Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Общее понятие национальной безопасности и история его возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такого рода задачи управления системой экономической безопасности смогут способствовать динамичному и стабильному развитию субъектов, их превращению в саморегулируемые, самоуправляемые политические и социально-экономические единицы.

Экономическая безопасность является главной составляющей социальной безопасности. На региональном уровне социальная сфера наиболее близка населению, так как в ней более всего сосредоточены угрозы и опасности, связанные с качеством жизни населения. Социальная сфера – это сфера интересов населения, каждого человека. На региональном уровне социальная политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для наиболее полного развития человека, улучшение условий его труда и быта, организации здравоохранения, торгового и бытового обслуживания.

Сегодня всем ясно, что государственная власть не может в полной мере обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, создать достойный уровень жизни каждому человеку. Низкий прожиточный уровень жизни одной трети населения страны, разрыв между достатком богатых и бедных, рост коррупции, преступности и наркомании и т.д. достигли критической отметки, за которой возможны последствия, несущие угрозу национальной безопасности. «Социальная децильность», т.е. разрыв между доходами, дифференциация региональных образований по прожиточному уровню, может рассматриваться как социальная угроза, суть которой не только в возможности социального взрыва, но и в формировании «культуры бедности», доминирования в обществе низкого образования, безынициативности, что понижает потенциал национальной безопасности практически во всех сферах. Резкая дифференциация доходов населения (разрыв между доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей составляет 14 раз. По данным Росстата, за последние десять лет наиболее низким децильный коэффициент оказался в 2017 году (15,3), а самым высоким – в 2008-2010 годах (16,6)[16].

При наличии финансово-экономических гарантий региональная власть сможет удовлетворять основные потребности населения, что будет способствовать стабилизации жизни населения регионов, предотвращению возникновения социальных кризисов, снижающих потенциал национальной безопасности.

Экономическая безопасность и стабильность на региональном уровне непосредственно связаны с политической стабильностью. Каждые выборы – это социальное потрясение, когда политическая стабильность рушится в ходе «черного» пиара, заказных убийств кандидатов в Законодательное Собрания. Политическая нестабильность порождает снижение уровня экономической безопасности. В Свердловской области количество политических движений, находящихся в сложном взаимодействии, доходит до 6-7. Разворачивается бурная политическая борьба между представителями партий и политических движений, ни одно из которых не является доминирующим. Поэтому победа одного из равноправных политических движений не может принести политической стабильности в области.


На состояние национальной безопасности влияет деятельность многих политических партий. В ситуации, когда программные заявления этих партий не соотносятся с реальной политической деятельностью, часть населения, убедившись в симулякративности деклараций этих партий, начинает полагаться на политические символы тех партий, которые узнаваемы, стабильны в своих обещаниях. В обществе возникает идейно-политический раскол, проявляющийся в борьбе стратов, классов. Общеизвестно, что забастовки, демонстрации, голодовки и другие протестные акции наносят урон социальной и политической стабильности, снижая, тем самым, уровень национальной безопасности.

Появлению угроз национальной безопасности способствует также то обстоятельство, что региональные власти не всегда знают не только главные объекты национальной безопасности на региональном уровне, но и критические значения параметров их безопасности. Положение усугубляется еще и тем, что Центр не сообщает местным органам власти критические значения параметров безопасности во всех сферах жизнедеятельности. В результате на местах не проводится конкретная и детальная проработка ситуаций, несущих риск угроз национальной безопасности

Специфика угроз национальной безопасности на региональном уровне обусловливается не только уровнем экономической и политической стабильности и безопасности, но и формой регионального образования (мегаполис, средний город, сельское поселение и т.д.), его географическим топосом (приграничные или далекие от государственных границ), наличием у региональных образований статуса «режимного».

Рассмотрим специфику угроз национальной безопасности в приграничных региональных образованиях на примере ЮФО. В приграничных поселениях, например, в городах и поселках Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Крыма граничащих с Украиной, Дагестана, Чечни, расположенных на границе с Грузией, бесспорно в ряду главных будет стоять угроза террактов, вооруженных столкновений с боевиками, проникновения боевиков на территории городов и поселков.

