Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Общее понятие национальной безопасности и история его возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертый поток мигрантов связан с исходом русских из Казахстана в 1998 году и проведением контртеррористической операции в Чечне с августа 1999 года по настоящее время.

Пятый поток связан с конфликтом на юго-востоке Украины, откуда на протяжении с июня 2014 по 2018 год выехало более 1,5 миллионов человек.

На территории ЮФО проживает 3110613 вынужденных переселенцев, которые безвозвратно покинули свои прежние места жительства. Тех же, которые рассчитывают вернуться к местам прежнего проживания, а потому считают себя временными жителями субъектов ЮФО, насчитывается 334351 человек[18]. Совершенно очевидно, что такой быстрый прирост населения ЮФО породил массу экономических, жилищных проблем, проблем, связанных с трудоустройством, трудно решаемых в условиях нынешней экономической и политической транзиции.

На сегодняшний день сформировались следующие конфликтные ситуации, связанные с отношениями между представителями диаспор, мигрантов и местным населением: курдской диаспоры и местного населения Красногвардейского района Республики Адыгея, а также Абинского, Апшеронского, Крымского районов Краснодарского края; турецкой диаспоры и местного населения Крымского, Абинского, Апшеронского, Белореченского районов Краснодарского края, Мартыновского, Сальского, Семикаракорского районов Ростовской области; азербайджанской диаспоры и населения ряда районов Волгоградской области; даргинской, ногайской общин и населения Нефтекумского района Ставропольского края; чеченских общин и местного населения Лиманского района Астраханской области, ряда районов Ростовской и Волгоградской областей.

Итак, уровень национальной безопасности на региональном уровне напрямую коррелируется с тем административно-правовым режимом, с тем общественным порядком, который устанавливает местная администрация. Высокий уровень национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается в том случае, если её элита (административная, правоохранительная, предпринимательская и др.), во-первых, приводит в соответствии с законодательством страны административно-правовые нормы, а, во-вторых, неукоснительно их исполняет под «надзором» правоохранительных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение безопасности России является крупной научной проблемой, решение которой во многом определяет пути дальнейшего развития страны.

Анализ эволюции стратегии и реальной практики обеспечения национальной безопасности России в последние полтора десятилетия показывает наличие существенных подвижек. Они обусловлены как изменениями в социально-политической системе, так и изменениями взаимоотношений России с другими государствами. Социально-политические изменения, характерные для переходных процессов, существенным образом изменили не только государственные структуры, но и характер их взаимоотношений с обществом. В течение всего переходного периода осуществлялись не только процессы формирования демократических институтов и реальное разгосударствление общественных отношений, но и устранение прежних общественных и индивидуальных поведенческих стереотипов, ориентированных на государственный патернализм. Последний аспект оказался и более сложным, и более затянутым во времени. Проще создать новые государственные структуры и нормативно-правовую базу, нежели отойти от устойчивых политических привычек и навыков. Существо их состояло и состоит, прежде всего, в том, что по традиции проблемы безопасности относятся к компетенции государства и решаются государственными органами. Во-вторых, большая часть проблем общественной и государственной безопасности решалась прежде в закрытом, непубличном режиме. И, в-третьих, приоритетные позиции на протяжении почти всего XX столетия в российской политической практике занимали вопросы внешней и военной безопасности. В 90-е гг. XX в. – начале XXI в. значительно изменились не только приоритеты, но и механизмы решения проблем национальной безопасности.


Прежде всего, здесь изменения коснулись внутренних и внешних аспектов безопасности. На первые позиции ныне вышли вопросы внутренней безопасности и безопасности личности. И дело не только в постулированных законах и доктринах новых приоритетов, характерных для демократического общества, но и в тех реальных процессах, которые развернулись в переходный период. А они захватили пересмотр отношения к собственности, ценности человеческой жизни, соотношению свободы и ответственности, компетенции государства и общества.

На волне приватизации и возникновения нового слоя собственников развернулись теневые экономические отношения, во много раз возросла криминальная деятельность. Под власть неформальных и криминальных отношений попало значительное число чиновников и государственных организаций и служб, призванных обеспечивать безопасность граждан и общества. Это создало принципиально новые проблемы, эффективных рецептов, решения которых пока не видно.

Далее, процесс демократизации государства и разгосударствления социальных отношений обозначил в качестве самостоятельной компетенцию региональных органов власти и управления и в особенности местного самоуправления, что обусловило развитие процессов диверсификации в решении проблем безопасности, в особенности на местном уровне. Однако ни традиций, ни эффективных механизмов, ни ресурсов для этого на региональном уровне пока нет.

