Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы экологического воспитания дошкольников, средствами настольной игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Использование настольных игр в экологическом воспитании среднего дошкольного возраста

Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей [6].

Игра по праву считается деятельностью, в которой ребёнок осваивает всю систему человеческих отношений - сначала на эмоциональном уровне, а затем - на интеллектуальном.

Дидакгаческиеигры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих.

Основным видом деятельности среднего дошкольного возраста, как мы уже знаем, является настольная игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно- образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Настольные игры как средство экологического воспитания рассматривали Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др. Этими исследователями показан высокий развивающий и воспитательный потенциал настольных игр.

Вместе с тем, фундаментальные труды, посвящённые разработке теоретических и прикладных аспектов использования настольных игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, практически отсутствуют.

Настольные игры, с психологической точки зрения, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

В среднем дошкольном возрасте в игре для ребёнка «наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это - его отношение к действительности», именно игра, как ведущая деятельность, «связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которая в данный период является источником психического развития», именно от игры «в первую очередь, зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения в личности ребенка» и, наконец, именно внутри игры «происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребенка». [7 ]


Игра возникла в человеческом обществе как воспитательный инструментарий, связанный с общественной и трудовой деятельностью людей на генетическом уровне, и стала обязательным специфическим атрибутом детства как этапа онтогенеза.Недаром нидерландский историк культуры ИоханХейзинга считает, что «в один ряд с такими определениями человека, как «Homosapiens» (человек разумный) и «Homofaber» (человек созидающий) следует поставить ещё одно - «Homoludens» (человек играющий), поскольку оно представляет столь же сущностную характеристику человека, как и у двух предыдущих» [21, С. 241].

Современные социологи, психологи, педагоги и культурологи едины во мнении о том, что игра - это объективная сторона существования человека и один из неотъемлемых способов его социальной жизни.

Повышая интенсивность жизни каждого отдельно взятого человека и социальных общностей, игра становится неотъемлемой частью духовной культуры людей, поддерживая и транслируя идеалы и ценности каждой эпохи .

Лесик Д.П. отмечает, что игру следует считать «механизмом самоорганизации и самообучения такой важной системы, как психика ребёнка» [11, С. 229].

Наиболее глубоко развивающий потенциал детской игры и её значимость для социальной адаптации личности отражены в высказываниях Смирнова, Е.О., который называл игру «арифметикой социальных отношений» и трактовал её как «деятельность, возникшую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых ... как главное средство, способствующее разрешению внутренних противоречий и готовящее ребенка к осуществлению других видов деятельности» [22, С. 64].

Так, Б.Г. Ананьев в одной из своих работ писал, что игра - отнюдь не возрастная форма деятельности, предшествующая целенаправленному, специально организованному, систематическому учению, она - особая форма деятельности, которая охватывает все периоды человеческой жизни, без исключений.

Выготский Л.С. особое внимание уделял тому обстоятельству, что «в игре происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка ... Игра - это увеличительное стекло, в которое видится всё будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития». И именно это свойство игры нести потенциал личностного развития, по мнению Выготского, делает игру столь привлекательной для её участников.


Дарвиш, О.Б. акцентирует внимание на том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, т.е. «такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития» [8, С. 142]. Путём многолетних исследований учёный неопровержимо доказал, что «ребёнок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности в игре. Игра является важным источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах и определенных ролях».

Значимость игры для воспитания ребёнка подчёркивалась многими величайшими педагогами. Например, Рязанова М.А утверждал, что ограничение ребёнка в играх губительно для его природы и социализации, что отсутствие возможностей для удовлетворения потребности в игре может приводить даже к тому, что ребёнок станет преступником [20, С. 3890].

Блонский П.П. считал, что ребёнок, лишённый игры, лишается возможности активно накапливать социальный опыт.

Ведущий исследователь игры С.А. Шмаков считает, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта, признаков и предмет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

В работах целого ряда учёных фигурирует утверждение о том, что деятельность детей в условиях игровой ситуации может приобретать личностный смысл, тем самым, становясь более эффективным средством формирования личности, именно игровые ситуации предоставляют большие возможности для обучения детей различным видам социальной деятельности.

