Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие и сущность менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– привлечение сторонних экспертов к решению задач, которые поставлены высшим руководством [19, c. 263].

Профессия менеджера – работа в различных сферах, вне зависимости от того, управляет ли он небольшим отделом или предприятием. Основная цель данного специалиста – рост прибыли конкретной компании или сокращение ее расходов.

Описание профессии менеджера и список его должностных обязанностей зависят во многом от того, на каком уровне управления специалист находится. В направлении выделяют 3 международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: наличие навыков и опыта, образование, умение применить на практике теоретические знания [3, c. 169].

Менеджеры бывают:

– низшее звено – младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры не требуется даже профильного образования. Пример такого сотрудника – администратор учреждения по предоставлению услуг или магазина, мастер, заведующий кафедрой, менеджер по продажам;

– среднее звено. В данном случае не обойтись без высшего образования. Управление ведется на уровне факультета, цеха, отдела, одной из точек сети. Этот менеджер контролирует деятельность начальников низшего звена;

– высшее звено – самая малочисленная категория. Даже в больших компаниях эти управленцы представлены группой только из нескольких человек. Часто эти сотрудники обладают дипломами в ряде сфер, опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора магазинов, предприятий, образовательных и иных социальных учреждений, производств [8, c. 187].

Несмотря на похожие принципы работы управленцев во всех сферах, изначально лучше определиться с тематикой. Направление развития карьеры установить поможет профориентация. Путем тестов, которые разработаны статистиками и психологами, определяются отрасли, которые конкретному человеку более интересны.

Огромное влияние на деятельность менеджеров оказывает их положение в горизонтальной плоскости. Функциональные менеджеры отвечают за деятельность отделов, которые выполняют одну из необходимых для ведения операций компании функций. Все их подчиненные имеют похожие навыки и опыт [10, c,139].

К функциональным отделам относятся отдел продаж, отдел рекламы, производственный отдел, отдел человеческих ресурсов, бухгалтерия и финансовый отдел. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность маркетинговых и производственных отделов, продающих и выпускающих товары и услуги. Можно отдельно выделить менеджеров по человеческим ресурсам и финансовых менеджеров, деятельность которых обеспечивает деятельность линейных отделов [2, c. 96].


Генеральные менеджеры отвечают за несколько выполняющих разные функции отделов. К пример, генеральный менеджер подразделения отвечает за все отделы, функционирующие в нем. Обязанности генеральных менеджеров схожи во многом с функциями менеджеров проектов, поскольку им приходится координировать работу работников самых различных отделов [16, c.132].

Менеджеры проектов играют важную роль в современных компаниях. При создании новых товаров они координируют взаимодействия производственников, финансистов и маркетологов. По мере того как компании сокращают уровни управления, переходя на горизонтальные, более плоские структуры, потребность в менеджерах проектов увеличивается. Одно из главных требований к этим руководителям — развитые человеческие навыки, поскольку для достижения успеха проекта им нужно координировать работу самых различных работников [11, c. 144].

2.3. Принципиальные различия предпринимателя и менеджера

Предприниматель и менеджер - это не одно и тоже.

Предприниматель - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди [9, c.125].

Несколько более частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам [20, c.201].

Основная сложность для предпринимателей - не найти идею или ресурсы, а найти своего клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. То есть сыграть другую по сути роль - роль «менеджера». Предприниматель работает в своем бизнесе, находится «внутри» него: дело Предпринимателя неотрывно от него самого, оно гибнет, начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает работать над своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть легко отделен от него и передан другому менеджеру, например - профессиональному Управляющему» [4, c. 312].


Различие между предпринимателем как собственником и менеджером как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат [12, c.111].

Менеджер и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике и имеют разные цели. Менеджер находится в организации, все его внимание направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, ради которых создана фирма, четко функционировало. Предприниматель находится во внешней среде по отношению к организации [10, c. 154].

Предприниматель внимательно следит за сферой потребления и свою главную задачу видит в том, чтобы вовремя зафиксировать дисбаланс между спросом и предложением, увидеть появление новых потребностей, либо предложить (а иногда и навязать) новые стандарты потребления. Это порождает у него предпринимательские идеи, которые он в виде мотивов передает в организацию, чтобы менеджеры их реализовали.

Предприниматель заинтересовывает менеджеров в производстве нового продукта (услуги) будущей предпринимательской сверхприбылью, получение которой возможно до тех пор, пока не установится новое равновесие, т.е. не произойдет насыщение рынка новым продуктом или услугой [6, c. 129].

Менеджер стремится, чтобы организация действовала отлажено, как часовой механизм, а процессы управления, построенные им, были стабильны и эффективны. А предприниматель заставляет менеджеров отказываться от налаженных схем производства и производить новое. Без менеджеров он не может реализовать свои идеи и достичь цели, а у последних без предпринимателя нет стимулов непрерывно развивать свою организацию.

Роли предпринимателя и менеджера являются полярными - менеджер стабилизирует деятельность, а предприниматель ее разрушает, в результате чего происходит непрерывное обновление производства и расширяются возможности потребления [14, c. 157].

Тандем «предприниматель-менеджер» является ресурсом современного рынка, ускорителем процессов преобразований и нововведений. Предприниматель контур производства и потребления собирает в единое целое, и в этом заключается его основная роль в рыночной экономике. Если существующие организации не могут реализовать цели предпринимателя, то он создает новую организацию, принципиально отличающуюся от имеющихся, что еще более способствует ускорению общественного развития.


Менеджер может играть роль предпринимателя, как это уже было рассмотрено в предыдущем параграфе, но наряду с ней он исполняет и другие. Исходя из различия деятельностных позиций, можно утверждать, что для того, чтобы менеджер стал эффективным предпринимателем, он должен совмещать позиции, то есть одновременно смотреть во внешнюю среду и во внутреннюю. Это очень сложно, и при длительном совмещении, в конечном счете, одна из позиций берет верх. Как правило, страдает управление, так как предприниматель по своей природе не склонен заниматься кропотливой менеджерской деятельностью по стабилизации процессов в организации [13, c. 104].

Менеджер получает заработную плату за конкретный труд в организации, за вполне определенную деятельность. Предприниматель же в основном занят специфическим мышлением, он рискует, организуя новое. Но если он правильно все предугадал, то его предвидение приносит очень высокий доход. Не случайно по статистике развитых стран доход предпринимателей примерно в три раза превышает доходы менеджеров [19, c.101].

Предпринимательское управление необходимо на малых предприятиях, в неустойчивой рыночной среде. Если деятельность малой организации успешна, то она начинает расти и со временем становится крупной. В корпорациях существуют формы организационного разделения позиций предпринимателя и менеджера, что способствует ускорению процессов развития, модернизации, создания и потребления новых продуктов и услуг [15, c. 163].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство. Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутрифирменного управления.

Предпринимательство принято рассматривать как инициативную деятельность, направленную на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.

Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.

Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.


В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера как предпринимателя.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. М.: Юрайт, 2018. — 239 с.

2.Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — М.: Юрайт, 2017. — 422 с.

3.Афоничкин, А. И. Основы менеджмента: учебник / А. И. Афоничкин, Н. Д. Гуськова, Д. Г. Михаленко; под ред. А. И. Афоничкина. — М.: Юрайт, 2018. — 338 с.

4.Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2015. - 496 с.

5.Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017.