Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Теоретические основы затрат, расходов, издержек предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Важность правильного формирования состава затрат и их учета очевидна. От рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, являющихся основными составляющими затрат при изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг, зависят не
только размер получаемой прибыли: (при прочих равных условиях), но и определение налога на прибыль, жизнедеятельность самой организации и
другие аспекты.

Цель работы состоит в проведении анализа затрат и разработке рекомендаций по их снижению в ООО НПГФ «РЕГИС».

Задачи работы:

  1. рассмотреть сущность и классификацию затрат, расходов, издержек;
  2. рассмотреть методику анализа затрат;
  3. представить организационно-экономическую характеристику ООО НПГФ «РЕГИС»;
  4. провести экономический анализ затрат и определить пути их снижения.

Объектом исследования является ООО НПГФ «РЕГИС».

Предметом исследования выступают затраты, расходы, издержки предприятия.

Теоретическую основу работы представляют фундаментальные труды российских ученых, а также специалистов по вопросам управления затратами, их учета и снижения, калькулирования себестоимости товарной продукции.

Методологическую базу исследования составляют методы логического, структурного, функционального, сравнительного, факторного анализа, теоретического моделирования и прогнозирования, а также статистические и экономико-математические методы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    1. Глава 1. Теоретические основы затрат, расходов, издержек предприятия

1.1. Сущность и классификация затрат, расходов,

издержек предприятия

Затраты – это расход материальных, трудовых, финансовых, природных,
информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для
обеспечения процесса расширенного воспроизводства[1]. По экономическому
содержанию затраты предприятия подразделяются на три группы:


1) на производство и реализацию продукции, то есть текущие затраты (эта группа затрат представляет себестоимость продукции и отражает затраты простого воспроизводства);

2) на расширение производства, то есть расходы на прирост основного и
оборотного капитала, а именно в инвестиции;

3) на содержание и создание объектов социально-культурного назначения[2].

Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период, времени. Во-первых, затраты характеризуются денежной оценкой всех ресурсов, используемых при производстве и реализации продукции; во-вторых, затраты
имеют целевую установку, то есть они связаны с производством и реализацией продукции; в-третьих, затраты относятся к определенному периоду времени, то есть должны быть отнесены на продукцию заданный период времени[3].

Затраты возникают в момент приобретения ресурсов в результате: выплаты денег; приобретения в кредит; товарообменных операций. Затраты организации могут быть подразделены: на затраты, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода (затраты на производство); затраты активообразующие[4].

Затраты на производство подразделяют на прямые, то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции (работ, услуг), и косвенные (накладные), не связанные непосредственно с конкретным продуктом, а обусловленные процессом организации, обслуживания производства и управления им[5]. Затраты на организацию производства и управление не капитализируются в активы, а списываются в расходы отчетного периода. Затраты активообразующие - это затраты, обеспечивающие выгоды в будущем, стоимость которых капитализирована в активы, представленные в виде реальных объектов (права, амортизируемое имущество).

Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на конкретные цели. В этой дефиниции следует выделить три момента:

1) затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

2) величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

3) понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами. Такими задачами могут быть производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы. Без указания цели понятие затрат становится неопределенным, ничего не означающим[6].


В последнее время происходит подмена понятий «затраты», «издержки»,
«расходы», хотя каждый из этих терминов имеет самостоятельное значение.

Затраты - весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов. При этом в экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» используются и такие как «расходы», «издержки». Многие авторы считают их синонимами и не делают различий между этими понятиями. Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, экономичности производственного процесса, его прибыльности[7]. Особенности затрат как объекта управленческого учета заключаются:

1. в динамизме, при котором затраты находятся в постоянном движении,
изменении (постоянно изменяются цены на приобретаемые средства и предметы труда, пересматриваются нормы расхода трудовых затрат);

2. многообразии (многоэлементный состав), требующем применения различных приемов и методов управления ими;

3. трудностях измерения, учета и оценки (абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет);

4. сложности и противоречивости влияния затрат на финансовый результат (например, повысить финансовый результат страховых операций можно за счет уменьшения величины страховых выплат, которые, в свою очередь, явились результатом увеличения расходов на урегулирование ущерба и его обработку[8].

