Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие и сущность менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Иерархия – организация, где главное средство влияния отношения власть - подчинение, давление на человека сверху при помощи принуждения, контроля над распределением благ.

– Культура - признаваемые и вырабатываемые обществом групповые ценности, организации, социальные нормы, шаблоны, установки поведения, ритуалы, которые человека заставляют вести себя именно так, а не иначе.

– Рынок – наличие сети равноправных отношений по горизонтали, которые основаны на купле-продаже услуг и продукции, на равновесии интересов покупателя и продавца, на отношениях собственности [4, c. 227].

На каждом этапе развития менеджмента формировались школы управления. М. Мескон выделяет 4 такие школы, где показаны принципы и методы их формирования.

Школа научного управления:

– Отбор сотрудников, которые лучше всего подходят для реализации задач, и их обучение.

– Применение научного анализа для выявления лучших способов реализации задачи.

– Обеспечение сотрудников ресурсами, которые требуются для эффективной реализации их задач.

– Отделение обдумывания и планирования от самой работы.

– Правильное и систематическое применение материального стимулирования для роста производительности [2, c. 275].

Классическая школа управления:

– Описание функций управления.

– Развитие принципов управления.

– Систематизированный подход к управлению всей компанией [15, c.201].

Школа поведенческих наук и школа человеческих отношений:

– Использование приемов управления межличностными отношениями для роста производительности и удовлетворенности.

– Применение наук о человеческом поведении к формированию и управлению организацией так, чтобы каждый сотрудник полностью мог быть использован согласно его потенциалу [11, c. 214].

Школа науки управления:

– Углубление понимания управленческих сложных проблем благодаря применению и разработке моделей.

– Развитие количественных методов в помощь тем руководителям, которые принимают решения в сложных ситуациях [14, c. 169].

К основным направлениям развития научных школ управления отнести можно такие подходы, как:

– административный;

– научного направления;

– с точки зрения науки о поведении;

– с точки зрения человеческих отношений;

– к управлению как к процессу;

– с точки зрения количественных методов;

– ситуационный,

– системный.

Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, однако, менялась организация управления от простых методов управления к сложным [16, c. 137].


2. МЕНЕДЖЕР И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

2.1. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности

«Предпринимательство» — это рисковая деятельность, которую ведут граждане, целью которых является регулярное получение прибыли. Чтобы реализовывать предпринимательскую деятельностью в России необходимо осуществлять ее в одной из специальных организационно-правовых форм. Применительно к избранной форме будут определены конкретные права и обязанности управляющих лиц, статут их имущества [20, c. 184].

Предпринимательская деятельность иначе называется коммерческой и ставит перед собой целью, как уже указывалось выше, обязательное извлечение прибыли. Но следует отметить, что кроме коммерческих юридических лиц в России можно создавать и некоммерческие (партии, религиозные объединения, фонды), у которых нет подобной цели, но они могут получать доход от своей деятельности.

К предпринимательской можно отнести любую деятельность, которая связана с получением прибыли. Понятия «рынок» и «предпринимательство» неразрывно связаны. Прежде всего к предпринимательской деятельности относится деятельность инициативной энергичной особы, которая, являясь владельцем определенных материальных ценностей, использует их для организации собственного бизнеса [10, c. 162].

Предпринимательство, которое осуществляется в разных областях экономической жизни, отличается по содержанию и по форме, а также по способу внедрения бизнес-идей. Бизнесмен может выбирать, хочет ли он самостоятельно производить товары и услуги, или имеет желание выступать посредником между производителем и потребителем.

Предпринимательство является особым видом деятельности, который служит источником экономического развития и доходов. В его основе лежит новаторская человеческая деятельность, при реализации которой каждая личность может реализоваться и воплотить в жизнь свои идеи [5, с.68]

Российский Гражданский кодекс определяет предпринимательство как особую форму экономической активности, которая основана на инновационных подходах к процессу производства и поставке на рынок товаров, которые не только приносят доход предпринимателю, но и дают осознание его значимости [19, c. 211].


Сущность явления предпринимательской деятельности в современной экономической теории подменяется основной целью, которая ставится перед данным видом деятельности – извлечением дохода.

Кроме этой цели, предприниматели преследуют также следующие:

– производство товаров и оказание услуг;

– развитие бизнеса;

– достижение различных целей социальной направленности.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они не могут существовать отдельно. Например, прибыль невозможно получить, если не производить товары или услуги. В свою очередь товар/услуга станут бесполезными, если не будут являться благом для общества. В свою очередь без прибыли не может развиваться бизнес [9, c. 110].

Предприниматель – основной субъект предпринимательской деятельности, который вступает во взаимодействие с иными участниками процесса, среди них партнеры, работники, потребители, государство.