Угрозы формируются на границе с Украиной, протяженность которой в зоне ЮФО составляет 660 км. Специфика угроз в этой зоне связана, прежде всего, с конфликтом на юго-востоке Украины и всевозможными попытками властей Украины вернуть себе Крым.

Региональный уровень включает в себя мегаполисы (города столичного типа), большие города (областные и краевые центры), малые города (районные центры), а также сельские поселения. Очевидно, что содержание угроз национальной безопасности на территории мегаполиса будет отличаться от содержания этих угроз на уровне сельского небольшого поселения. Это обусловлено тем, что «формы организации, экономическая основа, администрирование и менеджерирование сельских и городских поселений» различны. «…Пытаться не видеть эти различия … чревато большими осложнениями на практике» (109; 10). Тот факт, что в большом городе проблемы безопасности решаются сложнее и совсем по-другому, чем в сельской местности или в маленьком городке, признают многие политики, экономисты, главы администраций.


В отличие от большого города в сельских поселках и маленьких городах более низкая концентрация объектов, опасных с точки зрения техногенных катастроф, террористических актов. Главное богатство селян - земля, что создает условия для устойчивого потенциала безопасности. Кроме того, в небольших городах и сельских поселках меньше удельный вес преступных группировок и лиц. Жители же больших городов ежедневно контактируют с тысячами людей, а потому фатально зависят от того, насколько успешно функционирует вся городская инфраструктура.

В современной литературе по проблемам национальной безопасности доминируют темы угроз безопасности больших городов или, так называемых, мегаполисов. Одной из специфик больших городов является большой процент людей обеспокоенных состоянием своей безопасности Так, по свидетельству мэра г.Москвы С.Собянина, ссылающегося на данные социологических опросов, подавляющее большинство москвичей испытывает беспокойство, связанное с будущим. Здесь и страх перед криминальными элементами, и боязнь техногенных катастроф, и экологические страхи, и боязнь потерять работу, и многое другое. В этой связи С.Собянин отмечает: «Парадоксально, но количество обеспокоенных людей в результате реформ не уменьшилось, а шоковым образом возросло. Как показывает один из опросов, проведенных в Москве в июне 2015 года, 72,2% москвичей чрезвычайно взволнованы межнациональными конфликтами, 80% - уровнем коррупции и преступности, 75,4% - соблюдением прав человека, 84,7% - состоянием окружающей среды, 84,1% - инфляцией и ростом цен, 65,3% - угрозой безработицы. Если мы суммируем тех, кого перечисленные позиции волнуют чрезвычайно, и тех, кого они волнуют в той или иной степени, то получим порядка 90% обеспокоенных» (Собянин С.. Образ цели: безопасный город (покой нам только снится).

Главными факторами, создающими специфику угроз национальной безопасности в крупных городах, являются, во-первых, большая плотность населения; во-вторых, сложная система коммуникаций, обеспечивающих жизнеспособность городов; в-третьих, огромное количество предприятий оборонной, химической промышленности, расположенных в густонаселенных районах городов.

Конечно, безопасность мегаполисов не является автономной проблемой, независимой от общенациональной безопасности. Поэтому, говоря, например, об экономической безопасности крупных городов, трудно отделить ее от общенациональной безопасности, так как экономическая безопасность - фундамент национальной безопасности вообще.


Национальная безопасность в крупных городах подвержена угрозе так называемой «стихии мегаполисов». Смысл этой угрозы многозначен. В научно-исследовательской литературе наиболее актуализированы экологические проблемы. Характеризуя специфику экологических угроз в крупных городах, выделим три уровня: во-первых, экологическая безопасность жителей крупных городов; во-вторых, воздействие крупных городов на окружающую среду на региональном и глобальном уровнях; в-третьих, использование природных ресурсов для функционирования крупных городов. Экологическую угрозу представляет накапливаемое в крупных городах огромное количество опасных отходов производства и потребления, а также хранилища нефтепродуктов и ядовитых сильнодействующих веществ (аммиака, жидкого хлора и др.). Невозможность их полной утилизации, имеющая целый ряд серьезных и трудно устранимых причин, превращает крупный город в зону рискованного проживания людей. В настоящее время существует достоверно установленная связь ухудшения состояния здоровья населения с ухудшением качества окружающей среды. Так, заболеваемость раком в городах с неблагоприятной экологической ситуацией в два раза превышает фоновую, в 3-5 раз чаще встречаются врожденные пороки у детей и т.д. Экологически неблагоприятная обстановка наблюдается во всех городах с населением свыше 1 млн.человек, в 60% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн.человек и в 25% городов с населением от 250 до 500 тыс. человек. К зоне экологического бедствия относится г.Карабаш, а к зонам экологического кризиса Каменск-Уральский, Магнитогорск, Чапаевск и Новочеркасск. По существующим оценкам, около 1,2 млн. человек в городах России живут в условиях резко выраженного экологического дискомфорта. 40-50% городского населения России живет в условиях шумового загрязнения, а также загрязнения воздуха и воды. Сложность очистки городов от пищевых и промышленных отбросов, разрастание территорий, занятых кладбищами, нарастание в геометрической прогрессии количества личного и общественного транспорта резко ухудшает экологическую ситуацию в городе.

