Файл: Понятие и виды функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Функции управления — это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач. Различие задач и функций проявляется в том, что функции — это повторяющийся вид деятельности организации, а задачи — это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время.

Цель работы – исследовать теоретические и практически аспекты реализации функций менеджмента.

Задачи работы:

1) исследовать понятие функций менеджмента и дать их характеристику;

2) рассмотреть вопросы проектирования функции менеджмента;

3) исследовать конкретные функции менеджмента;

4) проанализировать и дать оценку реализации функций менеджмента директором ООО «Правит»;

5) разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функций менеджмента в исследуемом предприятии.

Объектом исследования является ООО «Правит».

Предмет исследования – функции менеджмента.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды в области менеджмента, публикации по исследуемой теме.

Методы исследования: сбор и обработка информации, анализ, расчет и оценка абсолютных и относительных экономических показателей, метод наблюдений, фотография рабочего дня и др.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Понятие и виды функций менеджмента

1.1.Понятие функций менеджмента и их характеристика

Функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда[1].


Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем. А. Файоль в книге «Общее и промышленное руководство», изданной в 1916 г., выделил семь функций, относящихся к управлению предприятием: пять основных направлений деятельности предприятия (техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная); управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль); правление (руководство)[2].

А. Файоль подчеркивал, что управленческую функцию не следует путать с руководством. Руководить, значит, вести предприятие к намеченной цели, пытаясь оптимальным образом использовать все имеющиеся резервы и обеспечивать стабильность шести основных функций. Управление же - одна из шести функций, стабильность которых должна обеспечиваться руководством[3].

Состав общих (основных) функций управления А. Файоля со временем приобрел новое содержание, и хотя единого понимания в этом составе до сих пор не достигнуто, считается, что эти функции присущи деятельности руководителей вне зависимости от занимаемого места в должностной иерархии или сферы деятельности. В публикациях по менеджменту функция руководства иногда подменяется функцией мотивации или координации, регулированием и координацией, ставится в один ряд с другими общими функциями управления или вообще выводится из состава общих функций управления.

В настоящее время наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие управленческих решений[4].

К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль[5].

Функция планирования (предвидения) состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия[6].


Функция предвидения, выделенная А. Файолем в качестве важнейших
функций управления и состоящая в «подготовке будущего», получила за прошедшее столетие существенное развитие, как в плане целей, так и в плане
механизмов. Если в начале прошлого века планирование деятельности организации в основном исходило из анализа факторов внутренней среды организации, то с развитием рынка и усилением конкуренции в странах с рыночной экономикой в планировании все больше внимания должно было уделяться анализу и учету воздействия на деятельность организации многообразных факторов внешней среды. Это определило развитие методов анализа, прогнозирования, а затем и стратегического планирования[7].

Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления[8].

Проектирование организации включает решение следующих задач: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; установление связей между частями и координация; соблюдение масштаба управляемости и контроля; распределение прав и ответственности; определение адекватного условиям и задачам организации соотношения централизации и децентрализации в управлении; дифференциация и интеграция.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации[9].

Условия и факторы, побуждающие людей к той или иной деятельности или поведению, рассматривались многими специалистами в разных областях знания. В менеджменте на необходимость стимулирования работников к более производительному труду обращал внимание в своих работах основоположник теории научного управления Ф. Тейлор. Этой цели должно было служить материальное стимулирование выполнения и перевыполнения норм труда. На возможность и необходимость использования не только материальных, но и других стимулов указывал основоположник бихевиаристского (поведенческого, социального) направления в менеджменте, которое в двадцатом веке получило широкое развитие в известных теориях мотивации и управленческой практике многих организаций.

К принципам мотивации относят: установление и доведение до работников четких целей и задач; увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки; гласность, наличие обратной связи; создание благоприятных условий для эффективной работы; учет личных качеств работников; использование преимущественно положительных стимулов; единство моральных и материальных методов стимулирования[10].


