Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Общее понятие национальной безопасности и история его возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, широкий спектр внутренних и внешних угроз интересам личности, общества, государства. Приоритетными являются следующие интересы: экономические (внешние и внутренние); политические (внешние и внутренние); социальные (внутренние); Экологические (внутренние); оборонные (внешние и внутренние); информационные (внешние и внутренние). Эти группы интересов существуют на трех уровнях внутри страны: федеральном, региональном и местном. Соответственно можно выделить три уровня национальной безопасности: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень национальной безопасности предполагает безопасность таких объектов, как государство, общество, личность. В такой последовательности выстраивают иерархию приоритетов, так называемые, государственники. Либерально ориентированные политики и ученые выстраивают приоритеты в обратном порядке: личность, общество, государство.

Региональный уровень национальной безопасности включает в себя безопасность органов власти и управления субъектов РФ, социальных общностей, личности. В либеральной трактовке на первом месте стоит безопасность личности, на последнем – органов власти и управления.

Муниципальный уровень национальной безопасности практически тождественен региональному, но с одной поправкой: место региональных органов власти и управления занимают муниципальные.

На каждом из выделенных уровней национальной безопасности складывается специфическая политика обеспечения национальной безопасности, пути и способы ее реализации. Эта специфика определяется, прежде всего, спецификой объектов национальной безопасности на федеральном, региональном, региональном уровнях.

Национальная безопасность дифференцируется также по видам (внешняя и внутренняя), по сферам, соответствующим сферам общественной жизни и деятельности (экономической, военной, социальной, экологической, информационной и т.д.).

1.3 Региональная безопасность - составная часть национальной безопасности России

Региональный уровень обеспечения безопасности в современных условиях приобретает все большую актуальность, поскольку регионализм и глобализация все больше превращаются в общемировую тенденцию, а регионы начинают играть все более заметную роль в жизни различных стран и народов[2]. В отличие от глобализации в основе регионализации и глокализации лежит идея децентрализованного многополярного мира. Если в основе глобализации лежит вертикальная (иерархическая) структура публичной власти, то в основе регионализации и глокализации – горизонтальная (сетевая, кластерная) форма самоорганизации населения в рамках территориальных общностей.


Регионы различных государств все больше заявляют о себе как о самостоятельном политическом образовании, которое стремится «к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран, имеющих федеральную, децентрализованную или автономную форму устройства»[3]. В Декларации по регионализму в Европе регион определяется следующим образом: «Регион является территориальным образованием государственного законодательства, обладающим уровнем, следующим за уровнем государства, и имеющим политическое самоуправление»[4]. При этом в данной Декларации подчеркивается, что Ассамблея регионов Европы, насчитывая «почти 300 европейских регионов с различной территорией, различным административным и политическим устройством с общим населением около 400 миллионов человек», должна стремиться во взаимоотношениях с государствами к «взаимному сотрудничеству и воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб или ограничить осуществление полномочий на других уровнях»[5]. Тем самым регионы определенно заявляют о своей приверженности принципам безопасности в Европе.

Поэтому особым и необходимым аспектом взаимодействия регионов и государств является обеспечение общей безопасности. В связи с этим показательно, что в п. 6 Хартии европейской безопасности, принятой Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1999 г. в Стамбуле, констатируется: «Безопасность в соседних регионах, в частности в Средиземноморье, а также в районах, находящихся в непосредственной близости к государствам-участникам, таким, как государства Центральной Азии, имеет для ОБСЕ все возрастающее значение. Мы признаем, что нестабильность в этих регионах порождает вызовы, которые прямо затрагивают безопасность и процветание государств ОБСЕ»[6]. Европейское сообщество рассматривает региональную безопасность в качестве составной части общеевропейской безопасности и одновременно признает ее самостоятельную ценность, поскольку нестабильность в регионах создает угрозу общей безопасности. И далее в п. 13 Европейской хартии безопасности устанавливается, что «важным элементом повышения безопасности во всем регионе ОБСЕ стало субрегиональное сотрудничество»[7].

В Российской Федерации проблеме обеспечения безопасности на региональном уровне давно уделяется определенное внимание. Прежде всего в связи с распространением террористических угроз на регионы страны в 2006 г. для координации деятельности по проблемам обеспечения безопасности (противодействие терроризму) Президентом РФ были образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации[8]. Затем в 2010 г. в действующем Федеральном законе «О безопасности» в ст. 6 была установлена необходимость координации деятельности всех органов власти по обеспечению безопасности. В ст. 12 этого же федерального закона констатируются, но не раскрываются «функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности»[9].


Дальнейшим развитием этих общих положений федерального закона явилась Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г. В ней констатируется в качестве одного из главных направлений «обеспечения государственной и общественной безопасности… усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности»[10], а также наличие регионального уровня состояния национальной безопасности. В соответствии с п. 64 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации «стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними»[11]. Такова позиция федерального центра.

