Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы экологического воспитания дошкольников, средствами настольной игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К таким свойствам настольной игры относятся: -простота;-предельная завершённость; -традиционность.

На основании вышеизложенного мы приходим к закономерному выводу о том, что игра пронизывает абсолютно все сферы жизни дошкольника, самый мощный в плане комплексного развития интеллекта и личности дошкольника потенциал содержится в настольной игре, однако об этой разновидности игры, как средства образования детей дошкольного возраста вообще и экологического воспитания дошкольников в частности на данный момент времени имеются лишь обрывочные, разрозненные, малоинформативные сведения, что только подтверждает необходимость организации научно-исследовательской деятельности в направлении разработки настольных игр для достижения цели формирования и развития экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе

На сегодняшний день экологическое воспитание признаётся одним из важнейших направлений дошкольного образования, обладающим высоким развивающим потенциалом, а именно: целенаправленное, методически грамотно организованное экологическое воспитание способствует активизации у детей среднего дошкольного возраста познавательных процессов, формированию у детей ценностной картины мира и экологического сознания, развитию навыков бережного отношения к природе и рационального подхода к использованию её ресурсов.

Необходимость реализации экологического направления воспитательной деятельности в детском саду во многом обусловлена тем фактом, что в среднем дошкольном возрасте, которое в детстве происходит ведущий интенсивное становление использования личности ребёнка, развитие всех его психических процессов - интеллектуальных, эмоционально-волевых, а также осознанное усвоение морально- нравственных поведенческих норм.

В контексте настоящего исследования особый интерес представляют настольные игры, которые, как показывают исследования отечественных специалистов в области педагогической психологии, развивают интеллект ребёнка дошкольного возраста гораздо продуктивнее, нежели сюжетно- ролевые игры.

Таким образом, в результате экологического воспитания можно констатировать детей любого возраста, в том числе - среднего, на сегодняшний день речь представлена лишь отрывочными сведениями о сущности и предназначении формирования настольных игр, что подтверждает необходимость организации научно-исследовательской деятельности в направлении разработки настольных игр для достижения цели формирования и развития экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста.


Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по использованию настольных игр в процессе экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

2.1. Выявление актуального уровня экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста

Экспериментальная работа в рамках исследования проблемы использования игр при формировании элементарных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ № 75 г. Красноярска . В эксперименте участвовали воспитанники средней группы в количестве 20 человек.

В ходе исследования мы исходили из того, что эффективное экологическое образование детей возможно лишь при реализации определенных педагогических условий в отношении создания качественной образовательной среды ДОУ. В данном дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, способствующие эффективному усвоению экологических знаний. На участке отведено специальное место под огород, где у каждой возрастной группы есть своя грядка, на которой дети вместе со взрослыми выращивают овощи. Во время прогулок дети могут наблюдать за ростом овощей и осуществлять уход за ними. Для каждой группы созданы цветники. В детском саду в групповой комнате работает живой уголок, где находятся комнатные растения, аквариум с рыбками и животные (черепаха, декоративный кролик). Для ухода за данным живым уголком есть все необходимое оборудование: тряпочки для мытья, палочки для рыхления, тазики для воды, клеенки, передники, стаканчики для рассады и т.п. На подоконнике групповой комнаты оснащен «зимний сад». На подоконнике растет лук и петрушка. Для проведения дошкольниками экспериментально- исследовательской деятельности имеются все необходимые приборы, в частности: разнообразные семена, и заранее заготовленная земля.


В детской игровой комнате оборудован макет «лесной зоны», где, имитирована природа лесной зоны. В данной зоне находятся фигурки жителей леса, что дает возможность детям изучать животных и условия их существования. Для проведения занятий направленных на ознакомление с жизнью дикой природы и игровой деятельности в комнате находятся наглядные пособия: иллюстрации о природе, таблицы, рассказывающие о строении животных и растений, плакаты с изображением материков. В данном уголке есть раздел, где находятся книги о живом мире различных писателей. Воспитателями создано значительное количество дидактических игр экологического содержания: «Птички на кормушках», «Пищевые цепочки», «Угадай правило», «Угадай по запаху» и т.д.

Итак, на констатирующем этапе исследования мы выявляли уровень экологической воспитанности и образованности детей среднего дошкольного возраста. С этой целью нами использовалась диагностика экологической образованности детей на основе критериев, разработанных М.М. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.

Методика диагностики представляет собой серию вопросов, проблемных и игровых заданий, предлагаемых детям всей группы (Приложение 1). Вопросы и задания разделены на блоки.

