Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие и сущность менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– формирование объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет объективно оценивать деятельность предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми;

– стимулирование трудовой активности работающих. Успешное выполнение заданий – объект особого стимулирования, а также основание для взаимных расчетов, что создает эффективные мотивы для скоординированной и продуктивной деятельности всех участников;

– информационное обеспечение сотрудников организации [6, c.48].

Этап постановки задачи планирования – формирование цели и анализ проблемы планирования. Выражение целей планирования зависит от разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в сравнении и изучении ожидаемого или фактически достигнутого на момент разработки плана состояния объекта планирования с необходимыми целевыми значениями параметров [12, c. 117].

Этап разработки плана предусматривает формирование вариантов решения проблемы прогнозирование, планирования возможных последствий их реализации для предприятия, оценку вариантов, а также принятие планового решения.

Этап реализации решения заключается в доведении решения до работников в виде плановых показателей, нормативов, заданий [17, c.101].

Эффективность планирования зависит от соблюдения принципов планирования:

– Принцип единства – плановая деятельность звена предприятия связана с плановой деятельностью всего предприятия. Все планы, которые разрабатываются на предприятии – взаимосвязанная система.

– Принципы участия, т.е. процесс планирования должен привлекать всех, кого он затрагивает.

– Принцип непрерывности, т.е. процесс планирования осуществляться должен постоянно.

– Принцип гибкости, т.е. планы составляться должны так, чтобы в них было можно вносить уточнения из-за изменяющихся условий деятельности предприятия.

– Принцип точности, т.е. план должен быть составлен с той точностью, которая позволит его реализовать [10, c. 152].

Основные задачи организации:

– Формирование структуры предприятия исходя из его размера, технологии, целей, качества персонала и иных переменных;

– Определение конкретных режимов работы подразделений, параметров, отношений между подразделениями;

– Обеспечение деятельности предприятия ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными, материальными) [13, c. 157].

Основной показатель высокой организации управления – быстрая реакция на изменения внешней среды. Можно выделить две концепции организации управления: единовластие и соучастное (партисипативное) управление [8, c. 243].


Этапы:

– Построение организационной структуры, выделение подразделений, определение их функций, задач, состава.

– Установление взаимосвязей и соподчиненности, определение прав, ответственности и обязанностей должностных лиц и структурных подразделений. Достигается это путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, которые определяют внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и сотрудников в организации.

– Обеспечение этих взаимоотношений – распорядительство (доведение распорядительных актов до подчиненных). Распорядительное воздействие осуществляется методом: издания распоряжений, приказов, устных указаний; нормированием; инструктированием; регламентированием [15, c. 103].

Функция организации способствует реализации функции контроля и иных функций управления. При выполнении функции организации необходимо руководствоваться такими принципами, как:

– разделение труда (поручение разных задач сотрудникам);

– объединение сотрудников в подразделения или группы;

– координация видов деятельности, поручение каждой группе, путем установления рабочих взаимоотношений, т.е. каждый сотрудник должен знать, кто им руководит и сроки выполнения работ.

– единство цели – конкретный работник и каждое подразделение предприятия должны работать на общую цель, т.е. задачи и цели разных работников и подразделений не должны противоречить общим целям предприятия;

– применение эффективных норм управляемости (число сотрудников, которыми может эффективно управлять один руководитель) [3, c.168].

При организации и планировании рабочего процесса руководство принимает решение, что конкретно данная структура организации должна выполнять, в какой момент и кто это должен сделать.

В зависимости от того, насколько эффективен был выбор, получаем возможность преобразовать решения в результат, при этом используя следующий аспект функции менеджмента – мотивацию [15, c. 113].

Главная цель этого этапа – активизация работников и побуждение в них желания активного труда для достижения целей, которые обозначены в плане развития. Для этого применяются экономические и моральные способы стимулирования, формируются все условия для развития и проявления потенциала тех людей, которые работают в подразделениях организации.

Контроль обеспечивает достижение целей предприятия. Данный аспект нужен для устранения и выявления проблем и недочетов заранее, перед тем как они станут непоправимыми. Также он применяется для стимулирования успешной работы.


Основной аспект - координация, задача которой в достижении слаженной работы структур компании методом становления рациональных коммуникаций между ними. При помощи данной функции менеджмента происходит управление ресурсами, устанавливается взаимосвязь между подразделениями. Правильная координация обеспечивает единую и согласованную работу на всех стадиях управленческой работы руководителей и менеджера [20, c. 214].

Методы управления – способы осуществления управленческой деятельности, которые применяются для достижения целей.

Основу системы методов, которые используются в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая комплексный, системный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как экспериментирование, моделирование, конкретно-исторический поход, социологические и экономико-математические измерения и т.д. [7, c. 167]

Общенаучные методы в своей совокупности составляют фундамент, на котором возводится многогранное и многоуровневое сооружение более специфических, конкретных методов, используемых в практике и теории управления. Все их многообразие классифицировано может быть по двум основаниям:

– по содержанию применяемых методов, их организационным формам и направленности,

– по осуществляемым ими функциям [11, c, 228].