В субъектах Российской Федерации термин «региональная безопасность» чаще всего понимается либо как проекция задач обеспечения национальной безопасности на уровень региона, либо как проекция государственной региональной политики на уровень субъекта Российской Федерации с учетом специфических проблем безопасности субъекта РФ[12].

В частности, действующее с 2012 г. в Костромской области управление региональной безопасности Костромской области осуществляет «функции по проведению государственной и выработке региональной политики, …нормативному правовому регулированию в сфере обеспечения региональной безопасности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и правопорядка, противодействия терроризму и экстремизму, борьбы с преступностью»[13].

Главное управление региональной безопасности Омской области в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Омской области обеспечивает «реализацию мероприятий в сферах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности населения Омской области, пожарной безопасности, российского казачества, обеспечения правопорядка и организации участия граждан в охране общественного порядка и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в указанных сферах»[14].

Региональная безопасность обоснованно связывается с уровнем обеспечения национальной безопасности. Но является ли она самостоятельной категорией? Ответ будет утвердительным, если мы придем к выводу о наличии безопасности региона как самостоятельной категории. Для принятия решения по данному вопросу необходимо обратиться к анализу возможных составных элементов безопасности региона. Если при характеристике элементов безопасности на региональном уровне будут обнаружены какие-либо элементы, которые отсутствуют на национальном уровне, то ответ будет положительным. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации указывает на восемь основных видов национальной безопасности, которые являются такими же и на региональном уровне (государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности). А национальная безопасность обеспечивается реализацией комплекса политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер. Причем в деятельности по реализации такого комплекса мер принимают участие органы государственной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления, взаимодействующие с институтами гражданского общества[15].


Таким образом, безопасность региона не имеет элементов, отсутствующих на национальном уровне, и является по своей сути составной частью национальной безопасности. Более того, на региональном уровне отсутствуют некоторые элементы национальной безопасности (например, такие, как военная, пограничная безопасность, имеющие общегосударственный характер, поскольку угрозы в таких аспектах не могут исходить от соседних регионов – субъектов Российской Федерации). Таким образом, вывод о региональной безопасности как составном элементе национальной безопасности более низкого уровня является обоснованным.

В результате проведенного анализа можно охарактеризовать региональную безопасность следующим образом: региональная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и части государства от угроз безопасности, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, устойчивое социально-экономическое развитие в пределах субъекта (группы субъектов) Российской Федерации. Следовательно, региональная безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации.

В контексте системного подхода можно сформулировать стратегемму: ослабление безопасности любого уровня, вида, сферы национальной безопасности, а также недостаточность безопасности любого объекта грозит безопасности всей нации. И наоборот. Высокий уровень защищенности только одного из объектов не обеспечит необходимый и достаточный уровень национальной безопасности Российской Федерации в целом.

2. Специфика угроз национальной безопасности на региональном уровне

В первой главе мы показали многоуровневый характер системы национальной безопасности. Существует градация безопасности: безопасность государства, регионов общества, социальных групп, отдельных граждан, а потому следует учитывать тот факт, что на каждом уровне она проявляется в специфических формах и имеет самостоятельное содержание. Специально можно выделить и анализировать специфику угроз национальной безопасности на региональном уровне.


2.1 Общие угрозы национальной безопасности на региональном уровне

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны создаются многими причинами: состоянием отечественной экономики, несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической поляризацией общества, криминализацией всех сфер общественных отношений, ростом организованной преступности и увеличением масштабов терроризма, обострением межнациональных отношений, усложнением международных отношений.

Перечислим некоторые внутренние угрозы национальной безопасности России.

В сфере экономики угрозу создают сокращение внутреннего валового продукта, стагнация аграрного сектора, рост внутреннего и внешнего государственного долга, доминирование топливно-сырьевой и энергетической составляющих в экспорте, а в импортных поставках – продовольствия, предметов потребления, в том числе, первой необходимости.

К угрозам в сфере социальной безопасности обычно относят угрозы устойчивого функционирования социальных институтов, обеспечивающих социальное развитие общества. С нашей точки зрения, такое понимание социальной безопасности уязвимо, так как речь идет только о ныне существующих социальных институтах и структурах. Но, в условиях трансформации и модернизации общества происходит и соответствующее изменение социальных институтов, вызванное необходимостью повышения эффективности их функционирования. Поэтому к угрозам социальной безопасности следует отнести слабую ориентированность самих социальных институтов на собственное преобразование с целью повышения эффективности управления.

Угрозы национальной безопасности РФ существуют и в пограничных зонах. Экономическая, демографическая, культурно-религиозная экспансия сопредельных государств на российскую территорию, а также активизация деятельности зарубежных террористических организаций, создает целый ряд угроз и опасностей национальным интересам России.

Экологическая ситуация в стране близка к кризисной в силу преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, слабой разработки и использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры населения в целом, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности.

Информационные угрозы национальной безопасности связаны с тем, что Россия находится под санкционным давлением и вытеснена с внешнего и даже внутреннего информационного рынка в силу научно-технического и технологического отставания в развитии информационных систем. Россия проигрывает в информационной войне, объявленной миру Западом.