Исходя из вышеперечисленного, выделялись определенные уровни сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста:

Высокий уровень - 44-55 баллов Достаточный уровень - 37-43 балла Средний уровень - 29-36 баллов Низкий уровень - менее 29 баллов

По итогам наблюдения за деятельностью детей и результатам диагностики мы получили данные, свидетельствующие о следующих результатах.

Рисунок 1. Уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.

Ответы детей свидетельствуют о том, что значительная часть из них - 55% - имеет достаточный уровень знаний об особенностях и разнообразии природы. Большинство детей отвечали достаточно полно, выделяли существенные признаки при ответах на вопросы. Дети знают достаточное количество видов растений и животных и их характерные признаки. Самостоятельно могут выделить признаки живого, однако чаще ориентируется на конкретный объект, чем на систему в целом. Проявляют интерес к взаимодействию с природой, проявляют гуманные чувства к определенным нарушениям во взаимодействии «человек - природа». Осознание ценности природы сформировано достаточно полно, но периодически возникают трудности в выделении самоценности природы.


У 10 % испытуемых диагностирован высокий уровень сформированности экологических знаний. Эти дети знают большое количество растений и животных, называют их, характеризуют, рассказывают об особенностях их жизни, среды обитания, рационе. Проявляют значительный интерес к особенностям их жизни, участвуют в уходе за животными; обнаруживают стремление оказать помощь. Отношение к растительному и животному миру достаточно осознанное. Проявляют значительную активность в стремлении к овладению новыми знаниями о природе.

20 % детей в ходе диагностики обнаружили наличие среднего уровня сформированности экологических знаний. Дети этой группы могут назвать несколько названий растений и животных, не выделяя их существенных признаков и особенностей. Существенные сложности у них возникают при выделении объективных связей внутри класса объектов. Знают определенные правила должного поведения в природе. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчив. Способны откликаться на красоту природы, осознают основные компоненты ее ценности, обнаруживают в ряде случаев гуманные чувства.

У 15 % дошкольников диагностирован низкий уровень знаний о природе. Объем знаний о мире природы является весьма незначительным. Дети знают и выделяет определенный круг признаков растений и животных, яркие особенности их поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений, но только при помощи взрослого. Наблюдают за миром природы не активно и только по инициативе взрослого.

Также следует отметить, что наиболее интересными для детей были задания, в которых использовался различные изображения. Например, такие игры как «Угадай, время, которое изображено на картинках? Почему ты так

думаешь?». Преимущественно все дети давали правильные ответ и лишь изредка ошибались. Достаточно хороший результат ребята показали в определении правил надлежащего поведения в природе. Значительная часть детей проявила эмоционально-положительное отношение к природе.

Таким образом, в результате эксперимента, можем отметить, что преобладающее большинство детей обладает достаточным уровнем экологических знаний для своей возрастной группы. Однако, наличие в группе детей со средним и низким уровнем экологических знаний свидетельствует о необходимости организации целенаправленной дополнительной работы по формированию у детей экологических представлений и знаний.


2.2. Разработка настольной игры «Домино. Времена года»

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в данной группе испытуемых есть дети, которые нуждаются в проведении дополнительной работы по формированию у них экологических представлений и знаний.

Анализ методической и педагогической литературы показывает, что усвоение знаний о природе при помощи игровой деятельности, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование и развитие экологических представлений детей дошкольного возраста. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию детей, прочнее входят в их самостоятельную игровую деятельность, становятся ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка. В связи с этим, в данной работе мы предлагаем разработку настольной игры «Домино. Времена года» экологической направленности, использование которой в рамках занятий с дошкольниками будет способствовать расширению экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Подтвержденным является тот факт, что дошкольный возраст считается одним из самых сенситивных и важных этапов в ходе формирования экологической воспитанности ребенка. Поскольку именно на данном возрастном этапе ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, способен развивать свое эмоционально-ценностное отношение к природе, формируются основы морально-экологической позиции, которая проявляется при взаимодействии ребенка с окружающей средой.

Учитывается и тот факт, что ведущая деятельность на данном возрастном этапе - игровая. Использование игровой деятельности в экологическом образовании детей опирается на ряд теоретических положений. Так, А.В. Запорожец утверждает, что игра является эмоциональной деятельностью, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития и умственную активность ребенка, но и на развитие творческих возможностей. Именно поэтому включение в процесс экологического образования элементов игры создает необходимый эмоциональный фон, благодаря которому дети дошкольного возраста более эффективно и прочно усваивают новые знания экологического содержания. При этом отмечается, что овладение знаниями о природе в ходе игры способствует формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру, у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, развиваются положительные чувства и эмоции.