Гражданский кодекс определяет, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать юридические лица и дееспособные физлица. Физическое лицо при этом должно быть зарегистрировано в порядке, который установлен законом, без образования юридического лица. Сюда также входят приватные нотариусы и адвокаты [1, c. 177].

Законодательство устанавливает возраст, с которого человек может реализоваться в сфере предпринимательства. Он составляет 18 лет. Но в некоторых случаях, которые определены законом, это может быть более ранний возраст.

В качестве юр. лица выступает организация, имеющая в собственности (или на основании других прав) обособленное имущество, которая может нести определенные обязательства, приобретать имущественные и неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в судебном органе [3, c.189].

Созданным юридическое лицо считается с момента его государственной регистрации, проведенной в порядке, установленном законом. В его названии есть указание на организационно-правовую форму. Статья 50 делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие структуры. Основной целью первых является получение прибыли и ее распределение. Вторые же используют прибыль для своего развития и достижения статутных целей [8, c. 254].

Российская Федерация позволяет заниматься предпринимательством:

– гражданам страны, которые по закону не ограничены в деятельности;

– иностранцам и особам без гражданства в рамках полномочий, которые установлены законом РФ;

– объединениям граждан.


Запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность:

– военным и правоохранителям;

– гражданам, которые в силу своих должностных обязанностей должны контролировать деятельность предпринимателей;

– гражданам, которые ограничены законом.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ [12, c. 230].

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», который был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

– Физическими и юридическими лицами;

– Органами гос. власти РФ;

– Органами гос. власти субъектов РФ;

– Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса [2, c.156].

2.2. Понятие менеджера

По мнению П. Друкера «менеджер – человек, который обеспечивает лидерство, дает направления, вырабатывает и принимает решения».

Менеджер – наемный управляющий, который следит за предоставлением услуг, оборотом товаров или производством. Он управляет отделом или организацией, работает непосредственно в офисе или удаленно [18, c. 132].

Менеджмент как направление – организация рабочего процесса на всех отдельных отрезках или этапах. Чем выше профессионализм сотрудника и длиннее список навыков, тем шире его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Основная движущая сила менеджера – применение имеющихся ресурсов. Он должен выбирать критерии оценки деятельности компании, налаживать систему контроля и планирования [15, c.209].

В реализации чужого или своего замысла менеджера характеризует множество факторов и мнений, стремление снизить риск. Его восприятие эволюционно и направлено на долгосрочную перспективу.

При применении ресурсов менеджер, в первую очередь, заинтересован в реализации тех условий, которые поставлены владельцами бизнеса, и в формировании стабильной системы распределения ресурсов. Универсальные процедуры и схемы менеджер старается создать во всех областях своей деятельности, не исключая личную жизнь [8, c.186].


Менеджер – тот, кто свою работу умеет организовать так, чтобы она укладывалась в расписание «с 9 до 18»; умеет дело поставить так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск, не останавливается с его отъездом в командировку; знает все, что ему нужно знать, и знает, у какого специалиста он выяснит то, что самому ему необязательно знать; он работает с организацией дела, а не с делом [9, c.102].

Предприниматель работает в собственном бизнесе, находится «внутри» него: дело Предпринимателя от него самого неотрывно, оно гибнет, начиная с того момента, когда Предприниматель прекращает им заниматься. Менеджер начинает работать над собственным бизнесом и получает хороший итог, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть от него легко отделен и передан иному менеджеру, к примеру - профессиональному Управляющему [5, c.168].

Для менеджера важен объем властных полномочий и его статус, размер материального вознаграждения.

Главные качества успешного современного менеджера:

– высокий профессионализм;

– способность поощрять сотрудников за хорошую работу, критиковать, когда это необходимо, подчиненным оказывать помощь, когда они в этом нуждаются;

– умение поддерживать совершенствования и новшества, поощрять сотрудников к откровенности, а также проведению групповых эффективных дискуссий;

– умение придерживаться собственной принципиальной линии и др. [4, c.241]

В конце 1960-х гг. Г. Минтцберг выделил 3 роли менеджера:

– информационная роль. Менеджер занимается обработкой, передачей и приемом информации, которая необходима для работы компании;

– координационная (коммуникационная) роль, в рамках которой менеджер организует взаимодействие сотрудников;

– руководящая роль. Руководитель принимает те решения, которые становятся основой деятельности компании [9, c. 115].

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей менеджера входят такие пункты:

– определение стратегических целей, а также составление планов по реализации задач;

– контроль, ведение и запуск деятельности компании для поддержания ее результативного и бесперебойного функционирования;

– анализ деятельности компании в кадровой сфере, оценка деятельности сотрудников, составление планов поощрения и мотивации работников;

– оценка уровня риска договоренностей, их соблюдение;

– анализ рынка для выявления спроса на профильные услуги или товары;

– поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;