Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Общее понятие национальной безопасности и история его возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Угрозу национальной безопасности представляют такие процессы, как усиление национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, сопровождающиеся появлением неизвестного для бывшего СССР феномена терроризма.

Перечисленные угрозы затрагивают «интересы выживания нации». К таким интересам относятся национальная независимость; территориальная целостность; конституционные права и свободы; личная и имущественная безопасность; наличие условий для духовного и материального благополучия; здоровая среда обитания и т.д. В итоге, «интересы выживания нации» сводятся к возможности нации сохранять свою культурную самоидентичность, развиваться, воспроизводить необходимый для сохранения национальной культуры людской ресурс. Эти высшие жизненно важные интересы нации являются наиболее стабильными элементами системы национальной безопасности и подлежат защите со стороны государства и общества в целом.

На региональном уровне эти национальные интересы дифференцируются на личностные, групповые, профессиональные, корпоративные и т.д., что ведет к снижению осознанности всеобщего национального интереса, к некоторой прагматизации национальных идеалов.

Следует отметить, что в российской политике и политологии не существует институционально закрепленного критерия определения иерархии социальных интересов. Поэтому со сменой руководства страны часто происходит и смена иерархии национальных интересов. В такой ситуации руководители местных органов власти при планировании стратегии и тактики внутренней безопасности не всегда четко осознают, какой иерархией ценностей руководствоваться. Зачастую, на местном уровне не учитываются общие национальные интересы, связанные с выживанием нации, первоочередными жизненно важными интересами личности. Между тем, только в контексте высокоприоритетных национальных интересов могут быть выявлены и обозначены интересы города или сельского поселения.

Отсутствие четко отработанной концепции национальных интересов страны и их иерархии снижает возможность выработки единой политики поддержки приоритетных национальных интересов, тесного взаимодействия всех уровней национальной безопасности в рамках единой концепции национальной безопасности.

Разрабатывая стратегию национальной безопасности России на середину ХХ1 века, необходимо выделить и обосновать основные угрозы и их иерархию. С точки зрения, например, МЧС, конкретная иерархия угроз представлена следующим образом [28]:


1.Коррупция и некомпетентность властных структур.

2.Усиление гегемонии США.

3. Усиление преступности, криминализация экономики.

4. Снижение уровня жизни граждан и антагонизация социальной структуры.

5. Снижение производственного и инвестиционного потенциалов.

6. Снижение научно-технического и инновационного потенциалов.

7. Возрастание военной и технической мощи Китая.

8. Снижение обороноспособности страны и боеспособности вооруженных сил.

9. Обострение внутренних межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

10. Углубление энергетического кризиса.

11. Усиление открытости национальной экономики выше обоснованных пределов.

12. Возрастание военной угрозы со стороны США и НАТО.

13. Обострение и углубление региональных и локальных военных конфликтов.

14. Возрастание ущерба от опасных природных и катастрофических явлений и процессов.

15. Возрастание ущерба от промышленных аварий, загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

Анализ данной схемы подтверждает наш вывод о том, что проблемы национальной безопасности, связанные с внутренними угрозами и негативными факторами, являются не только количественно преобладающими, но и доминирующими. Ведь на первое место аналитики МЧС ставят не внешнюю угрозу - усиление гегемонии США, а внутреннюю - коррупцию и некомпетентность властных структур.

Данные опросов граждан также ставят на первые места угрозы национальной безопасности, исходящие изнутри страны. Так, на вопрос, что больше всего угрожает безопасности Российского государства, ответы распределились следующим образом: 55% респондентов считают основной угрозой – коррупцию и организованную преступность; 54% - вооруженные конфликты и войны на территории России; 41% - терроризм, политический радикализм и экстремизм. (69, 117-119).

Можно продолжать ссылаться на данные социологических опросов, но в этом нет необходимости, т.к. все они концептуально примерно однотипны: респонденты называют в качестве главных угроз те ситуации, которые явились следствием проводимых в течение последних пятнадцати лет политических и экономических реформ в стране.

2.2 Специфические угрозы национальной безопасности на региональном уровне


Рассмотрим более подробно и конкретно специфику угроз региональной безопасности.

Согласно ст. 65 Конституции РФ Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, на данный момент из 85 субъектов — 22 республик, 9 краёв, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов [1].

К основным, специфическим аспектам региональной безопасности, которые не только не способствуют активному предотвращению угроз, но сами являются причиной возникновения рискогенных ситуаций, можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких правовых норм и правил, реально гарантирующих: а) безопасность населения данного региона; б) стабильное функционирование всех экономических, политических и социальных институтов; б) нормальные взаимоотношения с Федеральным Центром и муниципальными образованиями.

2. Слабое взаимодействие основных институтов региональной власти, а также игнорирование ими феномена органической связи экономической и социальной политики на местах «быстрого реагирования».

3. Недостаточное финансовое обеспечение региональных материально-технических и организационных структур, занятых проблемами безопасности.

4. Отсутствие научно обоснованной двухуровневой системы мер предупреждения угроз безопасности: долговременной стратегической и системы тактической.

5. Недостаточное информационное обеспечение местных органов власти о возможных угрозах национальной безопасности не только на региональном, но и на муниципальном уровнях.

6. Игнорирование региональными властями необходимости широкого и активного привлечения местного самоуправления и местного населения к участию в деятельности по предупреждению угроз безопасности и их предотвращению.

