Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Общее понятие национальной безопасности и история его возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы безопасности в силу своей актуальности стали в ХХI в. предметом государственной политики и научного исследования. Государства и другие территориальные сообщества поставлены перед необходимостью выработки адекватных мер противодействия современным вызовам безопасности. Поэтому в России к настоящему времени обоснована, организована и функционирует система национальной безопасности.

Одним из аспектов научного осмысления проблем безопасности
является довольно распространенный разноуровневый подход. Он предполагает исследование проблем безопасности на трех уровнях: на уровне личности, на уровне жизни сообщества и государства (регионального сообщества), на уровне человечества. Все уровни взаимосвязаны и обеспечивают их взаимодействие, поскольку безопасность одного уровня обеспечивается безопасностью другого. Такой исследовательский подход имеет правовую основу, поскольку действующие нормативно-правовые акты содержат указание на эти уровни. В рамках данного исследования основное внимание уделено региональному аспекту обеспечения национальной безопасности.

Начиная с 90-х годов ХХ века, проблема национальной безопасности становится одной из главных в исследованиях не только политологов, социологов, экономистов, но также философов, историков, юристов, биологов, психологов и др.

Сущность понятия «национальная безопасность», его содержание и эволюция стали анализироваться в работах Петровского В., Кокошина А. еще в начале восьмидесятых годов ХХ века. В дальнейшем появились работы, посвященные рассмотрению проблем национальной безопасности в различных контекстах. Так, геополитический срез проблемы национальной безопасности исследуется Арсентьевым М., Артамоновым В., Бжезинским З., Гаджиевым К., Дугиным А., Ивашовым Л., Киссинджером Г., Подберезкиным А., Рябцевым В., Семеновым В., Поздняковым Э. и др.

Угрозы и опасности жизненно важным интересам личности и общества рассматриваются в работах Шахназарова Г., Кантора К. и др.

Что касается собственно проблем безопасности, то вопросам безопасности на Юге России посвящены работы последних лет таких авторов, как Абдулатипов Р., Денисова Г., Малышев Д., Понеделков А., Смирнов В., Старостин А., Хоперская Л, Черноус В. и др. Более того, за последний год проведено множество международных конференций по безопасности на глобальном уровне (например, Московская международная конференция по безопасности проводимая ежегодно Минобороны России). Так же уделяется пристальное внимание безопасности на региональном уровне. Так при поддержке МЧС России, МВД России, Правительства Москвы, Мосгордумы проведена международная конференции "От Безопасного города к Безопасному региону" в рамках ТБ Форума 2019. В южном федеральном округе в рамках Южного форума информационной безопасности «Инфофорум Крым» обсуждены вопросы региональной безопасности. При поддержке Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края 20 февраля 2019 г. проведена I Всероссийская научно-практическая конференция «Роль гражданского общества в противодействии коррупции»[1].


Очевидно, что постановка и решение такого рода проблем актуальны не только для каждого региона страны.

Много внимания в последнее время уделяется проблемам управления и развития крупных городов с позиций безопасности личности, городской общины, самого города, анализируются программы уменьшения экономической опасности для крупных городов, рассматриваются проблемы экологической, промышленной, техногенной безопасности, демографической ситуации и безопасности личности и т.д.

Тем не менее, несмотря на наличие, достаточно обширной исследовательской литературы по проблемам национальной безопасности, анализ специфики решения этих проблем на региональном уровне только начинается, о чем свидетельствует отсутствие их концептуальной и методологической разработки.

Объект исследования – национальная безопасность, ее уровни, виды, сферы, формы в современном мире.

Предмет исследования – национальная безопасность как социально-политическое явление.

Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении специфики проблем национальной безопасности как социально-политического явления на региональном уровне.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставятся и решаются следующие основные задачи:

  • рассмотреть национальную безопасность с позиции многоуровневой системы;
  • рассмотреть сущность общего понятия безопасность и его трансформации;
  • проанализировать сущность понятия национальной безопасности на региональном уровне;
  • выявить причины актуализации в современном российском обществе региональных проблем национальной безопасности;
  • изучить специфику угроз национальной безопасности на региональном уровне, рассмотреть условия и факторы, обусловливающие эту специфику;
  • рассмотреть специфику региональной политики в обеспечении высокого потенциала национальной безопасности на местах;

В работе используется системный подход, что обусловлено предметом исследования, который в своем реальном бытии представляет сложную систему. Системный подход предполагает использование системно-структурного анализа, позволяющего изучать конкретный уровень национальной безопасности – региональный, его виды, сферы проявления (экономическая, политическая, социальная, информационная, духовная, оборонная, экологическая, научно-техническая и др.), а также выявлять конкретные связи регионального уровня национальной безопасности с другими уровнями системы безопасности.


В работе использованы результаты исследования отечественных авторов в области проблем национальной безопасности. Эмпирической базой диссертационного исследования явились также федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ.

