Файл: Эффективность менеджмента организации( Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Деятельность менеджера заключается в управлении людьми, которое направленно на достижение поставленных организацией целей. В том случае, когда управленческая деятельность решает поставленные задачи и обеспечивает достижение желаемого результата, оптимального и максимально выгодного используя имеющиеся ресурсы, она может считаться эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели. Так, проблема эффективности управления является составной частью экономики управления и составляющей эффективности производства. Соответственно, при стратегическом и оперативном планировании организации оценка эффективности менеджмента является основополагающей.

Эффективность управления – это довольно сложная и многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и других явлений. Анализ категории эффективности, ее факторов позволяет сделать вывод, что проявлениями эффективности являются совокупность показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, а также критерия эффективности организации. В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования различных ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления.

Действенность управленческой деятельности характеризуется не только количественными (экономический эффект), но и качественными показателями (социальная эффективность).

Следует отметить, что в современных рыночных условиях недостаточное внимание уделяется проблемам оценки труда и его эффективности, и в частности оценки эффективности деятельности менеджера и персонала. Оценка менеджера производится разными путями, но чаще всего по двум основным направлениям: оценка эффективности труда и оценка качества, которые определяют вклад менеджера в эффективность управления. [1]1

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях эффективность менеджмента является одним из главных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затрачиваемых на их достижение.


Целью курсовой работы является анализ эффективности менеджмента конкретной организации и разработка мероприятий по ее повышению.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  • изучение теоретических аспектов эффективности менеджмента организации;
  • определение факторов, влияющих на эффективность менеджмента;
  • изучение социальной ответственности и организационную культуру в организации;
  • анализ показателей эффективности действующей системы управления;
  • разработка стратегии повышения эффективности менеджмента организации.

Российский бизнес не стоит на месте, вместе с его масштабным развитием увеличивается и сложность управления организациями, а перед компаниями встают все новые задачи. В такой ситуации важно сосредоточиться на действительно важных для бизнеса вопросах. Однако это практически невозможно сделать, если в организации отсутствует устойчивая система, отслеживающая основные показатели деятельности и позволяющая на основе этой информации влиять на происходящее в компании. При этом важно понимать, что управление эффективностью – это достаточно обширная проблема, которая включает в себя совокупность различных подходов, мнений и концепций. Задача руководителя компании как раз состоит в том, чтобы выбрать подход, который в наибольшей степени будет соответствовать его целям, задачам и ситуации на предприятии, а затем органично вписать его в общую систему управления организацией.[2]3

1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности

1.1. Понятие и сущность эффективности менеджмента организации

Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо уметь определять результативность данной деятельности. В связи с этим возникает вопрос, что такое эффективность менеджмента или управления, каковы её основные виды и принципы, как её повысить и стать лидером на рынке.

Какую бы деятельность ни осуществлял человек, он всегда стремится выполнять ее рационально и эффективно. Рационализм предполагает поиск наиболее выгодных и производительных методов выполнения работы, а эффективность – это наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата.[3]2


В данном случае актуален вопрос, насколько ваша организация экономична или выгодна, одним словом насколько прибыль больше затрат?

Однако зачастую важнее не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным. Так как на сегодняшний день в условиях рыночной экономики важнейшими являются вопросы конкурентоспособности, неценовые преимущества, то руководитель должен уметь позаботиться о производительности, возрастании роли управления и общественной значимости. В связи с этим, нужно уметь оценивать уровень управления и возможности организации.

Соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) можно выразить следующей формулой[4]:

Э = Р/З

где Р – результат функционирования системы управления (результирующая составляющая),

З – затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).

Как социально-экономическая категория эффективность управления представляет собой результативность какой-либо деятельности, а также степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функция эффективности управления заключается в отражении уровня динамики его развития, качественной и количественной стороны этого процесса.[5]

Эффективность можно условно разделить на потенциальную и реальную. При этом потенциальная эффективность оценивается предварительно, а реальная определяется полученными на практике результатами. Также эффективность управления может быть тактической и стратегической, где тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, а стратегическая в будущем.

Для достижения эффективности менеджмента необходимо уделять внимание параметрам системы, механизма и процесса менеджмента. Следует помнить, что эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними, но и внешними факторами, то есть состоянием национальной экономики, конкуренцией, социально-политической обстановкой и т.д. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть взаимосвязаны.

В современных исследованиях в сфере управления проектами выделяют три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента (см. рис. 1). [6]14


Рис. 1. Принципы, определяющие эффективность менеджмента.[7]21

Постараемся выяснить, в чем же заключается проблематика оценки эффективности менеджмента. Прежде всего, это связано с тем, что результат может быть, как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным). Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный эффект. В-третьих, мы можем получить исключительно экономический или производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Это связано с тем, что рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот. [8]

1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента

Обеспечить эффективность менеджмента можно лишь тогда, когда его факторы систематизированы и учитываются в процессе деятельности.

Прежде всего, следует отметить, что фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса, которая предопределяет его характер или отдельные его черты. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов. Рассмотрим основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на эффективность менеджмента (рис. 2). [9]7

Рис. 2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента

Каждый из названных факторов может воздействовать на систему управления как сам по себе, так и во взаимодействии с другими факторами. При совместном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, а при отрицательном, наоборот, снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы грамотно управлять и контролировать эти факторы.[10]

1.3. Влияние культуры на организационную эффективность

Ведущим фактором в достижении эффективности организации является ее культура. С экономической точки зрения культура организации – это способы выполнения работы и способы работы с людьми в организации. Под культурой организации также понимают атмосферу или психологический климат в организации.


В понятие «культура» организации входят идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации персонала, имидже организации и т.д.

Представителями культуры в организации являются люди, которые там работают. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от народа и становится частью самой организации, оказывающей сильное воздействие на всех её членов.[11]

Довольно часто культура может быть единственным предсказателем долгосрочного поведения организации, отражением её ценностей и убеждений, достоинств и слабостей. Общая культура конкретной организации может характеризоваться одним из следующих видов культуры:

– техническая;

– административная;

– маркетинговая;

– финансовая;

– потребительская;

– ориентированная на клиента и др.

Можно выделить четыре основных типа культуры организации. Это культура власти, роли, задачи и личности, которые тесно связаны с соответствующей структурой компании.

Культура власти характерна для малого бизнеса. Ей присуща большая централизация и чаще всего соответствуют линейные структуры управления.

Культура роли характеризуется строгим делением на отделы (финансовый, сбыта и пр.), определяющим влиянием правил и инструкций, задающим полномочия, способы связи и разрешение конфликтов. В культуре роли основным источником власти выступает сила положения.

Культура задачи ориентирована на конкретный проект, программу или работу. Основной акцент делается на выполнение поставленных задач. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, комбинируя необходимые ресурсы и подходящих работников.[12]

Культура личности подразумевает то, что личность лидера находится в центре. Сотрудник занимается тем, что у него хорошо получается в рамках достижения общей цели, и поэтому к нему прислушиваются. Такой способ характерен для инновационных подразделений, исследователей и венчурных групп.

Выбор подходящей культуры и структуры организации зависит от следующих факторов: истории и формы собственности, размера организации, технологии работ, целей и задач, внешней среды и персонала. Изменение какого-либо фактора потребует адаптации организации, если она стремится достичь максимальной эффективности. При этом системное изменение культуры может повлечь за собой изменение поведения людей, что сможет вывести организацию на новую, более качественную ступень.