В сферу угроз, порождаемых «стихией мегаполисов», входит и социально-демографическая проблема: возрастание внутрисемейных конфликтов и нестабильность брачно-семейных отношений; ослабление воспитательной функции семьи; увеличение количества сирот, беспризорных детей; рост показателей смертности по сравнению с показателями рождаемости и т.д.

К угрозам демографической безопасности страны относятся, во-первых, постоянная тенденция сокращения численности российского и, прежде всего, русского, населения, что сопровождается нарастанием тенденции «старения» нации и снижением трудовых ресурсов как основы развития производства (число родившихся на тысячу человек с 2013 по 2017 г. уменьшилось с 13,3 до 11,5. Уровень рождаемости, при котором общая численность населения не уменьшается, сохранился только в республиках Дагестан и Ингушетия, где по мусульманской традиции запрещены аборты и потому существует многодетность)[17].


Остановимся на одном факторе – снижение уровня рождаемости в больших городах. Такое положение дел многие исследователи связывают только с экономическими трудностями и отсутствием жилья у молодых семей. Так, зам. главы города Екатеринбурга считает, что для улучшения демографической ситуации в Свердловской области необходимо добиться продовольственной независимости. В этой связи он намечает ряд конкретных шагов, среди которых на первом месте стоят задачи превращения Екатеринбурга и Свердловской области в финансовый центр Урала, а также привлечения максимального количества инвесторов на территорию области и города.

Специфична и миграционная угроза на региональном уровне, так как она напрямую связана с жизнью реальных людей. Речь идет, прежде всего, о неконтролируемой миграции, таящей в себе социальный и политический риски. В России, по сведениям МВД, находится от 2 до 10 млн. нелегальных мигрантов, занимающихся на иллегальных основаниях трудовой и иной деятельностью на территории РФ.

Проблемы внутренней миграции, демографической и религиозной экспансии сопредельных государств стали главными для ЮФО, который по географическому положению, благоприятным климатическим условиям и высокоразвитой экономики является одним из самых притягательных для притока мигрантов не только из других субъектов РФ, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Начиная с 1989 года, ЮФО принял пять основных потока вынужденных мигрантов. Первый был связан с землетрясением в Армении в 1988 году, этническими конфликтами в Баку и Сумгаите в 1989-начале 90-х годов, а также исходом турок-месхетинцев в начале 90-х годов.

Второй поток вынужденных мигрантов явился следствием межнациональных конфликтов в Молдавии (Приднестровье), Средней Азии (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан) и Закавказье (абхазо-грузинский, южноосетинский и грузинский конфликты, а также осетино-ингушский конфликт) в 1992-1995 годах. Грузино-осетинский конфликт повлек исход 100 тысяч осетин из районов внутренней Грузии и Южной Осетии. В результате осетино-ингушского конфликта места постоянного проживания покинули более 22 тысяч ингушей и около 7 тысяч осетин и граждан других национальностей.

Третий поток мигрантов появился в результате преследований русскоязычного населения в Чеченской Республике в 1992-1993 года, а затем боевых действий с декабря 1994 года по ноябрь 1996 года. В итоге территорию Чечни покинуло более 500 тысяч человек.

Поток мигрантов из Чечни в 1999-2000 годах был направлен, в основном, в Ингушскую Республику (90,0%), другие республики (Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия, Адыгея) – 5,6%, а также в Ставропольский, Краснодарский края, Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области – 4,4%.