Файл: Теория менеджмента. Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика основана на многообразии форм собственности на средства производства, на принципах свободы предпринимательства, рыночного ценообразования, на наличии системы свободной конкуренции, на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами и ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъекта (за исключением правовой базы для осуществления свободы выбора). Во многом направленность рыночных отношений определяется: и географическим положением страны, и обладанием теми или иными природными ресурсами, и от уровня развития производственных сил, и от традиций и исторических условий развития и т.д. Рыночная экономика предъявляет требования по постоянному совершенствованию организационных систем, накоплению и систематизации опыта организационной работы. Работа специалистов и менеджеров в условиях рыночной экономики сложна и предъявляет новые требования к организации, которая должна быть гибкой и способной оперативно реагировать на непрерывные изменения рыночной ситуации конъюнктуры рынка и требований покупателей.

Объектом исследования является База отдыха «Уют», в составе ГУП «ТЭК СПб»

Предмет исследования – организационная структура и система управления исследуемого предприятия.

Целью данной работы является анализ и совершенствование организационной структуры ГУП «ТЭК СПб».

Задачами данной работы являются:

- анализ различных видов организационной структуры;

- рассмотрение различных видов организационных изменений;

- анализ организационной структуры и процессов управления исследуемого объекта с распознаванием проблем и определением причины их возникновения;

- разработка путей совершенствования в системе управления исследуемого гостиничного комплекса.

Теоретическая база (составляющая) чрезвычайно широка, отвечает всем условиям для возможности исследовать поставленные задачи в современных условиях. Особенно отметим труды таких авторов: Д.Нортона и Р. Каплана; можно выделить работы Зайцевой Н.А., Сорокиной Т.В., Волова А.В., Скобкина С.С., Кобяк М.В. Непосредственно развитие методики сбалансированной системы показателей (BSC) применительно к гостиничной индустрии нашло свое отражение в исследовании Ситченко Л.Ю. и многих других современных авторов.

В структуре работы можно выделить несколько составных частей: введение – обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи; в первой главе - рассматриваются теоретические аспекты организационных структур; во второй главе – рассматриваются основные направления опыта организации деятельности ГУП «ТЭК СПб», в его составе базы отдыха «Уют», подробно анализируется организационная структура; заключение - ключевые выводы по проделанной работе.


В качестве методов при проведении исследования применялись следующие: метод статистического наблюдения и группировок; метод обобщающих статистических показателей (абсолютных, относительных, средних величин и коэффициентов); эмпирический системный анализ; теоретический и системный анализ; качественный и количественный анализ моделей; методы стратегического планирования и управления. Перечисленные методы при исследовании выбранной темы сочетались, так как в основе их взаимозависимости находятся объективные балансовые связи, что даёт возможность проверить расчеты взаимоувязки показателей. Кроме того, настоящая работа написана с практическим применением следующих научных методов: описательного метода, заключающегося в сборе данных и проведением первичного анализа этих данных; аналитического метода, заключающегося в выявлении причин, лежащих в основе изучаемого процесса и в выявлении причинно-следственной связи; экономического метода строящегося на базе бухгалтерского учета и статистики; социологического метода, заключающегося в исследовании задач ассоциированных со сбором методических документов для получения эмпирической информации, дающей целостное представление о конкретном явлении. Сочетание и успешное применение данных методов в работе позволит сделать максимально точные выводы и более обоснованные рекомендации.

Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур

1.1. Ключевые понятия и признаки организационной структуры

Любое предприятие (организация) представляют собой некую структуру, разработанную на этапе создания и откорректированную в процессе деловой активности. Такая структура – отражение взаимоотношений между руководящим и рабочим звеньями, что даёт ясное понимание ответственных за принятие управленческих решений.

Любую структуру можно представить схематично в виде блоков, подразделений, отдельных единиц управления, безусловно, связанных между собой. Четкое понимание организационной структуры – моментальная диагностика проблем управления производственными процессами, оценка сильных и слабых сторон, выявление возможностей и угроз.


Структура должна давать ясное представление каким образом могут быть преодолены разногласия и направления коллектива к единой цели.

«Состряпанная на глазок» орг. структура чревата значительным увеличением сроков выполнения работ услуг, путаницей в документах, перекладыванием одним работником своих обязанностей на другого (при отсутствии оптимально сформированного разделения обязанностей).

Итак, структура организации – это выделение структурных подразделений структурных подразделений и установление связей между ними с целью обеспечения координации деятельности персонала как единой организации [9, с. 20]. Таким образом, организационная структура (далее орг. структура) - это создание предприятия в зависимости от его целей, потребностей и размеров.

Если рассмотреть классификацию организационной структуры, то ее можно разделить на два вида связей или коммуникаций:

1. Иерархические (вертикальные) коммуникации;

2. Функциональные (горизонтальные) коммуникации (связь).

Иерархическая коммуникация строится на подчинении одного подразделения другому.

Функциональные или горизонтальные коммуникации строятся на взаимодействии подразделений друг с другом без подчинения одного подразделения другому. Они основываются на разграничении функций, разделении труда, интеграции и координации работы подразделений.

Организация структур труда подразделяется и на такие ее виды как простая структура управления (линейная и функциональная) и сложная структура управления.