1. Понятие национальная безопасность как многоуровневая система

1.1 Общее понятие «национальная безопасность» и история его возникновения

Основные понятия, относящиеся к национальной безопасности Российской Федерации, получили определение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 31 декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации № 683. Данный документ исходит из понимания национальной безопасности как состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Согласно этому определению обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – это деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и национальных ценностей и их преумножение.

В специальной литературе само понятие безопасности трактуется по-разному в зависимости от применяемого подхода и аспекта рассмотрения.


Вот несколько вариантов такой трактовки:

- безопасность – это отсутствие опасностей, угрожающих существованию человека (сугубо логическое определение, фиксирующее дихотомический характер данного феномена);

- безопасность – это результат определенной деятельности по обеспечению или по предупреждению каких-либо угроз, опасностей (определение с позиций деятельностного подхода, подчёркивающего важную роль в обеспечении безопасности активности самого субъекта деятельности);

- безопасность – это осознанная потребность, ценность, интерес, так или иначе связанные с тем или иным целеполаганием.

Все вышеперечисленные определения можно подвести к одному знаменателю – представлению о связи безопасности с определенной исторической практикой обеспечения жизнедеятельности человека или его существования. Любое состояние безопасности есть результат действий конкретных субъектов, благодаря которым достигается тот или иной результат.

Разработка концепции обеспечения национальной безопасности как постоянной функции государства началась в конце Второй мировой войны. Так, в США основы обеспечения национальной безопасности были сформулированы в законе № 257 «О национальной безопасности» еще в 1947 году. Этот закон стал прообразом аналогичных законодательных инициатив во всех странах мира.

Сам термин «национальная безопасность» начал употребляться в современных отечественных политических дискуссиях и научных работах с начала 90-х годов ХХ века, хотя за свою многовековую историю Россия накопила огромный опыт обеспечения национальной безопасности. Проблемами национальной безопасности были обеспокоены многие русские мыслители и философы. И хотя термина «национальная безопасность» никто из них не употреблял, но речь они вели содержательно именно о национальной безопасности в сегодняшнем толковании этого термина. Так, И.В.Киреевский в середине Х1Х века писал: «Счастье Родины, ее светлая, не уроненная честь, ее всестороннее процветание, нравственное и умственное возрастание ее граждан, совестливое сбережение их человеческого достоинства, ясное определение их обязанностей, чистое охранение их прав, ненарушимая тишина их домашней жизни, святость их семейных отношений, разумная свобода их общественной деятельности, воспитывающая и скрепляющая в них жизненное развитие внутренних внушений и внешних обязанностей веры и Отечества, - одним словом, общее довольство, живое благоденствие, общее возрастание всех возвышенных сил народа, совокупно на всех ступенях его общественной лестницы вырабатывающих в Отечестве его благополучие и славу, … - вот те возвышенные цели, которых достижения народ ожидает от власти, им управляющей» [21].


Подход к национальной безопасности как сложной, функционально многоуровневой системе реализован в Федеральном законе «О безопасности», в котором говорится о взаимодействии интересов личности, общества, государства в противодействии внутренним и внешним угрозам этим интересам, о сочетании внешней и внутренней безопасности, о неразрывной связи всех сфер национальной безопасности (военной, экономической, социально-политической, экологической, информационной и др.) [3].

1.2 Уровни безопасности

Понятие безопасности шире понятия мир, которое обозначает отсутствие войны и вооруженной борьбы между народами, между государствами и внутри того или иного государства.

Проблема безопасности не сводится только к национальной безопасности. Выделяют внутреннюю и международную безопасность, которая подразделяется на всеобщую, региональную и национальную.

Всеобщая безопасность относится ко всей планете в целом, и ее функции состоят в обеспечении гарантий мирного сосуществования всего мирового сообщества в условиях территориальных, конфессиональных, политических и т.д. противоречий между народами и государствами. Поддержание всеобщей безопасности – дело политической воли руководителей государств и правительств, которые должны прилагать все усилия для того, чтобы не допустить перерастание противоречий в военный или иного типа насильственный конфликт. С конца ХХ века к функциям всеобщей безопасности относится борьба с международным терроризмом, который, по мнению некоторых политологов, является новой формой партизанской войны в мировом масштабе.

Региональная безопасность в международном контексте – это система мер, обеспечивающих группе сопредельных государств возможность развиваться самостоятельно и независимо, гарантирующих невмешательство в их внутренние дела с помощью применения силы или угроз ее применения. Региональная безопасность обеспечивается системой межгосударственных договоров и соглашений, за выполнением которых должно следить международное сообщество в лице Совета безопасности, ООН и др.

Национальная безопасность – это один из главных компонентов международной безопасности, когда речь идет о конкретном обществе и государстве в контексте выявления угроз их стабильному развитию. «Понятие «национальная безопасность России» стало во многом эквивалентно понятию безопасность российского социума».