Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы экологического воспитания дошкольников, средствами настольной игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по итогам опытно-экспериментальной работы мы можем сделать вывод о том, что включение в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста дидактических игр в сочетании с другими методами и приемами экологического воспитания оказывает существенное положительное влияние на повышение уровня сформированности экологических представлений дошкольников и экологическую воспитанность в целом.

Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Заключение

На сегодняшний день экологическое воспитание признаётся одним из важнейших направлений дошкольного образования, обладающим высоким развивающим потенциалом, а именно: целенаправленное, методически грамотно организованное экологическое воспитание способствует активизации у детей среднего дошкольного возраста познавательных процессов, формированию у детей ценностной картины мира и экологического сознания, развитию навыков бережного отношения к природе и рационального подхода к использованию её ресурсов.

Необходимость реализации экологического направления воспитательной деятельности в детском саду во многом обусловлена тем фактом, что в среднем дошкольном возрасте, которое в детстве происходит ведущий интенсивное становление использования личности ребёнка, развитие всех его психических процессов - интеллектуальных, эмоционально-волевых, а также осознанное усвоение морально- нравственных поведенческих норм.

Таким образом, в результате экологического воспитания можно констатировать детей любого возраста, в том числе - среднего, на сегодняшний день речь представлена лишь отрывочными сведениями о сущности и предназначении формирования настольных игр, что подтверждает необходимость организации научно-исследовательской деятельности в направлении разработки настольных игр для достижения цели формирования и развития экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа в рамках исследования проблемы использования настольных игр при формировании элементарных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ № 75 г. Красноярска. На констатирующем этапе исследования мы выявляли сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. По итогам диагностики можем отметить, что преобладающее большинство детей обладает достаточным уровнем экологических знаний для своей возрастной группы. Однако, наличие в группе детей со средним и низким уровнем экологических знаний свидетельствует о необходимости организации целенаправленной дополнительной работы по формированию у детей экологических представлений и знаний.


В связи с этим, в данной работе мы предлагаем разработку настольной игры «Домино. Времена года» экологической направленности, использование которой в рамках занятий с дошкольниками будет способствовать расширению экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Мы предположили, что предложенная нами игра, при условии ее использования в сочетании с другими играми природоведческого характера, будет влиять на процесс формирования экологической воспитанности и экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста, получении конкретных знаний о природе и ее элементах, систематизации имеющихся знаний.

После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности проведенной работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, мы провели контрольный эксперимент. Сравнение результатов опытно-экспериментальной работы позволяет констатировать очевидное наличие динамики в повышении уровня сформированности экологических представлений дошкольников. Существенно (до 35 % и 25 %) увеличилось количество детей с высоким исредним уровнем экологических знаний. Количество детей с достаточным уровнем снизилось с 55 % до 40 % за счет увеличения численности группы с высоким и средним уровнем. При этом, дети с показателями низкого уровня в данной группе по данной методике после формирующего эксперимента отсутствуют.

Таким образом, по итогам опытно-экспериментальной работы мы можем сделать вывод о том, что включение в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста дидактических игр в сочетании с другими методами и приемами экологического воспитания оказывает существенное положительное влияние на повышение уровня сформированности экологических представлений дошкольников и экологическую воспитанность в целом.

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Атаманчук Н.В. Игра как метод экологического воспитания//Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 1. С. 18-19.
  3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013.250с.
  4. Гагарина Л.В. Центр дидактической игры в предметно-развивающей среде//В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 128-131.
  5. Гасанкадиева, У.Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ / У.Ш. Гасанкадиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 168-171.
  6. Горелова Л.Н. Игра как метод экологического воспитания детей в детском саду//В сборнике: наука и образование: отечественный и зарубежный опыт Международная научно-практическая конференция: сборник статей. 2018. С. 138-140.
  7. Гринько, М.Н. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.science-education.ru
  8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013.-340с.
  9. Зебзеева, Г.А. Игровой тренинг как форма экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.science- education.ru. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.
  10. Кустова, Е.А. Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. - С. 93-96.
  11. Лесик Д.П. Игра как активный метод обучения отечественной истории в рамках нового умк//В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 227-230.
  12. Логвинова, О.Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 468-472.
  13. Мамецкая В.Н. Роль игры в развитии ребенка//В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Т.А. Василенко. 2017. С. 64-66.
  14. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -350с.
  15. Масловская, Л.З. Формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности // Наука и современность. 2016. - № 46. - С. - 3643.
  16. Несговорова, Н.П. Конструктивный подход в формировании экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста Электронный ресурс]//-Режим доступа: https://www.science-education.ru Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5
  17. Николаева Н.Ю., Андреева Л.Д.Игры как средство формирования доброжелательных взаимоотношений в младшей группе ДОО//Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-8. С. 1161-1164.
  18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013-270с.
  19. Попова, Л.В. Игра как необходимая составляющая экологического образования /[Электронный ресурс] //Режим доступа: ttps://www.science-education.ru/
  20. Рязанова М.А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т39. С. 3886-3890.
  21. Самыгин С.И., Психология развития, возрастная психология для студентов вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. -470с.
  22. Смирнова, Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 63-64.
  23. Турабаева, Г.К. Экологическое воспитание младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5-2. - С. 156-158.
  24. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Курс лекций. - М.: Юрайт, 2013. -450с.
  25. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. -250с.
  26. Чернышова, И.А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 237­240.
  27. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. -210с.

Приложение 1

Вопросы и задания для диагностики:

          1. Выявление полноты знаний о живой природе: -Какие признаки живого ты можешь назвать ?; -Пересчитай комнатные растения, находящихся в группе?; -Каких животных ты знаешь ?;

-Названия времен года, которые ты знаешь.

          1. Существенность знаний.

-Расскажи, как передвигаются изображенные животные ?; -Какие условия необходимы для роста растениям ?; -Что является общим у животных, растений и человека?.

          1. Обобщенность знаний.

-Опиши, особенности погоды в разное время года;

-Какие действия должен сделать человек, чтобы вырастить растение?;

-Чем живая природа отличается от неживой;

-Чем животные похожи на растения;

-Где живут птицы и могут ли водоплавающие птицы жить в лесу.

          1. Системность знаний.

-Для чего растению нужна вода?;

-Одинаково ли растения и животные приспосабливаются к изменению времени года?;

-Как птицы ухаживают за своим потомством.

          1. Знание правил поведения в природе. -Можно ли мусорить в лесу?; -Можно ли шуметь в лесу? ";

-Что нужно сделать, в случае того, когда птенец выпал из гнезда?. Реальное поведение детей анализировалось по результатам наблюдений за деятельностью детей в живой природе, уголке природы в группе.

          1. Эмоционально-эстетический компонент.

-Какое из комнатных растений расположенных в группе тебе больше нравится?;

-Ты любишь животных и растения? почему?;

-Какое время года тебе больше всего нравится? Почему?

          1. Выявление гуманных чувств.

-Предложить ребенку посмотреть и полюбоваться декоративными растениями в уголке природы (предварительно поставив туда одно увядшее растение). Хорошо чувствуют себя все комнатные растения и каким из них нужна помощь?;

-Предложить ребенку картинки, на которых люди обижают животных, и попросить рассказать, какие чувства вызывают данные действия людей.

          1. Осознание детьми ценности природы.

-Какую пользу природа приносит человеку?;

-Интересно тебе исследовать природу ?;

-Может жить природа без помощи человека?