Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие и сущность менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент – слово, которое сегодня употребляется достаточно часто.

Менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, который направлен на достижение в ходе хозяйственной деятельности предприятия целей, поставленных его руководством, методом правильного использования имеющихся трудовых ресурсов и материалов с применением функций и принципов менеджмента [8, c.140]

Суть менеджмента в том, что менеджер не владелец акций и работает по условиям найма. Данный управляющий – субъект профессиональной деятельности, т. е. он имеет практический опыт работы и необходимые навыки, прошел специальную подготовку.

Управление производством – его организация, а также определение перспектив. Важны и долгосрочные, и краткосрочные перспективы [3, c.138].

Суть менеджмента связана с тем, что если рационально использовать имеющиеся ресурсы, то при маленьких затратах можно будет добиться максимальных итогов. У менеджмента есть свой экономический механизм, который направлен на решение тех проблем, которые в хозяйственной деятельности возникают при реализации технологических, социально-экономических, социально-политических и других задач.

Тема работы позволяет понять сущность менеджмента как ту проблему, которая связана с экономическим, правовым и организационным механизмом управления организацией, новым статусом учреждения как субъекта социального партнерства и рыночных отношений [2, c.122].

Объект исследования - менеджмент.

Предмет исследования – понятие менеджмента, взаимосвязь менеджера и предпринимателя.

Цель исследования – изучить понятие менеджмента и взаимосвязь менеджера и предпринимателя.

Задачи исследования:

– изучить понятие и сущность менеджмента,

– определить функции и принципы менеджмента,

– рассмотреть этапы развития менеджмента,

– изучить понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности,

– определить понятие менеджера,

– выявить различия предпринимателя и менеджера.

В этой связи можно особо выделить исследования общих проблем менеджмента, содержащиеся в трудах О.Г. Грохольской, Ю.В. Васильева, А.Т. Глазунова, Ю.А. Конаржевского, В.И. Загвязинского, Л.Г.Логиновой, Г.И. Лукина, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, А.А. Орлова, Н.К. Сергеева, П.И. Третьякова, Л.А. Харисовой, Т.И. Шамовой и других.

Методы исследования: теоретический анализ научной (социологической, философской, управленческой, психологической) литературы.


Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие и сущность менеджмента

Понятие «Management» англоязычного происхождения и означает грамотную работу администратора.

Многие «менеджмент» путают с «управлением», но у этих терминов есть различия. Управлять можно разными, в т. ч. неодушевленными объектами, к примеру, газонокосилкой или самолетом. Объект работы менеджера – именно люди: коллектив органа власти, предприятия, некоммерческой организации [11, c.134].

Рисунок 1.Объекты менеджмента [13, c.142]

Цели менеджмента в том, чтобы определить эталоны для использования при оценке деятельности компании. Основываются они на прогнозах развития предприятия, поэтому точность построения прогнозов - очень важный фактором в менеджменте. Если прогнозы определяются для длительного времени, то их точность не может быть высокой, поэтому, цели менеджмента - достаточно общие [4, c.196].

Цели менеджмента обладают рядом таких черт, как:

- они должны быть четко определены во времени, по данному признаку цели подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

- цели должны быть реальными.

- цели не должны быть противоречивыми;

- возможности предприятия должны быть сопоставимы с задачами;

- цели должны быть измеримыми и сопоставимыми. Это нужно для возможности оценки результатов [15, c.97].

Цели менеджмента подвергаются классификации по многим признакам, среди которых выделяются степень важности, временной признак, содержание цели, охватываемая сфера, степень важности. Сфера менеджмента, которая регулирует деятельность предприятия в долгосрочной перспективе, называется стратегическим менеджментом.

В этой сфере менеджмента разрабатываются планы перспективного развития компании на длительное временя. Эффективное развитие предприятия достигается с помощью удерживания преимуществ в конкурентной борьбе, оперативного реагирования на изменение факторов во внешней среде [1, c.139].

Цели стратегического менеджмента – определение правильной стратегии, которая даст предприятию возможность достичь максимального развития. Для достижения данной цели разрабатывается комплекс мероприятий, среди которых грамотное перераспределение ресурсов, планирование, организация и контроль за мероприятиями, которые направлены на достижение цели, обозначение и поиск более успешных путей развития.


Цели стратегического менеджмента разрабатываются на срок не меньше 5 лет. Эффективное достижение целей зависит от слаженности работы взаимосвязанных подразделений организации, которые влияют на результат. Новые тенденции, которые влияют на изменение факторов внешней среды, определяют формирование принципов стратегического менеджмента [6, c.115].

Финансовый менеджмент на предприятии отвечает за управление финансовыми ресурсами компании. Он регламентирует отношения между субъектами хозяйствования по вопросам использования, перераспределения и получения финансовых средств. Под сферу влияния финансового менеджмента попадают расходы и доходы предприятия, пассивы и активы, платежный баланс. Финансовое состояние организации зависит от грамотного менеджмента [9, c.57].

Основные цели финансового менеджмента – увеличение благосостояния владельцев предприятия с помощью увеличения максимального размера прибыли в долгосрочной перспективе, а также максимальное увеличение стоимости предприятия на рынке.