В работе нами предпринята попытка доказать, что в решении проблем безопасности региональный уровень становится одним из важнейших в силу целого ряда причин. Страна сделала стратегический выбор в своем развитии (гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика), что сопровождается усилением угроз как внутренней, так и внешней безопасности, нарастанием в широком спектре проблем национальной безопасности вопросов безопасности российского социума. Социально-политические и экономические реалии требуют изменения Стратегии национальной безопасности, а также теоретического осмысления роли и места регионального уровня в решении проблем национальной безопасности.

Институт местного самоуправления – важный элемент государственного устройства страны и политической системы современного общества. На региональном уровне власть наиболее приближена к населению, что делает этот уровень власти фундаментом российской системы народовластия, механизмом формирования гражданского общества. Очевидно, в условиях сделанного страной стратегического выбора развития, региональный уровень власти должен претерпеть существенные изменения в контексте самоутверждения муниципалитетов, что, как показано в диссертации, будет способствовать эффективному решению проблем национальной безопасности, превращению региональных территорий в своеобразный ресурс обеспечения высокого уровня потенциала безопасности.


Очевидно, что необходимо усиление информационно-мониторинговой базы по отслеживанию и прогнозированию критических ситуаций на местах. В новых административных структурах местной власти, которые учреждаются в соответствии с Законом о местном самоуправлении, очевидно потребуется выделение сферы ответственности и кадров, обеспечивающих безопасность. Вероятно, на местах нужно будет вести работу и по созданию формирований из взрослого населения, которые должны быть обучены и быстро мобилизованы в условиях угроз. Можно включить эти подразделения в состав войск территориальной обороны или в состав войск национальной гвардии или еще как-то, но они должны быть. Проще это сделать в казачьих регионах, где уже уделяется внимание местной безопасности.

Рассмотренные в работе проблемы, связанные с региональным уровнем обеспечения высокого потенциала национальной безопасности, привели автора к выводу о необходимости проведения более глубокого исследования в последующем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля, 21 июля 2014). Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/.

Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М., 1994.

Федеральный закон РФ по борьбе с терроризмом. Web-сайт: www.fsb.ru.

Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ
25 декабря 2014 г. № Пр-2976). Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203
«О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.


Стратегия социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года. http://ufo.gov.ru/polpred/docs/1075/

    1. Абдулатипов Р.Г Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
    2. Безопасность России: Словарь терминов и определений. М., 1999.

Бенда, В.Н. Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации // В.Н. Бенда. – СПб.: ГУАП, 2005. – 439 с.

Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Волкова, В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А. Денисова. – СПб. – Изд-во СПбГТУ,
2011. – С. 512.

    1. Гайнуллина Ф.И. От социальной напряженности к социальному партнерству //Социально-политический журнал. 2016. № 4.

Герасимов, В.В. Организация обороны Российской Федерации в условиях применения противником «традиционных» и «гибридных» методов ведения войны / В.В. Герасимов // Вестник Академии военных наук. – 2016. – 2 (55). – С. 19-23.