Конечно, этот список негативных характеристик аспектов региональной безопасности ни в коем случае не претендует на завершенность и абсолютную истинность. Тем не менее, он дает возможность представить проблему национальной безопасности на местном уровне как некую целостность.

Угрозы национальной безопасности возникают тогда, когда по тем или иным причинам превышается допустимая мера отрицательного (вредного) воздействия внешних и внутренних факторов на ту или иную сферу жизнедеятельности государства, общества, личности, что ведет к ослаблению национальной безопасности. Любая угроза есть своеобразный вызов личности, обществу, государству, на который необходимо отвечать. Ответ должен быть адекватен угрозе, которую необходимо прогнозировать с целью ее предотвращения или снижения уровня опасности.


Специфика угроз и формы ответов на них могут быть самыми разнообразными. Это разнообразие определяется следующими факторами: уровнем, на котором возникла угроза (федеральный, региональный, региональный); сферой национальной безопасности (экономическая, военная, информационная, демографическая и т.д.); объектом угрозы (личность, общество, государство); формой региональных поселений (город, село). Мы выделили лишь некоторые из факторов, обусловливающих специфику угроз на региональном уровне. Остальные факторы мы будем анализировать в ходе дальнейшего исследования.

Состояние социально-политической, экономической, экологической и другой обстановки на региональном уровне определяет социальное самочувствие проживающего здесь населения. Различные социальные группы по-разному оценивают действия властей: одни (имеющие высокий достаток или ту же, что и местная власть, политическую ориентацию) поддерживают власть; другие группы, обделенные социальными благами или политически противостоящие органам власти, требуют изменения экономического и политического курса, которого придерживается местная власть. Такая ситуация способствует возникновению высокого потенциала социального протеста, что создает угрозу социального конфликта. Конфликты, имеющие местную специфику, практически невозможно предвидеть и предотвратить лишь усилиями центральной власти. Отсюда возрастание ответственности региональных институтов, которые должны своевременно предвидеть возникновение конфликтов, находить наиболее действенные способы их разрешения.

Это требует от местных властей отработки политики неконфронтационной модели развития, прежде всего, в экономике. Поэтому, следует признать, что только экономическая стабильность могут обеспечить возможность для местных властей отработать такую модель развития. При этом следует помнить, что стабильность не означает отсутствия противоречий, но она предполагает умение местных властей своевременно их обнаружить и разрешить.

Экономическая стабильность - залог экономической безопасности. Но последняя определяется не только экономической стабильностью, но целым рядом других факторов: развитием выгодных для данного регионального образования объектов экономической деятельности, способствующих повышению уровня экономического развития данной местности; бюджетной обеспеченностью муниципалитета; политической стабильностью; устойчивой, а еще лучше, положительной демографической ситуацией; территориально-географическим расположением регионального образования; наличием местного самоуправления, соответствующего современным экономическим и политическим реалиям.


Влияние этих факторов, иерархия их доминирования специфицируется в зависимости от того, о какой форме регионального образования (мегаполис, средний город, сельское поселение) идет речь. По-видимому, в крупных городах, где сосредоточено более 70% экономического и оборонного потенциала страны, подавляющая часть научных и проектно-конструкторских организаций, высших и средних специальных учебных заведений, огромная транспортная инфраструктура и т.д., степень влияния указанных факторов, их иерархия будет существенно иной, по сравнению со средними и малыми городами, сельскими поселениями.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что дифференциация уровня экономического развития, а также бюджетной обеспеченности муниципалитетов в нашей стране огромна. Разрыв между доходами населения в Москве и Центральном регионе пятикратен, а между Санкт-Петербургом и Дальним Востоком - четырехкратен 68. Деление на «богатые» и «бедные» регионы создает риски для национальной безопасности и усиливает зависимость от внешних вызовов. Региональная безопасность – это часть общенациональной безопасности, а потому необходимо поддерживать баланс уровня экономического развития на общенациональном и региональном уровнях.

Причин экономического неравенства региональных образований несколько. Во-первых, стартовые условия для развития региональных территорий были распределены крайне неравномерно, по причине структурных искажений дореформенного периода, а также географических спецификаций.

Во-вторых, экспортоориентированный характер российской экономики вывел в лидеры те районы, в которых сосредоточены большие запасы полезных ископаемых.

В-третьих, в наиболее благоприятных условиях находятся те региональные территории, где развит банковский бизнес и телекоммуникации. Сельскохозяйственные регионы, а также регионы с чисто индустриальной экономикой оказались в числе аутсайдеров. В этих районах выше безработица и ниже, по сравнению с общероссийским, уровень доходов населения.

В-четвертых, причиной экономической дифференциации могли служить даже политические предпочтения населения (например, «красный пояс»), которые часто служили основанием для финансовой и иной дискриминации со стороны либерально-демократического, ориентированного на рыночные отношения Центра.

Но угрозы экономической безопасности региональных образований формируются не только в результате непродуманных действий Центра, но по причине слабой экономической политики местных властей. Для упреждения угрозы экономического «коллапса» того или иного субъекта, политика местных властей должна быть направлена на повышение уровня экономической безопасности своего региона. Среди приоритетных задач этой политики можно выделить следующие: санация и перепрофилирование убыточных производств; стимулирование инвестиционной активности, в том числе вовлечение в оборот средств местного населения и мелких инвесторов; поддержка всех форм предпринимательства, но, прежде всего тех, которые наиболее прибыльны на данный период, или имеют долгосрочные экономические преимущества для данной территории; и др.