Контроль - это процесс обеспечения фактического достижения организацией намеченных результатов путем установления стандартов, измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о корректирующих действиях[11].

Контроль, как одна из основных функций управления, необходим как для исправления ошибок и недостатков, предотвращения кризисных ситуаций, так и для поддержки успешных действий. Чтобы контроль был действенным и достигал необходимых результатов, руководитель должен не только получать информацию о состоянии и результатах работы, но и доводить свою оценку до подчиненных, для чего необходима система обратной связи[12].

Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления.

Конкретные функции управления процессами ориентируются на разнообразные процессы, из которых состоит деятельность организации, с разной степенью их детализации. Например, можно выделить управление снабжением, производством и сбытом продукции. Можно выделить более узкие направления: управление основным производством, вспомогательным, обслуживающим производством, управление маркетингом[13]. В качестве результатов деятельности организации (или выходов) рассматривается не только выпускаемая предприятием проекция, но и прибыль, рентабельность, качество продукции, объемы производства и реализации, уровень затрат. Соответственно выделяют конкретные функции по управлению результатами: управление качеством, управление производительностью, управление затратами, управление доходами[14].

Управленческий цикл включает следующие стадии:

Стадия № 1: целеполагание (Ц) и планирование (П). Подготовка, обоснование и принятие решений по целям деятельности и путям их достижения (цикл: цель - ситуация - проблема - решение). Определение цели деятельности предполагает процессы, обеспечивающие ее детализацию и конкретизацию посредством функции планирования (включая прогнозирование) [15].

Стадия № 2: организация (О) и мотивирование (М). Подготовка, обоснование и принятие решений для организационного и мотивационного обеспечения того, что запланировано (цикл: цель — ситуация - проблема - решение).

Стадия № 3: регулирование (Р) и координация (Ко). Подготовка, обоснование и принятие решений в ходе практической реализации решений, принятых на первой и второй стадии (цикл: цель - ситуация - проблема - решение). Обеспечение достижения цели в процессе ее реализации невозможно без функций регулирования и координации[16].


Стадия № 4: контроль (К). Исследование и совершенствование управленческого цикла, подготовка, обоснование и принятие решений по подведению итогов завершенного управленческого цикла (цикл: цель - ситуация - проблема - решение). Подведение итогов процесса достижения цели предполагает учет, анализ и оценку результатов ее достижения, выявление и исследование проблем в управленческом цикле, разработку мероприятий по совершенствованию нового управленческого цикла[17].

Управление - это единство стадий: 1) управленческое решение по целям деятельности в целом и путям их достижения, 2) обеспечение реализуемости принятого решения, 3) реализация решения, 4) исследование и совершенствование управления по результатам управленческого цикла. На каждой из этих стадий соответствующие функции управления характеризуются своим специфическим циклом: цель - ситуация - проблема - решение[18].

Эти функции выполняют как руководители, так и исполнители на всех уровнях иерархии управления. Разница между функциями руководителя и исполнителя показана в табл. 1. Здесь в семи колонках по вертикали представлены функции индивидуального управленческого цикла, когда человек сам управляет своим трудом (Ц, П, О, М, Р, Ко, К).

Таблица 1

Взаимосвязь функций индивидуального управленческого

цикла и функций управления людьми в условиях кооперации[19]

Примечание: числитель дроби — функция управления как субъект воздействия (функция руководства), знаменатель дроби - функция управления как объект воздействия (функция индивидуального управленческого цикла в условиях кооперации).

В колонке слева в семи строках представлены функции управленческого цикла (Ц, П, О, М, Р, Ко, К,), но уже как функции, которые принадлежат новой сущности - организационному целому (кооперации), носителем которых является новая функция - функция руководства[20]. Например, объектом воздействия со стороны руководителя являются управленческие циклы его заместителей по функциональным и производственным направлениям деятельности предприятия. Соответственно производственный и функциональный руководитель объектами своего воздействия имеют управленческие циклы возглавляемых ими подразделений по иерархической цепочке подчиненности вплоть до рабочих мест операторов производственного процесса[21].