С точки зрения Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, «игра представляет собой особую сферу человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил» [9].

Николаева Н.Ю. отмечает, что «игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой - всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма» [17, С. 1162].


Одним из первых, кто квалифицировал игру как педагогическое явление, был великий немецкий педагог Фридрих Фребель. Он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, что «игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет; она его собственная жизнь». Фребель широко использовал игру как одно из средств умственного развития, считая, что «ребёнок в играх утверждается в правилах и нормах поведения, тренирует свою волю, и что в свою очередь, способствует развитию мышления, воображения, фантазии, столь необходимых для детского творчества».

Во всех этих высказываниях учёных об игре прослеживается единая мысль: игра - необходимое средство развития (в первую очередь, социального) ребёнка и, вместе с тем, сама по себе - развивающая среда для ребёнка среднего дошкольного возраста.

Детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу. Среда выступает по отношению к игре как источник её развития. Игра, так или иначе, но всегда в доступной и интересной форме моделирует саму жизнь.

Естественно, в каждую эпоху, в каждый период развития общества, дети отражают жизнь в играх по-своему. Сегодня научно-технический процесс, гуманизация воспитания и обучения поставили на первое место задачу развития творческого потенциала каждого ребенка, независимо от его способностей и возможностей, и здесь игра должна стать одним из средств формирования личности, ибо она всегда связана с социально- экономическим развитием общества, культурными традициями народа, она эволюционирует вместе с ними.

В дошкольной педагогике всё многообразие дидактических игр объединяется в следующие категории:

-игры с предметами (игрушками); -настольно-печатные игры; -словесные игры.

Очевидно, что в целях экологического воспитания могут быть использованы все три категории игр. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что для реализации посредством игры цели и задач экологического воспитания, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

К отбору игр для экологического воспитания среднего дошкольного возраста предъявляются следующие требования:

  1. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
  2. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
  3. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;
  4. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
  5. Предпочтение следует отдавать тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребёнка-дошкольника.

Анализ литературных источников по теме исследования показал наличие явного противоречия, заключающегося в следующем: с одной стороны, представители научного педагогического сообщества и педагоги- практики в своих публикациях отмечают, что в процессе реализации содержания экологического воспитания необходимо использовать все виды игр, в том числе - настольные игры, а, с другой стороны, теоретические и прикладные исследования, посвящённые потенциальным возможностям и результатам использования настольных игр в экологическом воспитании детей, практически отсутствуют.

Более того, мы можем констатировать наличие выраженного информационного вакуума в области описания содержательных и организационно-методических характеристик настольных игр как таковых. Другими словами, теоретико-методологическая база для исследования возможностей использования настольных игр в процессе экологического воспитания детей любого возраста, в том числе - среднего дошкольного, на сегодняшний день представлена лишь отрывочными сведениями о сущности и предназначении настольных игр.

Так, в некоторых источниках настольные игры определяются как «игры на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий».

В результате анализа самых разнообразных игровых форм учёный пришёл к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных настольных играх, в которых необходимость выполнения довольно сложной умственной деятельности сопровождается эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций [35].

Исследование Е.А. Барахсановой не только не опровергло этого, но и подтвердило.

Более того, автором было установлено, что настольные игры - действенное средство преодоления разрыва между игровой и учебной деятельностью. Этот аспект результативности применения игр в работе с детьми-дошкольниками для нас очень важен.

Экологическое воспитание предполагает освоение детьми больших объёмов новых знаний, однако учебная деятельность 4-5-летним детям ещё недоступна в силу их психической (интеллектуальной, моральной, эмоциональной) незрелости.

Именно поэтому настольная игра представляет собой оптимальный инструмент для обогащения знаниевой составляющей содержания экологического образования и воспитания дошкольников через доступную для них, интересную им форму организации деятельности.

Ещё один важный вывод, почерпнутый нами в анализируемом диссертационном исследовании, состоит в том, что настольная игра обладает уникальным сочетанием свойств, которые позволяют ей одновременно оказывать положительное влияние на такие важные процессы, как усвоение и развитие речи, навыков произношения, обучение счёту, развитие мышления и воображения, удовлетворение естественной потребности ребёнка в игре и общении со сверстниками в игровой деятельности.