В управленческом учете взаимосвязь понятий «затраты», «издержки»и
«расходы» можно представить схематично (рисунок 1)[9].

Рисунок 1 - Взаимосвязь понятий «затраты», «издержки» и «расходы» [10]

Понятие «затраты» является емким (обширным) - оно характеризует
совокупность всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребление которых направлено на осуществление производственно-
финансовой деятельности организации. Затраты - это уменьшение активов (денежных средств или иного имущества) или увеличение обязательств (долга), связанное с возникновением издержек.

Часто понятие «затраты» отождествляется с понятием «расходы», однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут быть синонимами. Понятие «расходы» закреплено в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[11]. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)[12].


Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящих к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. Расходы текущего отчетного периода, обусловленные полученными в этом отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о финансовых результатах до тех пор, пока не будет признан доход. Такой подход
называется соответствием расходов и доходов[13].

Согласно нормативным актам по бухгалтерскому учету затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если соблюдается одно из
следующих условий: получены доходы в результате их (расходов) осуществления; имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в
текущем отчетном периоде, так и в будущих отчетных периодах[14].

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о финансовых результатах, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат). В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов[15]. Соотношение понятий «затраты» и «расходы» проиллюстрировано на
рисунке 2[16].

Рисунок 2 - Соотношение понятий «затраты» и «расходы» [17]

В таблице 1 приведены определения понятия «расходы» в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в Налоговом кодексе РФ.

Таблица 1

Определения понятия «расходы»

По ПБУ 10 99. п. 2

По НК РФ, ст. 252

Расходами организации признается
уменьшение экономических выгод в
результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)

Расходам и в целях исчисления налога на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в установленных случаях и убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода


Расходами считаются только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах компании в виде готовой продукции, незавершенного производства, остатков полу фабрикатов для собственного потребления, незавершенных объектов капитального строительства, нематериальных активов[18]. Другими словами, расходы - это уменьшение активов или увеличение обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с распределением прибыли между акционерами. Выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продуктов труда образуют себестоимость работ[19]. Под фактической себестоимостью работ понимается совокупность всех затрат организации, связанных с производством и сдачей работ[20]. В целях налогообложения понятие «себестоимость» не применяется, поскольку сумма расходов, которая в текущем отчетном периоде принимается к вычету при исчислении налога на прибыль, не соответствует величине фактической себестоимости работ в бухгалтерском учете. На счета издержек производства и обращения могут быть отнесены только текущие затраты[21].

Эффективность организации и ведения учета затрат на производство и
продажи продукции (работ, услуг), правильность оценки незавершенного
производства, достоверность показателей себестоимости работ и финансовых
результатов от обычных видов деятельности организации во многом зависит от классификации затрат[22]. Классификация затрат осуществляется по совокупности признаков, приведенных таблице 2 в зависимости от целей и задач учета затрат. Состав элементов затрат определяется основными факторами
производства, к которым относятся средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. Группировка затрат по экономическим элементам позволяет
определить суммы названных видов сметных (плановых) и фактических затрат на производство по организации в целом, независимо возникновения и направления использования.

Таблица 2

Принципы и признаки классификации затрат[23]

Цель и задачи учета производственных затрат

Принципы классификации затрат

Признак классификации

1

2

3

Затраты, используемые для калькулирования

Размеры хозяйствующего субъекта; особенности технологии, техники и организации производства; номенклатура вырабатываемой продукции; роль в процессе производства

По отношению к техническому процессу по способу включения в себестоимость отдельных видов продукции; по отношению к отчетному периоду; по составу; по бухгалтерской методологии; по отношению к объему производства; по возможности капитализации

Затраты, данные о которых являются основанием для планирования и анализа

Аналитичность; факторы снижения; прогностичность расчетов; эластичность; важность в планировании; целесообразность выделения; удельный вес в общих затратах

По возможности планирования; по
возможности нормирования; по юридическому признаку; по целесообразности