Файл: Современные политические режимы (Политический режим как структурный элемент формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщая анализ современных определений политического режима необходимо выделить его следующие особенности:

Во-первых, недостаточно связывать государственный режим лишь с формой правления. Решая политические и социальные задачи, он способствует организации более масштабных процессов. В этом режим по содержанию и раскрытию динамического аспекта близок политической системе. Кроме того, любой режим опирается на уже сложившуюся и устоявшуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непосредственно оказывают влияние на имеющиеся в ней связи и отношения.[20]2

Во-вторых, режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводит и координирует ее структурные элементы в упорядоченное взаимодействие. Важным моментом является то, что эта задача решается успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.

В-третьих, политический режим представляет собой совокупность властных структур, которые позволяют правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. При этом в одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других – политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.[21]1

В-четвертых, любой политический режим в процессе осуществления деятельности обращается к конкретным методам и приемам достижения целей. В связи с этим режимы существенно отличаются друг от друга в зависимости от используемых методов в достижении поставленных целей (например, насильственные или ненасильственные). Кроме того, государственный режим обладает особыми методами реализации политической системы.[22]2

Таким образом, обобщая рассмотренный вопрос, нужно сказать, что политический режим характеризует не только деятельность государства, но и описывает все проявление политического властвования. Режим нельзя ассоциировать исключительно с проявлениями диктатуры и господства, так как далеко не всегда власть сосредоточена в диктаторском центре. Политический режим выступает условием политической жизни общества в данный момент исторического развития.


1.2 Значение политического режима в характеристике формы государства

Правовая категория «форма государства» дает представление о том, кто и как правит в обществе, как устроены и взаимодействуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на конкретной территории, каким образом оно связано с государством через территориальные и политические образования, путем каких методов и приемов осуществляется политическая власть.[23]1

Данный институт представляет собой способ организации политической власти, охватывающий форму правлению, форму государственного устройства и политический режим.

Поэтому, исследуя характеристику формы какого-либо государства, обязательным является анализ всех трех ее элементов. Отсюда следует, что без рассмотрения политического режима, нельзя в полной мере оценить форму того или иного государственного образования. Политический режим тесно взаимосвязан с формой государства ввиду его исключительной значимости в жизнедеятельности конкретной страны.[24]2

Ярким подтверждением тому может служить следующий пример: вследствие изменения политического режима при условии сохранения формы правления и формы государственного устройства прежними происходит резкое изменение внутренней и внешней политики, проводимой государством. Это свидетельствует о том, что политический режим, будучи элементом формы государства, связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

В науке конституционного права политический режим определяется как, система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти. Однако характер политического режима не указывается прямо ни в одной Конституции государства, за исключением распространенных указаний на демократический характер государства, но, в свою очередь, зачастую непосредственно отражается на его содержании.[25]1

В современном мире насчитывается около 160 различных политических режимов, которые незначительным образом отличаются друг от друга. Но следует отметить, что о характере режима, существующего в том или ином государстве, свидетельствуют его определяющие признаки. Так, наиболее существенными будут выступать следующие особенности:

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, а также гарантированность прав и свобод личности;


- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе, в том числе степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- тип политического поведения, а также характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов, среди которых убеждение, принуждение и др., при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства, к которым относятся армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.;

- мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.[26]2

Политический режим выступает динамической, функциональной характеристикой политической системы, сложившейся в конкретном государстве. Вследствие чего такие политико-правовые категории, как «политический режим» и «политическая система» являются тесно взаимосвязанными между собой и с иными институтами государства.

Первое понятие показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти. В свою очередь, второй термин определяет, каким образом действуют данные институты: демократично либо недемократично.[27]1

Необходимо отметить, что категория политического режима считается ключевым в процессе формирования представлений об основных системах власти. Именно анализ политического режима в конкретном государстве показывает подлинную картину принципов организации политического устройства общества. Он способствует созданию определенного политического климата, существующего в той или иной стране в конкретный исторический период ее становления и развития.

Как уже было сказано ранее, политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

По мнению Г. В. Атаманчук, «политический режим по своей сущности близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления – реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей»[28]2. Автор считает, что «в политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем».


Значение политического режима вряд ли можно переоценить, оно действительно определенно важное ввиду того, что данный институт обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти, управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений, достижение целей государственной власти, а также реализацию интересов властвующей элиты.[29]1

Следует особенно обратить внимание на том, что политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов, структурированностью правящей элиты, состоянием отношений с бюрократией. Кроме того, на становление рассматриваемой категории оказывают существенное влияние развитость социально-политических традиций, а также господствующие в обществе политическое сознание, поведение и тип легитимности.[30]2

Таким образом, подводя итог данному параграфу, необходимо отметить, что политический режим играет важную роль в определении формы государства, устоявшейся и сложившейся в конкретном обществе в определенный исторический период времени. Он показывает, какие изменения происходят в сущности государства, а также влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Обобщая все вышесказанное по главе, следует сказать, что политико-правовая категория «политический режим» необходимо рассматривать в нескольких значениях. В первом значении данное понятие полностью отождествляется с формой государства, выступая ее синонимом и включая в себя форму правления и форму государственного устройства. В свою очередь, согласно второй трактовке, политический режим рассматривается не только в качестве государствоведческого понятия, но и как явление, определяющее особенности функционирования политической системы общества в целом. Толкование третьего значения позволяет отметить, что данный термин используется в целях характеристики различных способов, приемов и методов осуществления государственной власти в обществе.

Обладая совокупностью ключевых признаков, политический режим оказывает существенное влияние на весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти.

Кроме того, данный политико-правовой институт способствует обеспечению стабильности политической системы, определяет упорядоченность государственной власти, управляет субъектами политики, а также оказывает влияние на динамику и направленность политических отношений, в том числе помогает достигать целей государственной политики, а также реализовывать интересы общества в целом.


2. Классификация современных политических режимов

2.1 Понятие и общие признаки демократического политического режима

Демократия в качестве формы реализации политического режима является самой сложной и многозначной категорией в теории государства и права. Впервые данный термин был обозначен в 1260 г. в переводе фундаментального труда древнегреческого философа Аристотеля «Политика»[31]1. Однако даже спустя множество столетий в настоящее время не утихают споры и дискуссии относительно значения понятия «демократия».

Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным как в политической, так и в правоведческой науке. Несмотря на массовое исследование данного института, до сих пор не сформулировано четкое определение демократии.

Различные авторы, анализируя существенные особенности демократии, акцентируют внимание на отдельных ее составляющих, среди которых: власть большинства, ее ограничение и контроль над ней, основные права граждан, правовая и социальная государственность, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, конкуренция различных мнений и позиций, равенство, соучастие и т.п.[32]2

Вследствие этого в науке теории государства и права существует несколько интерпретаций значения понятия «демократия». Так, согласно первому значению она рассматривается расширительно, в качестве общественной системы, которая основана на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида.[33]3

Второе значение характеризует данный общественный институт более узко и определяет ее как форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу либо аристократии, когда управление государством осуществляет группа лиц).

Согласно третьей трактовке, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенного рода мировоззрение, которое основано на ценностях свободы, равноправия, а также главной значимости прав человека. При этом индивиды и их группы, исповедующие такие ценности, формируют движение за их реализацию. Вследствие чего данное значение толкуется как социальное движение, особый тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.[34]1