По организационным формам, направленности и содержанию методы управления делятся на:

– организационно-административные, которые основаны на директивных указаниях управленческих высших структур. Выполнение одной работы возможно в разных условиях: гибкого реагирования, жесткого регламентирования, установления границ деятельности, постановки общих задач и др. Организационные методы управления свое место находят в выявлении более эффективного типа влияния на коллектив. Всю их совокупность классифицировать можно по трем группам методов: правового, распорядительного и организационного воздействия;

– экономические, которые обусловлены и поддерживаются экономическими стимулами. Это совокупность способов влияния методом создания экономических условий, побуждающих сотрудников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения задач. Среди экономических способов влияния выделяются ценообразование, финансирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование [9, c. 98];

– социально-психологические, которые применяются для увеличения социальной активности индивидов, их общностей и групп, действующих в управляемой подсистеме. Они охватывают такие области, как: повышение мотивации на результативность труда; повышение деловой активности; развитие социальных интересов и потребностей; усиление ответственности сотрудников за выполнение задания; повышение квалификации при росте карьеры; устранение и предотвращение конфликтных ситуаций и т.д. [14, c.164]


Методы решения проблем:

– Технология мозгового штурма – стимулирование творческих начинаний в генерировании идей. Идея излагаться должна свободно и записываться в таблицу. Обсуждение не производится до того, пока не приступят к этапу оценки данных идей.

– Технология «рыбий скелет». Причинно-следственная диаграмма. В разрезе категорий (рабочая сила, методы, материалы, машины, окружающая среда) строится причинно-следственная диаграмма, где в направлении главной стрелки отражается проблема, а в направлениях боковых стрелок отражаются причины, которые сгруппированы [12, c. 136]

1.3. Этапы развития менеджмента

Первый этап развития менеджмента начался в начале 20 столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел принципы и научные подходы построения системы управления. Применяя систему управления, которая разработана Ф. Тейлором, американские фирмы и в целом Америка наглядно продемонстрировали ее значимость, а также влияние на развитие экономики. Но системный анализ модели управления, которая предложена Ф.Тейлором, показал, что данная система нашла пока ограниченное применение из-за непонимания ее сущности рыночными структурами, фирмами, а также их руководителями [13, c. 241].

Именно под влиянием учения Тейлора немного позже появляются научные труды по менеджменту Ганита, Гильберта, Френка.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основании учения Ф.Тейлора, но с новыми подходами. Появится, а также апробируется на практике адмистративная (классическая) школа управления, родоначальники которой – П. Урвик, А. Файоль, П. Слоун, Д. Муни. А. Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, которая раскрывает его принципы, функции и необходимость теоретического исследования [19, c. 241].

Третий этап развития менеджмента – «неоклассический», зарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с такими учеными, как Д. Муни, А. Файоль, Э. Мейо, П. Слоун. На данном этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента – 1940-1960 гг. В данный период происходит эволюция управленческой мысли, направленная на развитие теории организации менеджмента на основании достижений социологической и психологической наук, которые оказывают решающее влияние на человека в системе управления [3, c. 234].


Пятый этап развития управленческой мысли от всех предыдущих отличается тем, что происходит развитие количественных современных методов обоснования управленческих решений под влиянием широкого применения в практике электронно-вычислительной техники и экономико-математических методов. Данный процесс развивается по настоящее время. К примеру, Д.Макгрегор впервые свою теорию обосновал и доказал, что отношение менеджера к подчиненным значительно воздействует на их поведение, а также на рабочий климат в компании [6, c. 189].

В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения объективности (период развития данной концепции - 1950-1960 г.).

Шестой этап развития менеджмента отнести можно к 1970-1980 гг. Учеными - управленцами разрабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых в том, что организация – открытая система, которая приспосабливается к внутренней среде (организации) необходимо искать во внешней среде. Исходя из данного посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и разными моделями управления. К данному периоду относятся теории:

– «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика,

– «стратегического менеджмента» И. Ансоффа,

– «конкурентоспособности, конкретной стратегии, потребительских качеств ресурсов и продукции» Портера и т.д. [1, c. 177]

Седьмой этап – 80-е гг., которые ознаменовались возникновением новых подвидов в управлений, неожиданным открытием «организационной структуры» как механизма управления, успешно использованного Японией и иными государствами, с важнейшими по силе влияния управленческими методами [16, c. 197].

Восьмой этап развития менеджмента – 90-е гг. На данном этапе просматриваются основные три тенденции:

– создание поведенческих социальных элементов – усиление внимания как к организационной культуре, так и к разным формам демократизации управления, участие сотрудников в прибылях, в реализации управленческих функций в иных сферах деятельности;

– возврат к прошлому - понимание значения технической, материальной базы производства;

– усиление международного характера управления. Переход многих государств к открытой экономике, организации современной деятельности, участие в конкурентной борьбе [5, c.169].

По утверждению М. Мескона и иных ученых, за всю историю эволюции систем управления человечество разработало только три разных инструмента управления, т.е. влияния на людей.