Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы экологического воспитания дошкольников, средствами настольной игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время игровая деятельность дошкольников - предмет внимания значительного круга ученых. Так одним из них является исследователь Д. Б. Эльконин, который занимался изучением социальной природы и особенностей становления сюжетно-ролевой игры в процессе развития ребенка. В ходе своего исследования ученый пришел к выводу, что игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное и морально- волевое развитие ребенка. Исследователь Дж. Брунер также высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития ребенка, ученый утверждает, что в ходе игровой деятельности у дошкольников могут возникнуть такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к дальнейшему использованию данного материала при решении различных задач.

В процессе игры передаются определенные знания, которые имеют свою специфику. Так, игра является особенно ценным средством, которое используется в процессе развития дошкольников. Поскольку те знания, которые усваивает ребенок в игре, усваиваются в основном правильно и четко. Все игры, которые используются в учебно-воспитательном процессе делятся на творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.

Если говорить о дидактических играх то следует отметить, что это игры, которые имеют готовое содержание и свои правила. Так, в процессе дидактической игры ребенок улучшает и расширяют свои представления о предметах и явлениях природы. Данные игры дают ребенку возможность оперировать предметами природы, различать их, выделять их главные признаки. Значительная часть игр подводит ребенка к формированию его эмоционального отношения к природе.

Творческие игры позволяют мобилизовать умственные способности ребенка, улучшить воображение и память. Поскольку в процессе творческой игры дети обычно разыгрывают те или иные роли, устанавливают связь между различными явлениями, учатся самостоятельно решать задачи, возникающие в ходе игры, пользуются имеющимися своими знаниями. В процессе данной игры перед ребенком открывается большой простор для его фантазий и экспериментов.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой определенное воспроизведение событий, происходящих в реальной жизни или в литературном произведении. Главным условием данного вида игры является наличие у детей информации о деятельности персонажей в данной игре, что служит источником построения сюжета игры. В настоящее время существуют две формы сюжетно-ролевых игр: самостоятельные игры и игры организуемые воспитателем.


В процессе учебно-воспитательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста особое место занимают игры с экологической направленностью, которые призваны обеспечить формирование экологических знаний и экологической культуры.

В данной работе мы представляем разработку настольной игры для детей дошкольного возраста «Домино. Времена года».

Для самостоятельного изготовления игры нам потребовалось:

-отыскать соответствующие возрасту и тематике яркие и красочные картинки,

-распечатать их на цветном принтере, -вырезать.

Так же нам понадобится: Картон, Фломастер, Клей ПВА, Ножницы, Линейка, Картинки, Скотч.

Возьмем картон и наклеим разные картинки. Вырежем картинки и обклеим их скотчем. В такой последовательности сделаем все остальные картинки и не забываем, что в домино есть и одинаковые картинки. Отметим, что картинки не обязательно клеить на картон, можно их подвергнуть ламинированию.

К процессу вырезания картинок, целесообразно привлечь и детей, их это обязательно увлечет, и они смогут оказать посильную помощь, чувствуя себя значимыми при оказании помощи в таком важном для всех деле. Дидактическая игра «Домино. Времена года» Целевые ориентиры:

-Развитие внимания и наблюдательности, -мелкой моторики рук, -диалогической формы общения, -усидчивости,

-зрительной памяти ребёнка, -ориентация в сезонах годового круга,

-закрепление имеющихся представлений о различных временах года и формирование новых знаний,

-расширение словарного запаса,

-воспитание дружеского взаимоотношения в игре.

Методические рекомендации:

-В игре участвуют 2-4 ребёнка.

-В период обучения играть можно в «открытую» (все игроки будут видеть карточки друг друга).

-Обязательно хвалите детей за каждый удачный ход.

-В случае неудачи ребёнка помогаем ему выполнить задание (можно в качестве помощника задействовать игрушку).

Материал: карточки «Домино. Времена года»

использования игры с детьми дошкольного возраста.

Вариант 1:

Цель: Как можно быстрее выложить все свои карточки в цепочку.

Игровые правила:

Карточки домино перемешивают и раздают игрокам. Если играют двое, то по семь карточек, если трое или четверо то по пять. Игроки не показывают друг другу полученные карточки. Оставшиеся карточки откладывают в резерв изображением вниз.

Ход игры:

Считалочкой или по договорённости игроки разыгрывают право первого хода. Первый игрок выкладывает на середину стола любую карточку. Следующий игрок выставляет карточку справа или слева от предыдущей с изображением такого же изображения и тематической картинки, соответствующей данному времени года. В дальнейшем игроки тоже приставляют карточки к любому из двух концов цепочки.


Если подходящих карточек нет, то игрок берёт по одной из резерва до тех пор, пока не сможет сделать ход (или пока не кончатся карточки в запасе). Если игрок выложил все свои карточки, а в резерве ещё остались, он берёт их оттуда до тех пор, пока не попадётся результативная.

Игра считается оконченной, когда один из участников выложит все свои карточки (и в резерве ничего не осталось). Этот игрок становится победителем.

Таким образом, в игровой форме в процессе общения ребенка с природой у дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость к окружающей среде, желание защищать природу, участвовать в создании надлежащих условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности животных, находящихся в сфере детской досягаемости, осознавать важность охраны природы, соблюдать надлежащие нормы поведения в природе.