Линейная структура управления относится к иерархической или горизонтальной коммуникации и основана на трех уровневой системы управления: низшего, среднего и высшего [17, 122 с.].

К низшему уровню управления относится руководители, имеющие в своем подчинении рядовых исполнителей. К среднему уровню управления относятся руководители, в подчинении которых есть руководители низшего звена. Данный уровень организационной структуры может отсутствовать у небольших предприятий с ограниченной направленностью. Высший уровень обычно представлен генеральным директором или высшим управленческим органом (рис. 1).

Рисунок 1. Уровни системы управления

Краткая характеристика функциональной структуры управления, построенная на горизонтальной коммуникации, была дана выше. Элементами данной структуры являются подразделения, выполняющие конкретные задачи (планирование, учет, управление предприятием, маркетинг и т.д.) (рис. 2). Функциональная структура применима и для одно продуктовых предприятий, и для крупных организаций с узкой спецификой производства, и для организаций, которые осуществляют длительные инновационные проекты.


В любом случае, в функциональной структуре все равно имеются элементы линейной структуры (подчинение одного звена другому), но данное подчинение относится к связи между высшим руководящим звеном и линейными службами.

Линейные и функциональные структуры встречаются в чистом виде редко, чаще имеют место сложные (смешанные) структуры. К смешанным структурам организации относятся линейно – функциональная структура, дивизиональной структура, продуктовая структур, структура по территориальному признаку, структура по процессу, смешанная структура, матричная структура.

Рисунок 2. Функциональная организационная структура

Линейно–функциональная структура представляет собой раздел на функциональные и линейные службы. Данная форма структурной организации характерна для постсоветского пространства.

Дивизиональная структура основана на предоставлении больших полномочий и самостоятельности производственным подразделениям путем передачи последним полномочий функциональных служб. Данная структура встречается чаще в индустриально развитых странах, в условиях диверсификации производства.

Продуктовая структура подразумевает разделение служб в зависимости от производимого товара и наиболее эффективна для организации с большим ассортиментом продукции. Сильные стороны и недостатки продуктовой структуры схожи с дивизиональной структурой.

В основе структуры по территориальному признаку положено разделение в зависимости от расположения на той или иной территории и может быть характерна для предприятий с большим масштабом, действующим на национальном рынке.

Структура по процессу строится на основе производственных циклов организации и наиболее эффективна эта структура для крупных предприятий.

Смешанная структура основана на использовании нескольких выше описанных структур с их недостатками и достоинствами.

Матричная структура имеет кроме стандартных и налаженных структур и структуры дополнительного значения для решения целей или задач временного характера [24, с. 73]. Данная структура является наиболее новой и перспективной (таблица 4). Качество управления при матричной структуре улучшается, т.к. управление ведется сразу, одновременно во всех направлениях (по продукту, регионам и т.д.). Данная структура наиболее эффективна при применении ее в координации управленческих решений.

К новым видам структур относятся горизонтальная, модулярная и гибридная структуры.


Сильные стороны и недостатки рассмотренных структур приведем в таблице 1.

Таблица 1. Сильные и слабые стороны орг. Структур

Сильные

Недостатки

Линейно-функциональная

1. Экономичность, отсутствие одинаковых функций внутри организации

2. Рост профессионализма

3. Эффективность при производстве с ограниченной номенклатурой

1. Недостаточно быстрая реакция из–за необходимости координации

2. Рост нерешенных вопросов на верхних уровнях управления

3. Медленная реализация инноваций

4. Может быть несоответствие целей отдельных подразделений и общей цели

Дивизиональная

1. Гибкость и быстрое принятие решений

2. Децентрализованное решение вопросов

1. Увеличение затрат за счет дублирования работ

2. Возрастает возможность конфликтных ситуаций между подразделениями с близкими функциями

Продуктовая

1. Ориентирована на определенные специфические требования региона

2. Облегчает решение задач, связанных с местным законодательством

1. Служащие скорее ориентированы на региональные цели, а не на общекорпоративные

2. Горизонтальная координация выражена больше, чем координация между региональными подразделениями.

Матричная

1. Ограниченные ресурсы используются рационально

2. Представляет служащим возможность совершенствования не только специальных знаний, но и знания для новых проектов

1. Двойное подчинение, несущее рост конфликтов и напряжения

2. Большие требования к навыкам сотрудничества.

Выше были рассмотрены общие закономерности организационной структуры. Организационная структура устанавливает взаимосвязь между отдельными подразделениями, распределяет степень прав и ответственности.

В организационной структуре гостиниц существуют отделы или звенья, уровни или ступени и коммуникации или связи. К звеньям управления относятся не только структурные подразделения или отделы, но и отдельные специалисты, а также менеджеры, в обязанности которых входит регулирование координации работы нескольких подразделений.

Таким образом, организационная структура управления гостиничным предприятием представляет собой систему подразделений или отделов с определенными взаимосвязями. Можно выделить следующие принципы построения гостиничного предприятия: четкость линии власти; специализация и разделение труда; ограничение деятельности по функциям; соответствие полномочий и ответственности; сфера контроля; разделение ответственности; межфункциональные связи.