    1. Денисенко, П.А., Мелехин, И.В. Сущность правовые аспекты военно-политического управления в Российской Федерации / П.А. Денисенко, И.В. Мелехин // Право и политика. – 2016. – № 12. –С. 71 - 79.
    2. Доктрины и концепции национальной безопасности США, Франции и Японии // Безопасность. 2017. № 1-12.
    3. Ефремов, А.В. Комментарий к разделам I-IV Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». / А.В. Ефремов. – Специально для системы ГАРАНТ, 2018 г.
    4. Игнатов В.Г. Становление системы государственного и местного управления в современной России. Ростов н/Д., 2002.
    5. Киреевский И.В. Записка об отношении русского народа к царской власти // И.В. Киреевский. Разум на пути к истине. M., 2002.
    6. Кокошин, А.А. Стратегическое управление: Теория, ист. опыт, сравнит.анализ, задачи для России // А.А. Кокошин. – М.: МГИМО, РОССПЭН,2013. – 528 с.
    7. Комментарий к Федеральному закону «Об обороне» (постатейный) / Герасимов А.С., Корнишин С.В., Кудашкин А.В., Писарев А.Н., Фатеев К.В., Фортушин В.Е. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2012.
    8. Охотский, Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В. Охотский. Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), международный ин-т управления. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2016. – 548 с.
    9. Путин подписал законы о создании Росгвардии ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/politika/3426932.
    10. Совершенствование системы государственного и военного управления Российской Федерации в современном геополитическом пространстве. / Под общей редакцией С.И. Музякова. – М.: ВАГШ ВС РФ, 2018. – 228 с.
    11. Талапина, Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография/ Э.В. Талапина – М.: Юриспруденция, 2015. – 192 с.
    12. Шойгу С. Важный этап становления МЧС России (по докладу на Всероссийском сборе руководящего состава РСЧС 22 ноября 2010 г.) // Гражданская защита. 2010. №1.
    13. https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/anticorruption/sostoyalas-i-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-po-teme-protivodeystvie-korruptsii.php
    14. Декларация по регионализму в Европе [Электронный ресурс]. Принята Ассамблеей регионов Европы 4 дек. 1996 г. в Базеле // Assembly of European Regions: [сайт]. URL: http://aer-www.ameos.net/fileadmin/user_upload/ PressComm/Publications/DeclarationRegionalism/.dam/ l10n/ru/DR_RUSSE.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
    15. Хартия европейской безопасности. Принята на Стамбульской встрече на высшем уровне Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1999 г. // OSCE: офиц. сайт. URL: http://www.osce.org/ru/ node/125811? download=true (дата обращения: 09.08.2019).
    16. О мерах по противодействию терроризму [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 15 февр. 2006 г. № 116 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191136#0 (дата обращения: 09.08.2019).
    17. Мельников В. И. Роль и место региональной безопасности в общегосударственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. М., 2010. 64 с. URL: http://council.gov.ru/media/ files/41d44f2442cf2e622fef.pdf (дата обращения: 06.08.2019).
    18. Положение об управлении региональной безопасности Костромской области [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением губернатора Костромской области от 27 мая 2012 г. № 116 (в ред. от 17 авг. 2016 г. № 175) // Управление региональной безопасности Костромской области: офиц. сайт. URL: http://www.zn44.ru/pages/department/polojenie.html (дата обращения: 06.08.2019).
    19. Положение о Главном управлении региональной безопасности Омской области [Электронный ресурс]. Утв. Указом Губернатора Омской области от 25 июня 2004 г. № 133 (в ред. от 6 июля 2015 г. № 114) // Омская Губерния. Главное управление региональной безопасности Омской области: офиц. сайт. URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GURB/pologenie.html (дата обращения: 06.08.2019).
    20. Советов И. К. Региональная безопасность – составная часть национальной безопасности России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 6–10.
    21. https://tsargrad.tv/articles/socialnoe-neravenstvo-v-rossii-ustremilos-vverh-chto-dalshe_167937
    22. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
    23. https://russiaregions.ru/ufo/

  1. https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/anticorruption/sostoyalas-i-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-po-teme-protivodeystvie-korruptsii.php

  2. Косов Е. Глобализация / Глокализация: где место России в многополярном мире? // Геополитика: информ.-аналит. портал. URL: http://www.geopolitica.ru/Articles/1460/ (дата обращения: 06.10.2016)

  3. Декларация по регионализму в Европе [Электронный ресурс]. Принята Ассамблеей регионов Европы 4 дек. 1996 г. в Базеле // Assembly of European Regions: [сайт]. URL: http://aer-www.ameos.net/fileadmin/user_upload/ PressComm/Publications/DeclarationRegionalism/.dam/ l10n/ru/DR_RUSSE.pdf (дата обращения: 09.08.2019).

  4. Там же.

  5. Там же.

  6. Хартия европейской безопасности. Принята на Стамбульской встрече на высшем уровне Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1999 г. // OSCE: офиц. сайт. URL: http://www.osce.org/ru/ node/125811? download=true (дата обращения: 09.08.2019).

  7. Там же.

  8. О мерах по противодействию терроризму [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 15 февр. 2006 г. № 116 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191136#0 (дата обращения: 09.08.2019).

  9. О безопасности…

  10. П. 44 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации...

  11. П. 64 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации…

  12. Мельников В. И. Роль и место региональной безопасности в общегосударственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. М., 2010. 64 с. URL: http://council.gov.ru/media/ files/41d44f2442cf2e622fef.pdf (дата обращения: 06.08.2019).

  13. Положение об управлении региональной безопасности Костромской области [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением губернатора Костромской области от 27 мая 2012 г. № 116 (в ред. от 17 авг. 2016 г. № 175) // Управление региональной безопасности Костромской области: офиц. сайт. URL: http://www.zn44.ru/pages/department/polojenie.html (дата обращения: 06.08.2019).

  14. Положение о Главном управлении региональной безопасности Омской области [Электронный ресурс]. Утв. Указом Губернатора Омской области от 25 июня 2004 г. № 133 (в ред. от 6 июля 2015 г. № 114) // Омская Губерния. Главное управление региональной безопасности Омской области: офиц. сайт. URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GURB/pologenie.html (дата обращения: 06.11.2016).

  15. Советов И. К. Региональная безопасность – составная часть национальной безопасности России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 6–10.

  16. https://tsargrad.tv/articles/socialnoe-neravenstvo-v-rossii-ustremilos-vverh-chto-dalshe_167937

  17. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

  18. https://russiaregions.ru/ufo/