Итак, на основе выше изложенного мы предполагаем, что предложенная нами игра, при условии ее использования в сочетании с другими играми природоведческого характера, будет влиять на процесс формирования экологической воспитанности и экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста, получении конкретных знаний о природе и ее элементах, систематизации имеющихся знаний.

В рамках проведения формирующего эксперимента, разработанная нами настольная игра использовалась на занятиях с детьми дошкольного возраста в сочетании с другими методами и приемами формирования экологических представлений. Так, например, большой популярностью среди детей пользуется применение метода моделирования. В старшем дошкольном возрасте развитие моделирования происходит по нескольким взаимосвязанным линиям: развитие моделирования как знаково- символической деятельности освоение детьми различных моделей (изменение их обобщенности, системности); их самостоятельное применение в познании различного содержания: «Роль хвоста в жизни белки, лисы, зайца и др.», «Дерево зимой и летом» .

Таким образом, мы считаем, что для того, чтобы сделать экологические представления доступными для детей среднего дошкольного возраста, традиционные методы и приёмы необходимо дополнить демонстрацией готовых моделей и методом моделирования, которые позволяют в материализованной форме воспроизвести внутренние существенные связи в природе, в частности, закономерности приспособления организмов к среде обитания, закономерности их роста и развития, всесторонне развивают интеллект дошкольников.


2.3. Результаты апробации настольной игры «Домино» и выявление динамики уровня сформированности экологической воспитанности у детей среднего дошкольного возраста

После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности проведенной работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, мы провели контрольный эксперимент.

Задачи контрольного эксперимента:

-Провести повторную диагностику экологической воспитанности у детей в группе.

-Обработать полученный экспериментальный материал.

-На основании полученных в ходе диагностики данных сделать выводы о эффективности проделанной работы.

На контрольном этапе эксперимента использовались методы исследования и критерии оценки, как и на констатирующем этапе эксперимента. Повторная диагностика позволяет констатировать наличие динамики в части овладения детьми среднего дошкольного возраста экологическими представлениями.

Повторная диагностика уровня сформированной экологических представлений у дошкольников показала наличие у 35 % детей высокого уровня экологических представлений, у 40 % диагностирован достаточный уровень экологических знаний, и 25 % воспитанников продемонстрировали средний уровень экологической осведомленности. Показатели низкого уровня сформированности представлений экологического характера после формирующего эксперимента отсутствуют.

Рисунок 2. Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента

Сравнение результатов опытно-экспериментальной работы позволяет констатировать очевидное наличие динамики в повышении уровня сформированности экологических представлений дошкольников (табл.1).

Таблица 1

Уровень сформированности экологической воспитанности после формирующего эксперимента

Уровни

До формирующего эксперимента

После формирующего эксперимента

в %

в %

Высокий уровень

10

35

Достаточный уровень

55

40

Средний уровень

20

25

Низкий уровень

15

0

Как видим, существенно (до 35 % и 25 %) увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем экологических знаний. Количество детей с достаточным уровнем снизилось с 55 % до 40 % за счет увеличения численности группы с высоким и средним уровнем. При этом, дети с показателями низкого уровня в данной группе по данной методике после формирующего эксперимента отсутствуют.


Рисунок 3 - Уровень сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста (до и после формирующего эксперимента).

Таким образом, по итогам исследования мы можем сделать вывод о том, что включение в процесс обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста настольных игр в сочетании с другими методами и приемами экологического воспитания оказывает существенное положительное влияние на повышение уровня сформированности экологических представлений дошкольников и экологическую воспитанность в целом.

Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Выводы по второй главе

Экспериментальная работа в рамках исследования проблемы использования настольных игр при формировании элементарных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ № 75 г. Красноярска. На констатирующем этапе исследования мы выявляли сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. По итогам диагностики можем отметить, что преобладающее большинство детей обладает достаточным уровнем экологических знаний для своей возрастной группы. Однако, наличие в группе детей со средним и низким уровнем экологических знаний свидетельствует о необходимости организации целенаправленной дополнительной работы по формированию у детей экологических представлений и знаний.

В связи с этим, в данной работе мы предлагаем разработку настольной игры «Домино. Времена года» экологической направленности, использование которой в рамках занятий с дошкольниками будет способствовать расширению экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Мы предположили, что предложенная нами игра, при условии ее использования в сочетании с другими играми природоведческого характера, будет влиять на процесс формирования экологической воспитанности и экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста, получении конкретных знаний о природе и ее элементах, систематизации имеющихся знаний.

После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности проведенной работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, мы провели контрольный эксперимент. Сравнение результатов опытно-экспериментальной работы позволяет констатировать очевидное наличие динамики в повышении уровня сформированности экологических представлений дошкольников. Существенно (до 35 % и 25 %) увеличилось количество детей с высоким исредним уровнем экологических знаний. Количество детей с достаточным уровнем снизилось с 55 % до 40 % за счет увеличения численности группы с высоким и средним уровнем. При этом, дети с показателями низкого уровня в данной группе по данной методике после формирующего эксперимента отсутствуют.