Файл: Правосубъектность потребительского кооператива (Гражданско-правовая характеристика потребительского кооператива).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жилищный кооператив считается реорганизованным в форме преобразования с момента государственной регистрации товарищества собственников жилья, создаваемого в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Ликвидация жилищных и жилищно-строительных кооперативов осуществляется по основаниям и в порядке, которые являются общими для всех юридических лиц и установлены статьями 61 - 65 ГК РФ. Главное отличие ликвидации юридического лица от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает универсального правопреемства, то есть перехода прав и обязанностей, например, ликвидированного кооператива к другим субъектам. Поэтому при ликвидации жилищный или жилищно-строительный кооператив прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен в статье 22 Закона N 129-ФЗ. Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

С момента внесения в Государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица такое юридическое лицо прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).

При реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемнику такого кооператива в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного кооператива в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс кооператива не дает возможности определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по всем обязательствам реорганизованного кооператива перед его кредиторами.

Член реорганизованного кооператива становится членом одного из вновь возникших кооперативов в порядке, установленном решением о реорганизации кооператива, принятым общим собранием членов кооператива, а в случае разделения или выделения кооператива - по решению суда в соответствии с его решением.


Особенности ликвидации жилищных накопительных кооперативов установлены статьей 14 Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее Закон N 215-ФЗ)[18]. Кооператив может быть ликвидирован добровольно или по решению суда. Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации кооператива, если последний неоднократно нарушал Федеральный закон N 215-ФЗ или совершил хотя бы раз его грубое нарушение.

Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Решение о добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии имеет право принять общее собрание членов кооператива.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия на управление делами кооператива. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.

В случае ликвидации кооператива проводится обязательная оценка имущества (движимого и недвижимого имущества, прав требования, долгов) ликвидируемого кооператива. Оценка должна быть проведена до утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия по требованию членов кооператива обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества ликвидируемого кооператива. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива по согласованию с Банком России.

Член кооператива, которому кооператив предоставил в пользование жилое помещение, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса вправе внести оставшуюся часть своего паевого взноса. Имущество кооператива, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами кооператива пропорционально их паям.

Согласно статье 10 Федерального закона N 190-ФЗ, кредитный кооператив может быть ликвидирован: по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); по решению суда.

В случае если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше установленного Федеральным законом N 190-ФЗ минимального количества, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда. После принятия решения о ликвидации кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием, а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом.


Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом N 66-ФЗ и другими федеральными законами (статьи 40, 41 Закона N 66-ФЗ).

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано добровольно в любое время без указания оснований. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в ГК РФ, то есть любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не влияет на правообладателей земельных участков, иного недвижимого имущества - бывших членов ликвидируемого объединения. За ними сохраняются их права и обязанности относительно указанного имущества, в том числе право собственности на земельные участки. В случае если гражданин пользовался земельным участком на основании договора аренды, заключенного между садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением и органом местного самоуправления либо частным лицом, он вправе требовать заключения договора аренды с ним непосредственно либо заявить о желании выкупить это имущество в установленном законом порядке.

2. Особенности правового статуса отдельных видов потребительских кооперативов

2.1. Жилищный (жилищно-строительный) кооператив

Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях - юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (статья 110 ЖК РФ).


Итак, целями создания жилищного или жилищно-строительного кооператива являются: удовлетворение потребностей граждан в жилье; управление многоквартирным домом.

Как видите, статьей 110 ЖК РФ определены две формы жилищной кооперации: жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

Если жилищный кооператив на средства членов кооператива приобретает жилой дом, то жилищно-строительный кооператив на средства членов кооператива, выступая в качестве застройщика, ведет строительство жилого дома с последующим заселением по завершении строительства.

Жилищные кооперативы обоих видов в дальнейшем участвуют в реконструкции и содержании многоквартирного дома.

Жилищный кооператив является разновидностью некоммерческой потребительской кооперации, что следует из статьи 50 ГК РФ, поэтому он не может ставить целью его создания извлечение прибыли из своей деятельности. Хоть ГК РФ и предусматривает возможность осуществления потребительским кооперативом приносящей доход деятельности, но только при условии того, что это предусмотрено его уставом и это служит достижению целей, ради которых он создан, а также, если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ).

Следует обратить внимание на то, что положения ЖК РФ не применяются к жилищно-накопительным кооперативам, создаваемым в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах". Данные кооперативы действуют строго в рамках этого Закона. Не распространяются нормы ЖК РФ и на иные (создаваемые для удовлетворения жилищных потребностей граждан) специализированные потребительские кооперативы, действующие на основе специального федерального закона.

Правом на вступление в жилищные и жилищно-строительные кооперативы на основании пункта 1 статьи 111 ЖК РФ обладают не только граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, но и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме. Сохраняют право членства в кооперативах юридические лица, являющиеся членами жилищного или жилищно-строительного кооператива, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно до 1 декабря 2011 года.

Государственные или муниципальные органы могут оказывать содействие в создании жилищных кооперативов. Граждане, указанные в статье 49 ЖК РФ, имеют преимущественное право на вступление в кооперативы, созданные при содействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 111 ЖК РФ).


Напомним, что статьей 49 ЖК РФ установлен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Граждане, указанные в статье 49 ЖК РФ, - это граждане, нуждающиеся в жилом помещении и принятые на учет для получения жилья по договору социального найма. К ним относятся прежде всего малоимущие граждане (пункт 2 статьи 49 ЖК РФ). К иным категориям граждан относятся инвалиды, участники Великой Отечественной войны, лица, получившие лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы, другие граждане (пункт 3 статьи 49 ЖК РФ).

Решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива принимают его учредители (лица, желающие создать кооператив) на общем собрании, что установлено пунктом 2 статьи 112 ЖК РФ.

Учредители - физические лица могут участвовать в собрании лично или через своих представителей, уполномоченных надлежаще оформленными доверенностями.

Представлять интересы юридических лиц вправе их исполнительные органы (директор, генеральный директор и другие), уполномоченные на это законом и учредительными документами, либо иные лица, наделенные соответствующими полномочиями в силу доверенности. На учредительном собрании принимается решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива и утверждении его устава[19].

Пунктом 1 статьи 112 ЖК РФ установлены следующие границы численности членов кооператива: не менее пяти; не более количества жилых помещений в кооперативном доме.

Решение об организации жилищного кооператива считается принятым, если за него проголосовали лица, желающие вступить в этот кооператив (учредители). На собрании решается вопрос в отношении регистрации кооператива, а также утверждается его устав (статья 112 ЖК РФ).

По результатам голосования составляется протокол, где указываются все физические и юридические лица, проголосовавшие за создание жилищного кооператива.

Устав и протокол собрания представляются в орган государственной регистрации юридического лица. С момента государственной регистрации кооператива лица, проголосовавшие за его организацию, становятся членами кооператива.

Устав кооператива является единственным учредительным документом как жилищного, так и жилищно-строительного кооператива. При этом юридическое значение устава состоит также в том, что устав - это локальный нормативный документ, обязательный для всех членов данного кооператива и самого кооператива как юридического лица.