Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы экологического воспитания дошкольников, средствами настольной игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми государственным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами дошкольных образовательных организаций встала задача принципиального пересмотра методических подходов к организации экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.

В современном понимании экологическое воспитание перестало ограничиваться задачами формирования у детей элементарных знаний об окружающей природе и правил бережного обращения с ней, а направлено на ценностно-ориентированную образовательную деятельность по формированию у воспитанников детского сада экологического сознания с учётом актуальных экологических проблем и тенденций их развития.

Цель исследования: - разработать настольную игру, направленную на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - настольная игра, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования настольная игра «Домино» будет способствовать экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Если будет соответствовать:

-психолого-педагогическим и физическим возрастным нормам детей среднего дошкольного возраста;

-направлена на формирование логического мышления и изучения времен года.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать имеющие настольные игры детей среднего дошкольного возраста, используемые в процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении.
  3. Разработать настольную игру направленную на экологическое воспитания детей среднего дошкольного возраста.
  4. Апробировать настольные игры направленные на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
  • наблюдение за настольными играми детей в природе в дошкольном учреждении;

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска в детском саду № 75 «Сказочный замок» Советского района. В исследовании принимали участие всего 30 детей. В контрольной группе 10 детей, экспериментальная 20 детей, средней группы в возрасте 4-5 лет.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников, приложений.

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников, средствами настольной игры

1.1. Экологическое воспитание: основные понятия, цели, задачи, формы и методы

По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования условия реализации программы дошкольного образовательного учреждения должны обеспечивать «.полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.. ,»[1].

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [8, с.64].

Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях [23, с.157].


Экологическое воспитание - одно из важное направлений развития детей дошкольного возраста, концептуальные основы которого отображены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание, которое проявляется, в первую очередь, в бережном отношении к окружающему миру природы.

Воспитание в этом случае рассматривается как специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

На сегодняшний день экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста из формального обучения основам безопасного поведения в природе и формирования первичных представлений о бережном отношении к природе превратилось в полноценное направление воспитательной работы с детьми, которое осуществляется в контексте глобальных и локальных вопросов природного неблагополучия и взаимосвязи его с различными видами человеческой деятельности [25, С. 67].

С этих позиций экологические знания о мире природы - это уже не совокупность знаний об отдельных фактах, а последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребёнком многообразие форм природы, их развитие, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира [14].

В современных публикациях, посвящённых экологическому воспитанию детей, особо отмечается, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой, что его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой, а потому в экологическом воспитании исключительную значимость приобретает этап организованного дошкольного детства ребёнка, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой начинают систематизироваться и обобщаться [16 ].

Для психолого-педагогической науки ещё Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие мэтры отечественной науки отмечали, что дошкольное детство - сензитивный период для формирования познавательного интереса к изучению окружающего мира, который включает:

-эмоциональную сторону как восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам, мотивам поведения;


-деловую готовность как возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);

- интеллектуальную готовность как определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов.

В экологическом воспитании ключевым понятием является понятие «экология».

Современное значение слова «экология» имеет более широкое значение, чем впервые десятилетия развития этой науки, когда этим понятием обозначали, преимущественно, вопросы охраны окружающей среды.

Что касается экологического воспитания детей, то его основы были заложены ещё родоначальником дидактики - Я.А. Коменским, который сформулировал принцип природосообразности обучения ребёнка и предпринял первую попытку выстроить содержание образования с позиции этого принципа.

Турабаева Г.К. рассматривает человека как органическую часть природы, живущую по её законам, развивающуюся согласно циклам времён года [23,С. 158 ].

Атаманчук Н.В. видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности [2, С. 19].

Горелова Л.Н. реализовала принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое - в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье - в организации воспитания на народные традиции и обычаи [6, С. 139].

Гринько М. Н. понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения и строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы [7].

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания с учётом принципа природосообразности продолжается.

При этом ряд современных исследователей справедливо отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

Зебзеева, Г.А. считает, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность её жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [9].


Чернышова, И.А. включает следующие основные компоненты экологического воспитания: [26, С. 240]

-интерес к природе; -знания о природе и её охране; -эстетические и нравственные чувства к природе; -позитивная деятельность в природе; -мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Основными звеньями в системе непрерывного экологического воспитания являются:

-семья;

-детские образовательные учреждения; -школа;

-внешкольные воспитательные учреждения;

-средства массовой информации; -самовоспитание.

Основным компонентом любого педагогического процесса является целеполагание.

Одними специалистами цель экологического воспитания определяется как формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения детей к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры [27, С. 145].

Другие определяют цель экологического воспитания как формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, что предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности.

Третьи придерживаются мнения о том, что экологическое воспитание детей должно выстраиваться вокруг следующего перечня целевых установок:

-формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

-развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

-обучение детей методам познания окружающего мира; -воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [18, С. 147].

Таким образом, экологическое воспитания является составной частью образования ребёнка и включает в себя решение задач формирования экологического мышления детей.

Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания.

Формы и методы организации экологического воспитания также должны отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с воспитанниками детского сада.

Таким образом,экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [5, с.170].