических институтов»[15]2.

Другие правоведы, среди которых С. Ю. Кашкин, рассматривают политический режим в качестве «системы приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе»[16]3.

Представляется верной правовая позиция В. Е. Чиркин, который вводит термин «политический режим» в триаду формы государства. Рассматривая форму государства, он определяет каждый ее элемент. Так, он пишет, что форма правления «выступает организацией верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением»[17]4.

В свою очередь под формой государственного устройства он понимает «административно – территориальную и национально-государственную организацию власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом»[18]5.

И под политическим режимом автор рассматривает конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе.

Позиция В. Е. Чиркова была поддержана многими авторами и стала ведущей в теории государства и права. Вследствие чего распространенным определением понятия «политического режима» принято считать совокупность приемов и методов, с помощью которых правящая элита (или группа элит) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.[19]1

Само по себе функциональное назначение системы власти в целом и отдельных ее частей определяется комплексом социальных взаимоотношений, а также сотрудничеством социальных групп, различных политических и неполитических организаций и граждан. Кроме того, оно характеризуется устоявшимися политическими отношениями, правами и свободами граждан и их объединений, степенью политической активности, состоянием законности и правопорядка в стране и наличием либо отсутствием законопослушных граждан.