В рамках достижения этих целей финансовый менеджмент определяет количество финансовых ресурсов, которые необходимы для достижения задач, обеспечивает эффективное применение имеющихся ресурсов предприятия, оптимизирует денежный оборот и расходы предприятия, обеспечивает минимизацию финансовых рисков и максимизацию прибыли, стремится обеспечить устойчивые темпы роста потенциала организации.

Акцентированные цели менеджмента предприятию позволяют четко идти к целям и рационально расходовать человеческие и материальные ресурсы [5, c.167].

Задачи менеджмента:

- постоянный поиск новых рынков и их последующее освоение;

- грамотная организация мотивации работников предприятия с помощью формирования конкурентоспособных условий труда и зарплат;

- подбор специалистов с высоким уровнем квалификации;

- контроль уровня эффективности деятельности организации и процесса достижения целей;

- определение актуальных для предприятия ресурсов и поиск методов их обеспечения;

- разработка системы мероприятий, которые позволят качественно и быстро достигать цели;

- формирование стратегии развития структуры компании [17, c.91].

Рисунок 2. Задачи менеджмента [6, c.119]

При этом необходимо понимать, что по мере того, как сама компания растет и расширяется ее прайс, будут усложняться задачи менеджмента. Технологии управления развиваются, что позволяет сохранять приемлемый уровень эффективности тем, на ком лежит ответственность за качество работы сотрудников.


Задача менеджмента – апробирование и разработка научных подходов, призванных обеспечивать эффективную и стабильную работу организации на практике [18, c.112].

На коммерческом предприятии менеджер отвечает за получение компанией прибыли и рациональное использование ее ресурсов: экономических, технологических и кадровых. Также в зону ответственности менеджеров различного профиля входит снижение рисков компании, составление прогнозов, обеспечение экономической безопасности, инвестирование средств и привлечение стороннего капитала. Именно поэтому в крупных корпорациях, как правило, имеется целый штат различных руководителей, каждый из которых имеет свою зону ответственности [1, c.142].

Таким образом, менеджерами разного уровня являются любые сотрудники предприятия, в чьи обязанности входит руководство коллективом, начиная с генерального директора, и заканчивая, например, бригадиром, который следит за рабочими. Как правило, менеджеры делятся на три категории: высшее, среднее и низшее звено.

1.2 Функции и принципы менеджмента

Сегодня в любой организации существует управленческий процесс, который заключается в реализации функций, выполнять которые должен каждый руководитель.

Понятие функции менеджмента в себя должно включать осуществление планирования, организации, мотивации и контроля, которые необходимы для достижения и формулирования целей предприятия [16, c.76].

Основные функции менеджмента помогают руководству устанавливать направления принятия решений, которые обеспечивают единство целей для всех членов организации. Следовательно, с применением такого инструмента, как планирование, руководством обеспечивается одно направление всех усилий членов организации для достижения ее общих целей.

Функции менеджмента – основные аспекты процессов управления независимо от особенностей организации. Процесс управления характеризуется 5-ю этапами: планирование, организация, мотивирующая часть, осуществление контроля, координация [12, c. 113].

Классификация функций менеджмента:

1.По содержанию деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль,

2. По масштабам времени: стратегическое, тактическое, оперативное.

3. По этапам процесса управления: целеполагание, анализ, принятие управленческого решения.


4. По сферам развития объекта управления: управление экономическими, организационными, социально-психологическими, технологическими процессами.

5.По факторам производственного процесса: управление продуктом, персоналом, информацией, финансами [4, c.201].

Принципы менеджмента это закономерности, правила и основополагающие идеи, которые призваны помочь руководителю в управленческих функциях.

Но для удобства и наглядности следует разделить принципы на две группы: общие и частные [19, c. 149].

К общим принципам относятся следующие:

–Принцип применимости — разработка действующего и реального руководства для всех работающих сотрудников;

– Принцип системности — охват всей системы с учетом всех взаимосвязей внутренних и внешних, структуры и системы в целом;

– Принцип многофункциональности — охват различных сфер и аспектов деятельности;

– Принцип интеграции — внедрение способов отношений и взглядов сотрудников внутри компании, поддержание внутренней системы компании;

– Принцип ориентации на ценности — комментарии излишне на мой взгляд [8, c. 154].

К частным принципам относятся:

– Принцип централизации и децентрализации;

– Принцип научной обоснованности — каждое действие должно быть обосновано;

–Принцип плановости;

– Принцип сочетания прав, ответственности и обязанностей;

– Принцип автономии — или же принцип частной самостоятельности и независимости;

– Принцип иерархии и обратной связи;

– Принцип мотивации;

– Принцип демократизации — один из важнейших принципов менеджмента сегодня

– Принцип государственной законности;

– Принцип органической целостности - подразумевается гармония и целостность объекта и субъекта;

– Принцип мобильности и устойчивости управления [20, c. 191]

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью масштаба и структуры категории, универсальностью и системностью использования в разных сферах деятельности. Их главная особенность в том, что каждая функция менеджмента – отдельный процесс управления по разработке средств влияния на персонал и его деятельность для достижения результатов социально-экономической системы [2, c. 137].

Задачи планирования:

– обеспечение целенаправленного развития в целом организации и всех структурных подразделений;

– перспективная ориентация, раннее распознавание проблем развития.

– координация деятельности работников и структурных подразделений организации. Реализуется как согласование действий по подготовке планов и как реакция на возникающие проблемы и помехи при выполнении планов;